Рисунок 3.12. Компоновка и кинематические схемы лифтов
Рисунок 3.11.. Конструктивные решения железобетонных сборных лестниц
ЛЕСТНИЦЫ
6.1. Классификация и основные требования
Лестницы предназначены для сообщения между помещениями, расположенными на разных уровнях (этажах), а также для осуществления аварийной эвакуации из зданий людей и имущества и облегчения работы пожарных команд (рис. 3.9, 3.10, 3.11).
Рисунок 3.9. Лестницы многоэтажных зданий:
а — лестничная клетка с вестибюлем;
б — лестничная клетка внутри здания с вентиляционной шахтой;
в — лестничная клетка, разрез;
г — типовые элементы лестницы (площадка и марши)
Лестницы представляют собой несущие конструкции, состоящие из чередующихся наклонных ступенчатых элементов — маршей и горизонтальных плоскостных элементов — лестничных площадок. Для безопасности движения лестницы оборудуют вертикальными ограждениями. Лестницы размещают, как правило, в специально выделенных помещениях, называемых лестничными клетками. Вместе с тем возможно устройство (в южных районах) открытых наружных лестниц.
Лестницы можно классифицировать по следующим признакам:
• по местоположению в здании:
—внутренние; наружные; - внутриквартирные;
—• по назначению:основные, для повседневного сообщения между этажами и эвакуации; вспомогательные, связывающие лестничную клетку с чердаком или подвалом; аварийные, устраиваемые для эвакуации из здания; пожарные, имеющие выход на крышу;
—г лестницы, предназначенные для эвакуации, подразделяются на: тип 1 — лестницы внутренние, размещаемые в лестничных клетках; тип 2 — внутренние открытые лестницы;
Рисунок 3.10. Конструктивные решения лестниц из мелких элементов:
а — с бетонными ступенями и плитами по металлическим косоурам и балкам; б — с бетонными ступенями и плитами по железобетонным косоурам и балкам; в — с железобетонными плитами-проступями по железобетонным косоурам, опертыми на перекрытия;
г — с элементами из дерева
из крупных элементов:
а — с П-образными кессонными маршами; б — с Н-образными складчатыми маршами; в — с Т-образными складчатыми маршами; г — с плитными маршами без фризовых ступеней.
тип 3 — наружные открытые лестницы; — незадымляемые лестничные клетки в зданиях 10 этажей и более:
HI — с входом в лестничную клетку с этажа через открытый
переход (балкон или лоджию);
Н2 — с подпором воздуха в лестничную клетку при пожаре;
НЗ — с входом в лестничную клетку с этажа через тамбур, шлюз;
• по материалу конструкций лестницы бывают:
—из сборного железобетона;
—монолитного железобетона;
—металла;
—дерева;
—комбинированные.
Лестницы должны удовлетворять требованиям:
• прочности и устойчивости, т. е. воспринимать действующие на них нагрузки;
• обеспечивать достаточную пропускную способность (зависит от правильного назначения ширины маршей и площадок, правильного определения числа лестниц в здании и места их размещения);
• быть удобными в эксплуатации.
Удобство ходьбы по лестницам достигают применением соответствующих уклонов маршей, формой ступеней, правильным назначением их числа в маршах, освещением лестниц естественным светом, размерами и формой ограждений;
• быть огнестойкими;
• гармонично сочетаться с интерьером здания;
• соответствовать экономическим требованиям, т. е. иметь наименьшие показатели стоимости, трудоемкости и расхода строительных материалов.
6.2. Особенности конструктивных решений
В зависимости от особенностей конструктивного решения лестницы могут быть:
• из мелкоразмерных элементов, собираемые из отдельных ступеней, уложенных на косоуры. Однако такие лестницы из-за трудоемкости их возведения не получили широкого распространения (рис. 55);
из крупноразмерных элементов, собираемые из лестничных маршей и площадок. Для опирания лестничных маршей в площадках предусматривается специальный выступ — лобовое ребро.
Для уменьшения массы лестничные марши изготавливаются с одним или дву-мя несущими ребрами, с пустотелыми или складчатыми ступнями. Крупноэлементные лестницы могут быть с двумя полуплощадками (рис. 56). Рассмотренные конструкции лестниц более полно отвечают требованиям индустриального строительства. Для удобства пользования лестницами их ограждают перилами высотой до 900 мм, с деревянными или пластмассовыми поручнями. Стойки ограждения закрепляют в гнездах или приваривают к закладным деталям в торцах ступеней.
