русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Понятие рекурсии


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1181; Нарушение авторских прав


РЕКУРСИЯ

Директива INTERUPT

Директива interuptпредназначена для процедур, обрабатывающих прерывания. Такие процедуры имеют стандартный заголовок:

procedure IntHandler(Flags, CS, IP, AX,

BX, CX, DX, SI, DI, DS, ES, BP : Word) ; interupt ;

begin

.

.

end ;



В заголовке отдельные параметры можно опускать (но только с начала списка), промежуточные параметры удалять нельзя, например:

procedure IntHandler(DI, ES, BP : Word) ; interupt ;

{ неправильный заголовок }

procedure IntHandler(DI, DS, ES, BP : Word) ; interupt ;

{ правильный заголовок }

Нельзя в заголовке процедуры обработки прерываний записывать и какие-либо другие параметры.

Рекурсивным называется объект, частично состоящий или определяемый с помощью самого себя. Факториал ¾ пример рекурсивного объекта. Факториал числа n определяется как произведение целых чисел от 1 до n и обозначается n!

Приведенное выражение можно переписать так:

Очевидно, что факториал числа n равен произведению числа n на факториал числа (n-1). В свою очередь, факториал числа (n-1) это произведение числа (n-1) на факториал числа (n-2) и т. д.

Таким образом, если вычисление факториала n реализовать как функцию, то в теле этой функции будет инструкция вызова функции вычисления факториала числа (n-1), т. е. функция будет вызывать сама себя. Такой способ вызова называется рекурсией, а функция, которая обращается сама к себе, называется рекурсивной функцией.

Пример. Вычисление факториала числа с использованием рекурсивной функции.

Program Example ;

Var

n : Integer ; { число, факториал которого надо вычислить }

f : Integer ; { факториал числа n }

Function factorial (k : integer ) : integer ;

begin

if k = 1 then factorial := 1

else factorial := k * factorial(k-1) ;

end ;



Begin { основная программа }

writeln(‘Вычисление факториала с использованием рекурсивной ‘,

‘функции.’) ;

write (‘ Введите число, факториал которого надо вычислить ->‘) ;

readln(n) ;

f := factorial (n) ;

writeln(‘Факториал числа ‘, n , ‘ равен ‘, f )

End.

Пример программы: поиск пути

Механизм рекурсии весьма эффективен при программировании задач поиска. В качестве примера рассмотрим задачу поиска пути между двумя городами. Если несколько городов соединены дорогами, то очевидно, что попасть из одного города в другой, проходя по каждой из дорог не более одного раза, можно по различным маршрутам. Задача состоит в том, что надо найти все возможные маршруты.

Карта дорог между городами может быть изображена в виде графа ¾ набора вершин, означающих города, и ребер, обозначающих дороги (рис. 25).

Рис. 25. Представление карты дорог между населенными пунктами в виде графа

 

Процесс поиска может быть представлен как последовательность шагов. На каждом шаге с использованием некоторого критерия выбирается точка, в которую можно попасть из текущей. Если очередная выбранная точка совпала с заданной конечной точкой, то маршрут найден. Если не совпала, то делаем еще шаг. Так как текущая точка может быть соединена с несколькими другими, то сначала будем выбирать точку с наименьшим номером.

Например, пусть надо найти все возможные пути из точки 1 в точку 5. Согласно принятому правилу, сначала выбираем точку 2. На следующем шаге выясняем, что точка 2 тупиковая, поэтому возвращаемся в точку 1 и делаем шаг в точку 3. Из точки 3 в точку 4, из 4 в 6 и из точки 6 в точку 5. Один маршрут найден. После этого возвращаемся в точку 6 и проверяем, возможен ли шаг в точку, отличную от 5. Так как это возможно, то делаем шаг в 7 и затем в 5. Найден еще один путь. Таким образом, процесс поиска состоит из шагов вперед и возвратов назад. Поиск завершается, если из узла начала движения уже некуда идти.

Алгоритм поиска имеет рекурсивный характер: чтобы сделать шаг, мы выбираем точку и опять делаем шаг, до тех пор пока не достигаем цели.

Таким образом, задача поиска маршрута может рассматриваться как задача выбора очередной точки (города) и поиска оставшейся части маршрута, т. е. имеет место рекурсия.

