русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Региональная безопасность


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 5543; Нарушение авторских прав


Экономическая безопасность региона - это такое равновесное состояние экономики и институтов власти региона, которое характеризуется устойчивостью, стабильностью и поступательностью развития и при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальной направленности политики даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

В интересах обеспечения национальной безопасности региона следует констатировать, что под ним будет пониматься субъект Российской Федерации, потому что только он имеет соответствующие силы и средства для обеспечения своей безопасности и является представителем региональной политики.

Место регионального блока в системе понятий «национальная безопасность» аналогично месту понятия «государственная региональная политика» в системе общероссийской политики. Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или, по другой, более общей формулировке, как состояние защищенности человека и окружающей среды от чрезмерной опасности. На современном этапе в центре внимания государственных органов находятся вопросы стабилизации социально-экономического развития не только в федеративном, но и региональном разрезе. Все разнообразие проявления негативных последствий сложившихся и ожидаемых кризисных ситуаций, имеющих место в целом по стране, свое конкретное содержание (в виде условий места и времени) находит на региональном уровне.

Основные региональные проблемы сегодня сводятся к следующим:

а) необходимость выявления конкретных регионов, где формируются кризисные ситуации такой глубины, при которой возникает угроза национальной (федеративной) безопасности; б) исследование и анализ кризисных ситуаций, обусловленных спецификой (конкретикой) того или иного региона в силу его территориальных, природно-климатических, производственных, институциональных, этнографических и иных особенностей.



Региональная кризисная ситуация выражается в таком изменении социально-экономического состояния региона, предотвращение которого требует вмешательства федеральных институтов власти и использования чрезвычайных методов государственного регулирования территориального/регионального развития.

Для отслеживания социально-экономической ситуации в регионах Госкомстат РФ использует шесть групп индикативных показателей: социальные и экономические индикаторы; индикаторы, характеризующие ситуацию в сельском хозяйстве; инвестиционные и финансовые индикаторы; индикаторы, характеризующие результативность институциональных преобразований.

Для мониторинга социально-экономической ситуации в 76 регионах России, а также для оценки регионального аспекта экономической безопасности, аналитическим управлением Госкомстата РФ предлагается в экспериментальном порядке использовать следующие социально-экономические индикаторы:

- прожиточный минимум;

- заработная плата;

- просроченная задолженность по зарплате;

- уровень безработицы;

- отношение числа безработных к числу вакансий;

- уровень преступности;

- уровень образования;

- дифференциация доходов и др. Значимость индикаторов определена в баллах. При этом больший балл означает большую значимость показателя. Результаты проверки позволили сделать ряд выводов, обобщение которых дало возможность сгруппировать регионы по четырем классам.

Первый - самая многочисленная группа, где ситуация спокойная и устойчивая. Это социально и экономически стабильная группа.

Второй - например, Тюменская область, где сочетаются высокий уровень заработной платы, низкая безработица и высокий уровень преступности. Данный регион определен как неблагополучный.

Третий - регионы, где высокий прожиточный минимум, высокий уровень преступности и небольшое число вакансий, что характеризует их как неблагополучные.

Четвертый - регионы центра России и ряд автономных республик, по индикаторам близкие к первому классу, но обращают на себя внимание низкий уровень заработной платы, высокая безработица и малое число свободных рабочих мест.

Дифференциация и группировка регионов РФ по такого рода индикаторам дает также возможность их оценки с позиций уровня и характера развития, например, как отсталых и депрессивных.

Объекты экономической безопасности региона:

- трудовая занятость населения региона;

- уровень жизни;

- трудовая мотивация;

- отношение населения региона к проводимым реформам;

- внутренний региональный рынок;

- обеспечение населения продовольствием;

- конкурентоспособность продукции региональных производителей;

- экологическое состояние региона;

- структура регионального промышленного производства и др.

На региональном уровне угрозы рассматривают в следующем контексте:

- социально-политический (уровень и динамика безработицы, ослабление трудовой мотивации, увеличение нагрузки на занятых в связи с содержанием социальных иждивенцев, уровень и динамика жизни населения региона, дифференциация доходов населения, обеспеченность продовольствием и т. п.);

- системно-управленческий (спад производства, снижение темпов экономического роста, недогрузка производственных мощностей, закрытие отдельных производств, снижение научно-технического потенциала, снижение конкурентоспособности региональной продукции, свертывание НИОКР, нарушение финансовой стабильности в регионе и др.);

- внешнеэкономический (свертывание производства в экспортных отраслях, потеря (сужение) внешнего рынка, снижение в экспорте доли наукоемкой продукции, усиление сырьевой направленности экспорта, снижение инвестиционной привлекательности регионального рынка, утрата продовольственной независимости, увеличение на внутреннем рынке доли импортной продукции и т. д.).

К основным угрозам регионального развития России сегодня относят сепаратизм, социально-экономическую дифференциацию развития, депрессивность развития части субъектов федерации и др.

Основными направлениями обеспечениябезопасности региона (в самом общем виде) должны стать: объекты безопасности и защиты; субъекты опасностей и угроз; характеристики, особенности возникновения и распространения опасностей и угроз; предполагаемый ущерб; цели, задачи и режимы функционирования системы обеспечения безопасности.