Чистая лицевая поверхность у сборных железобетонных лестниц не требует дополнительной отделки, за исключением лестниц общественных зданий, где поверху укладывают накладные проступи. Лестничные площадки выпускаются с офактуренным мозаичным или плиточным полом;
• монолитные железобетонные лестницы чаще всего устраиваются в уникальных зданиях, где их применение оправдано по архитектурно-композиционным соображениям. Устройство таких лестниц требует специальной опалубки, больших затрат труда и времени.
Различные конструкции железобетонных лестниц сравниваются по показателям стоимости, трудоемкости и расхода основных материалов, и на основе этих показателей выявляется наиболее эффективный вариант;
• деревянные лестницы устраивают в деревянных зданиях или в качестве внутриквартирных в каменных (рис. 55);
• пожарные и аварийные лестницы изготавливают из металла. Тетивы изготавливают из швеллеров, а ступени — из стальных прутков. Аварийные лестницы имеют площадки, пожарные могут их не иметь;
• входы в подвальные помещения проектируют независимо от основных лестничных клеток и снабжают одномаршевыми лестницами, размещенными в приямках, примыкающих к наружным стенам. Приямок ограждают стенкой и устраивают над ним навес или над стройку;
• выходы на чердаки или покрытия могут быть продолжением лестничных клеток или в виде люка со стремянкой к нему с площадки последнего этажа. Стремянку выполняют по типу пожарной лестницы;
• входы в здания могут иметь входную площадку или крыльцо с несколькими ступенями, опертыми на специальные стенки.
6.3. Лифты
Лифт наиболее распространенный вид механического транспорта в зданиях представляет собой устройство циклического действия для вертикального перемещения пассажиров и грузов в кабине.
Движущейся в шахте по жестким направляющими лифты целесообразно использовать в административных, больничных, жилых и других больших зданиях, подразделяются на пассажирские, служебно-хозяйственные, грузовые и специальные больничные.
Пассажирские лифты могут быть обычными и скоростными если скорость лифта превышает 1,5 м/с, то они применяются как правило в зданиях не менее 10 этажей Но могут применяться и при меньшей этажности.
Пассажирские лифты имеют грузоподъемность 400-700 кг и вмещают от 4 до 11 человек скорость 1 – 1,5 м/с. Лифты общего пользования и служебно-хозяйственные имеют грузоподъемность 1000-1500 кг (14-21 чел.) и скорость 1,3 – 3,5 м/с
Расположение лифтов в зданиях должно обеспечивать быструю и безошибочную пространственную ориентацию посетителей и исключать образование пересекающихся потоков в вестибюлях и коридорах.
Лифты должны быть легкодоступны и располагаться в вестибюле недалеко от входов в здание. В зданиях до 9 этажей лифты располагают обычно около лестниц или в лестничных клетках. В зданиях большей этажности, где лифты являются основным видом вертикального транспорта, а лестницы дублирующим средством передвижения. лифты группируются в узловых частях здания. Количество лифтов в группе не более 2
Предлифтовые помещения имеют ширину не менее ширины кабины лифта.
Лифт непрерывного действия "патерностер" представляет собой многокабинный непрерывно движущийся подъемник с кабинами на одного или двух человек с интервалом равным высоте этажа. Кабины подвешиваются на стальных канатах в лифтовой шахте, имеющей открытые поэтажные проемы для входов и выходов пассажиров, движение кабин осуществляется по замкнутой цепи.
Над лифтовой шахтой устраивается машинное отделение, а в нижней части шахты ё приямок для свободного перемещения кабин в момент изменения направления их движения со спуска на подъем.
Эскалатор - наклонная лестница с движущимися ступенями для перемещения людей между этажами. Эскалаторы используют в универмагах на вокзалах, в станциях метро и других местах непрерывного движения больших масс людей. Эскалаторы дают наибольшую производительность подъема пассажиров непрерывным потоком, пропускная способность эскалатора в 10 раз выше, чем лестницы той же ширины.
Эскалаторы могут быть одинарными, двойными и с большим числом лент.Размещают их в соответствии с направлениями и размерами людских потоков.
Компоновка и кинематические схемы лифтов представлены на рисунке 32.
В общественных зданиях и сооружениях используются в основном три схемы установки эскалаторов с параллельным, с перекрестным и последовательным расположением маршей. Наиболее универсальной с точки зрения оптимальной организации движения пассажиров является третья схема. Для обеспечения пожарной безопасности эскалаторы как средства связи между этажами здания должны дублироваться обычными лестницами, расположенными в огне стойких лестничных клетках. При этом эвакуационная пропускная способность лестниц не должна быть ниже максимальной пропускной способности всех установленных эскалаторов.