Граф можно представить двумерным массивом, который назовем map (карта). Значение элемента массива map[i,j] ¾ единица, если города i и j соединены прямой дорогой, или ноль, если города не соединены дорогой. Для приведенного графа массив map можно изобразить в виде таблицы так:

 

Содержимое ячейки таблицы на пересечении строки i и cтолбца j соответствует значению map[i,j].

Помимо массива map нам потребуется массив road (дорога) и массив incl (от слова include ¾ включать).

В road[i] мы будем записывать номера пройденных городов. В момент достижения конечной точки он будет содержать номера всех пройденных точек, т. е. описание маршрута.

В incl[i] будем записывать TRUE, если точка с номером i включена в маршрут. Делается это для того, чтобы не включать в маршрут уже пройденную точку (ходить по кругу).

Так как мы используем рекурсивную процедуру, то надо обратить особое внимание на условие завершения рекурсивного процесса. Процедура должна прекратить вызывать сама себя, если текущая точка совпала с заданной конечной точкой.

На рис. 26 приведена укрупненная блок-схема алгоритма процедуры выбора очередной точки формируемого маршрута.

Рис. 26. Укрупненная блок-схема алгоритма рекурсивной процедуры выбора

очередной точки маршрута

 

Ниже приведен текст программы поиска всех возможных путей между двумя точками графа.

Program Poisk_puti ;

Const

N = 7 ; { Количество вершин графа }

Var

map : Array[1..N,1..N] of Integer ; { Карта: map[i,j не 0

если точки i и j соединены }

road : Array[1..N] of Integer ; { Маршрут - номера точек карты }

incl : Array[1..N] of Boolean ; { incl[i]=TRUE, если точка

с номером i включена в road }

start, finish : Integer ; { Начальная и конечная точки }

i, j : Integer ;

procedure step(s,f,p:integer); { s - точка, из которой делается шаг }

{ f - конечная точка маршрута }

{ p - номер искомой точки маршрута }

var c: integer; { Номер точки, в которую делается очередной шаг }

begin

if s=f then Begin

{ Точки s и f совпали. }

write('Путь: ');

for i:=1 to p-1 do write(road[i],' ') ;

writeln ;

end

else begin

{ Выбираем очередную точку }

for c:=1 to N do begin { Проверяем все вершины }

if (map[s,c]<>0) and (NOT incl[c])

{ Точка соединена с текущей и не включена в маршрут }

then begin

road[p]:=c ;{ Добавим вершину в путь }

incl[c]:=TRUE ; { Пометим вершину как включенную }

step(c,f,p+1) ;

incl[c]:=FALSE ;

road[p]:=0 ;

end;

end ;



end ;



End; { Конец процедуры step }

BEGIN { Основная программа }

{ Инициализация массивов }

for i:=1 to N do road[i]:=0 ;

for i:=1 to N do incl[i]:=FALSE ;

for i:=1 to N do for j:=1 to N do map[i,j]:=0 ;

{ Вод значений элементов карты }

map[1,2]:=1 ; map[2,1]:=1 ;

map[1,3]:=1 ; map[3,1]:=1 ;

map[1,4]:=1 ; map[4,1]:=1 ;

map[3,4]:=1 ; map[4,3]:=1 ;

map[3,7]:=1 ; map[7,3]:=1 ;

map[4,6]:=1 ; map[6,4]:=1 ;

map[5,6]:=1 ; map[6,5]:=1 ;

map[5,7]:=1 ; map[7,5]:=1 ;

map[6,7]:=1 ; map[7,6]:=1 ;

write('Введите через пробел номера начальной и конечной точек -> ');

readln(start,finish) ;

road[1]:=start ; { Внесем точку в маршрут }

incl[start]:=TRUE ; { Пометим ее как включенную }

step(start,finish,2) ; { Ищем вторую точку маршрута }

writeln(' Для завершения нажмите < Enter >') ;

readln ;

END.

Пример работы программы :

Введите через пробел номера начальной и конечной точек -> 1 5

Путь: 1 3 4 6 5

Путь: 1 3 4 6 7 5

Путь: 1 3 7 5

Путь: 1 3 7 6 5

Путь: 1 4 3 7 5

Путь: 1 4 3 7 6 5

Путь: 1 4 6 5

Путь: 1 4 6 7 5

Для завершения нажмите < Enter >



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Директива INLINE | Открытие файла для вывода


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.