Экономическая безопасность региона - это такое равновесное состояние экономики и институтов власти региона, которое характеризуется устойчивостью, стабильностью и поступательностью развития и при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальной направленности политики даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
В интересах обеспечения национальной безопасности региона следует констатировать, что под ним будет пониматься субъект Российской Федерации, потому что только он имеет соответствующие силы и средства для обеспечения своей безопасности и является представителем региональной политики.
Место регионального блока в системе понятий «национальная безопасность» аналогично месту понятия «государственная региональная политика» в системе общероссийской политики. Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или, по другой, более общей формулировке, как состояние защищенности человека и окружающей среды от чрезмерной опасности. На современном этапе в центре внимания государственных органов находятся вопросы стабилизации социально-экономического развития не только в федеративном, но и региональном разрезе. Все разнообразие проявления негативных последствий сложившихся и ожидаемых кризисных ситуаций, имеющих место в целом по стране, свое конкретное содержание (в виде условий места и времени) находит на региональном уровне.
Основные региональные проблемы сегодня сводятся к следующим:
а) необходимость выявления конкретных регионов, где формируются кризисные ситуации такой глубины, при которой возникает угроза национальной (федеративной) безопасности; б) исследование и анализ кризисных ситуаций, обусловленных спецификой (конкретикой) того или иного региона в силу его территориальных, природно-климатических, производственных, институциональных, этнографических и иных особенностей.
Региональная кризисная ситуация выражается в таком изменении социально-экономического состояния региона, предотвращение которого требует вмешательства федеральных институтов власти и использования чрезвычайных методов государственного регулирования территориального/регионального развития.
Для отслеживания социально-экономической ситуации в регионах Госкомстат РФ использует шесть групп индикативных показателей: социальные и экономические индикаторы; индикаторы, характеризующие ситуацию в сельском хозяйстве; инвестиционные и финансовые индикаторы; индикаторы, характеризующие результативность институциональных преобразований.
Для мониторинга социально-экономической ситуации в 76 регионах России, а также для оценки регионального аспекта экономической безопасности, аналитическим управлением Госкомстата РФ предлагается в экспериментальном порядке использовать следующие социально-экономические индикаторы:
- прожиточный минимум;
- заработная плата;
- просроченная задолженность по зарплате;
- уровень безработицы;
- отношение числа безработных к числу вакансий;
- уровень преступности;
- уровень образования;
- дифференциация доходов и др. Значимость индикаторов определена в баллах. При этом больший балл означает большую значимость показателя. Результаты проверки позволили сделать ряд выводов, обобщение которых дало возможность сгруппировать регионы по четырем классам.
Первый - самая многочисленная группа, где ситуация спокойная и устойчивая. Это социально и экономически стабильная группа.
Второй - например, Тюменская область, где сочетаются высокий уровень заработной платы, низкая безработица и высокий уровень преступности. Данный регион определен как неблагополучный.
Третий - регионы, где высокий прожиточный минимум, высокий уровень преступности и небольшое число вакансий, что характеризует их как неблагополучные.
Четвертый - регионы центра России и ряд автономных республик, по индикаторам близкие к первому классу, но обращают на себя внимание низкий уровень заработной платы, высокая безработица и малое число свободных рабочих мест.
Дифференциация и группировка регионов РФ по такого рода индикаторам дает также возможность их оценки с позиций уровня и характера развития, например, как отсталых и депрессивных.
Объекты экономической безопасности региона:
- трудовая занятость населения региона;
- уровень жизни;
- трудовая мотивация;
- отношение населения региона к проводимым реформам;
- внутренний региональный рынок;
- обеспечение населения продовольствием;
- конкурентоспособность продукции региональных производителей;
- экологическое состояние региона;
- структура регионального промышленного производства и др.
На региональном уровне угрозы рассматривают в следующем контексте:
- социально-политический (уровень и динамика безработицы, ослабление трудовой мотивации, увеличение нагрузки на занятых в связи с содержанием социальных иждивенцев, уровень и динамика жизни населения региона, дифференциация доходов населения, обеспеченность продовольствием и т. п.);
- системно-управленческий (спад производства, снижение темпов экономического роста, недогрузка производственных мощностей, закрытие отдельных производств, снижение научно-технического потенциала, снижение конкурентоспособности региональной продукции, свертывание НИОКР, нарушение финансовой стабильности в регионе и др.);
- внешнеэкономический (свертывание производства в экспортных отраслях, потеря (сужение) внешнего рынка, снижение в экспорте доли наукоемкой продукции, усиление сырьевой направленности экспорта, снижение инвестиционной привлекательности регионального рынка, утрата продовольственной независимости, увеличение на внутреннем рынке доли импортной продукции и т. д.).
К основным угрозам регионального развития России сегодня относят сепаратизм, социально-экономическую дифференциацию развития, депрессивность развития части субъектов федерации и др.
Основными направлениями обеспечениябезопасности региона (в самом общем виде) должны стать: объекты безопасности и защиты; субъекты опасностей и угроз; характеристики, особенности возникновения и распространения опасностей и угроз; предполагаемый ущерб; цели, задачи и режимы функционирования системы обеспечения безопасности.
