Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Фигуры и формы, которые мы наблюдаем, складываются из плоскостей и линий их пересечения. Из плоскостей формируются объемы, из объемов создается пространство. Архитектурное пространство отличается тем, что оно неразрывно связано с человеком, который либо находится внутри, либо наблюдается со стороны. Эстетическую ценность имеют не только элементы, ограждающие пространство, но и само пространство. Отношение между массой материала и пустым пространством, которое она ограничивает или окружает, - одно из первых эмоциональных ощущений при знакомстве с сооружением.
Форма объема здания, как правило, определяется внутренней структурой. Иногда эта зависимость бывает прямой и очевидной, как в одноэтажном доме с плоской крышей. Однако полное соответствие формы оболочки и того, что она в себе заключает, не является обязательным. Неизбежная разница определяется не только толщиной стен и других ограждений, но и пустотами технического и конструктивного назначения. Любое здание с высокой чердачной кровлей, необходимой для удаления воды и снега, имеет внешние габариты, не связанные с функциональным внутренним пространством. В архитектуре прошлого встречаются примеры полной независимости объема от внутреннего пространства. Построение формы здания при этом служило решению особых художественных задач, связанных с внешним видом сооружения и его ролью в ансамбле соседних зданий.
Любое сооружение имеет 3 измерения: длину, высоту, ширину. Трехмерность является основным свойством архитектурного объема, поэтому при проектировании дома главной композиционной задачей становится выявление его объемности с разных точек наблюдения.
Преобладание одной из величин дает характерную особенность той или иной композиции:" высотный дом - при преобладании высоты; " протяженный дом - при преобладании длины; " плоский дом - при преобладании ширины.
В основу классификации объемно-пространственной композиции здания положены такие признаки композиции как: "фронтальность; "пространственность; "объемность.
Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен. Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах - ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.
При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные:" соотношение ширины и высоты;" форма в плане; " силуэт; " наклон относительно вертикали; " оконные проемы.
Выявление фронтальной поверхности осуществляется с помощью различных средств выразительности: членениями (горизонтальными, вертикальными, наклонными, выступающими, заглубленными элементами); " сопоставлением кривых и прямолинейных поверхностей (закругленные углы, выступы эркера);" фактурой и цветом.
С помощью этих средств выявляется форма и строится композиция поверхности. Выявление формы фронтальной поверхности подразумевает в первую очередь выявление ее геометрического характера - плоскостности или криволинейности, сочетания того и другого.
Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу - наклона вперед.
Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается. При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться.
Если членение плоскости вызвано конструктивными или функциональными требованиями, то восстановить фронтальность можно, применив дополнительное членение, но в другом направлении (например, ввести вертикальные пилястры при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов.
Композиционное единство поверхности выявляется 2-мя основными методами:" заполнение заданной поверхности равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней или блоков - руст, применение облицовочного кирпича); " членение плоскости на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и повороты).
Следует заметить, что членение поверхности только в одном направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность с боков, а вертикальные - обращают внимание на верх и низ плоскости.
При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения:" поверхности и проемов; " соподчинения по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.