На развитие российских регионов оказывают воздействие внутренние и внешние факторы,и это воздействие носит комплексный характер. Так, например, под воздействием глобализации контуры разных экономических регионов пересекаются, образуют причудливые «узоры» новой политической, социальной, экономической и культурной географии. Понятие «регион» в данном контексте имеет экономический, а не административный смысл. Например, в Европейском Союзе, согласно методике, принятой Европейской Комиссией, сфера действий мероприятий региональной политики ЕС не должна обязательно совпадать с административными границами соответствующих территориальных единиц. По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются 2,25-3,0% ВВП в год.

Территориальные диспропорции в размещении производительных сил и неравномерность социально-экономического развития - естественные признаки, характерные как для отдельных регионов, так и дл; страны в целом. В современных условиях проблемы неравномерности развитияна региональном уровне приобретают особую остроту. География региональных диспропорций не является чем-то незыблемым - она меняется под воздействием научно-технического прогресса, технологических новаций, структурных сдвигов в производстве, иногда под влиянием политических факторов. Превращение отсталых ранее районов в высокоразвитые требует длительного времени, больших финансовых затрат и согласованных действий властей всех уровней. Цена отсталости, издержки для тех, кто не успевает вписаться в новую, формирующуюся под воздействием глобализации систему мирового хозяйства, по сравнению с прошлым многократно возрастают. Шансы на включение в глобальную экономику у отдельных регионов явно не равны.

Сложившаяся административно-территориальная форма регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост ее регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития. В частности, старые административные формы российских регионов оказались мало восприимчивы к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы. Так, в мире новые крупные регионы становятся более активными игроками на глобальном рынке: они способны продуцировать более масштабные проекты; их столицы претендуют на более высокий статус в мировой региональной иерархии; схемы развития транспортных путей, системы расселения становятся более простыми и понятными. Укрупнение регионов как способ обеспечить их конкурентоспособность и минимизировать непроизводительные расходы, в полной мере использовать известный всем экономистам «эффект масштаба» является процессом, набирающим силу и обретающим все новые формы.

Доминирующая в стране внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил, в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же, или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Примерно одна четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику, и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации.

Предлагаемые методики оценки конкурентоспособности региона, как правило, включают следующие блоки:

1) уровень жизни населения;

2) занятость населения;

3) демографическая ситуация;

4) производственный потенциал;

5) научно-технический потенциал;

6) бюджетно-финансовая сфера;

7) инвестиционный климат;

8) экологическая ситуация;

9) правопорядок.

На основе приведенной классификации показателей, статистических данных регионального развития можно определить систему критериев, характеризующих безопасность на региональном уровне в сравнении с общероссийскими показателями:

- объем регионального ВВП (РВВП) и его доля в национальном ВВП;

- объем РВВП на душу населения;

- доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, машиностроения;

- удельный вес импорта во внутреннем потреблении;

- удельный вес экспорта в региональном производстве;

- соотношение производства новых видов продукции в общем объеме выпускаемой продукции;

- объемы инвестиций в % к РВВП;

- уровень инфляции;

- показатели безработицы;

- распространение теневой экономики;

- уровень образования;

- применение современных технологий;

- расходы на научные исследования в % к РВВП.

При построении концепции обеспечения региональной безопасности,которая не противоречит концепции экономического развития страны, целесообразно учитывать следующее.

Первое.Безопасность региона - это системное свойство этого региона, позволяющее ему развиваться и процветать (вершина развития) в условиях неопределенности риска. Сущностным элементом конкурентоспособности региона, «линзой», через которую рассматриваются все аспекты и стороны этой региональной характеристики, является стабильное и устойчивое развитие, в пределах региона, целостного комплекса - человек, социум, природа, экономика. Целостность этого комплекса достигается при условии выработки единой системы ценностей, целей и интересов каждого человека, жителя данного региона, целостного социума (государства, общества, наций, народностей и др.) и той части природы, которая очерчивается границами данного региона.

Второе.Этот целостный, обладающий субъектно-объектными свойствами комплекс (человек-социум-природа-экономика) в ходе функционирования, существования проявляет себя в различных сферах - духовной, социальной, политической, экономический, государственной, экологической и др., составляя содержание такого свойства этого комплекса, как конкурентоспособность. Поэтому региональные социальная, политическая, экономическая, экологическая и др. компоненты безопасности как явления, отражают, в качестве имманентных характеристик, его динамику и развитие.

Третье.Вконцепции обеспечения региональной безопасности такого рода динамика есть подвижность составных элементов конкурентоспособности региона как системы свойств; она может быть выражена на основе принципа «плавающих акцентов», придающего концепции ситуативный, динамичный, учитывающий меняющиеся условия и факторы характер, показывающий, какой спектр факторов сегодня должен быть выделен для особого внимания и рассмотрения.

К стратегическим целям региональной политики

Российской Федерации на данном этапе развития страны относят обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели должно быть направлено:

- на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил), распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территориям и их населению к источникам социально-экономического роста;

- на развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

- на формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационноем-ких секторах экономики;

- на обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Безопасность государства и антикризисное регулирование | Безопасность природно-ресурсного комплекса


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.