На развитие российских регионов оказывают воздействие внутренние и внешние факторы,и это воздействие носит комплексный характер. Так, например, под воздействием глобализации контуры разных экономических регионов пересекаются, образуют причудливые «узоры» новой политической, социальной, экономической и культурной географии. Понятие «регион» в данном контексте имеет экономический, а не административный смысл. Например, в Европейском Союзе, согласно методике, принятой Европейской Комиссией, сфера действий мероприятий региональной политики ЕС не должна обязательно совпадать с административными границами соответствующих территориальных единиц. По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются 2,25-3,0% ВВП в год.
Территориальные диспропорции в размещении производительных сил и неравномерность социально-экономического развития - естественные признаки, характерные как для отдельных регионов, так и дл; страны в целом. В современных условиях проблемы неравномерности развитияна региональном уровне приобретают особую остроту. География региональных диспропорций не является чем-то незыблемым - она меняется под воздействием научно-технического прогресса, технологических новаций, структурных сдвигов в производстве, иногда под влиянием политических факторов. Превращение отсталых ранее районов в высокоразвитые требует длительного времени, больших финансовых затрат и согласованных действий властей всех уровней. Цена отсталости, издержки для тех, кто не успевает вписаться в новую, формирующуюся под воздействием глобализации систему мирового хозяйства, по сравнению с прошлым многократно возрастают. Шансы на включение в глобальную экономику у отдельных регионов явно не равны.
Сложившаяся административно-территориальная форма регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост ее регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития. В частности, старые административные формы российских регионов оказались мало восприимчивы к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы. Так, в мире новые крупные регионы становятся более активными игроками на глобальном рынке: они способны продуцировать более масштабные проекты; их столицы претендуют на более высокий статус в мировой региональной иерархии; схемы развития транспортных путей, системы расселения становятся более простыми и понятными. Укрупнение регионов как способ обеспечить их конкурентоспособность и минимизировать непроизводительные расходы, в полной мере использовать известный всем экономистам «эффект масштаба» является процессом, набирающим силу и обретающим все новые формы.
Доминирующая в стране внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил, в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же, или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Примерно одна четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику, и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации.
Предлагаемые методики оценки конкурентоспособности региона, как правило, включают следующие блоки:
1) уровень жизни населения;
2) занятость населения;
3) демографическая ситуация;
4) производственный потенциал;
5) научно-технический потенциал;
6) бюджетно-финансовая сфера;
7) инвестиционный климат;
8) экологическая ситуация;
9) правопорядок.
На основе приведенной классификации показателей, статистических данных регионального развития можно определить систему критериев, характеризующих безопасность на региональном уровне в сравнении с общероссийскими показателями:
- объем регионального ВВП (РВВП) и его доля в национальном ВВП;
- объем РВВП на душу населения;
- доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, машиностроения;
- удельный вес импорта во внутреннем потреблении;
- удельный вес экспорта в региональном производстве;
- соотношение производства новых видов продукции в общем объеме выпускаемой продукции;
- объемы инвестиций в % к РВВП;
- уровень инфляции;
- показатели безработицы;
- распространение теневой экономики;
- уровень образования;
- применение современных технологий;
- расходы на научные исследования в % к РВВП.
При построении концепции обеспечения региональной безопасности,которая не противоречит концепции экономического развития страны, целесообразно учитывать следующее.
Первое.Безопасность региона - это системное свойство этого региона, позволяющее ему развиваться и процветать (вершина развития) в условиях неопределенности риска. Сущностным элементом конкурентоспособности региона, «линзой», через которую рассматриваются все аспекты и стороны этой региональной характеристики, является стабильное и устойчивое развитие, в пределах региона, целостного комплекса - человек, социум, природа, экономика. Целостность этого комплекса достигается при условии выработки единой системы ценностей, целей и интересов каждого человека, жителя данного региона, целостного социума (государства, общества, наций, народностей и др.) и той части природы, которая очерчивается границами данного региона.
Второе.Этот целостный, обладающий субъектно-объектными свойствами комплекс (человек-социум-природа-экономика) в ходе функционирования, существования проявляет себя в различных сферах - духовной, социальной, политической, экономический, государственной, экологической и др., составляя содержание такого свойства этого комплекса, как конкурентоспособность. Поэтому региональные социальная, политическая, экономическая, экологическая и др. компоненты безопасности как явления, отражают, в качестве имманентных характеристик, его динамику и развитие.
Третье.Вконцепции обеспечения региональной безопасности такого рода динамика есть подвижность составных элементов конкурентоспособности региона как системы свойств; она может быть выражена на основе принципа «плавающих акцентов», придающего концепции ситуативный, динамичный, учитывающий меняющиеся условия и факторы характер, показывающий, какой спектр факторов сегодня должен быть выделен для особого внимания и рассмотрения.
К стратегическим целям региональной политики
Российской Федерации на данном этапе развития страны относят обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели должно быть направлено:
- на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил), распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территориям и их населению к источникам социально-экономического роста;
- на развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;
- на формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационноем-ких секторах экономики;
- на обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».