Рис.2. Блок-схема алгоритма решения квадратного уравнения
Рис.1. Основные элементы для изображения блок-схемы алгоритма
АЛГОРИТМ И ПРОГРАММА
Задача программиста состоит в определении последовательности действий, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть нужного результата.
Пусть требуется разработать программу решения квадратного уравнения. Исходными данными являются значения коэффициентов. Результатом являются значения корней. Метод решения квадратного уравнения известен, т.е. известна последовательность шагов, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи
Алгоритм - точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к результату.
Предписание считается алгоритмом, если оно обладает тремя следующими свойствами:
* определенностью, т. е. точностью, не оставляющей место для произвола;
* универсальностью, т. е. возможностью исходить из меняющихся в известных пределах значений исходных данных;
* результативностью, т. е. направленностью на получение результата.
Алгоритм решения задачи может быть представлен в виде словесного описания или графически - в виде блок-схемы. В блок схемах для обозначения логически различных фрагментов программы используются определенные стандартные символы. Основные элементы блок-схемы это: Начало/ Конец, Ввод/Вывод, Обработка и Выбор (рис. 1).
Начало/Конец Ввод/Вывод Обработка Выбор
Например, алгоритм решения квадратного уравнения может быть представлен в виде блок-схемы, изображенной на рис. 2.
Да
Нет
Представление алгоритма в виде блок-схемы позволяет наглядно отразить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи, убедиться самому программисту в правильности понимания поставленной задачи.
После разработки алгоритма решения задачи и представления его в виде блок-схемы можно перейти к написанию программы - последовательности операторов (инструкций) на выбранном языке программирования, соответствующей разработанному алгоритму.
Программа, написанная на языке программирования является исходной программой. Она состоит из инструкций, понятных человеку, но не понятных процессору компьютера. Чтобы процессор смог выполнить работу в соответствии с инструкциями исходной программы, исходная программа должна быть переведена на машинный язык - язык команд процессора. Эту задачу решает специальная программа - компилятор. Компилятор выполняет последовательно две задачи:
Проверяет текст программы на отсутствие синтаксических ошибок.
Создает (генерирует) выполняемую программу - машинный код.
Следует отметить, что генерация выполняемой программы происходит только в том случае, если в тексте программы нет синтаксических ошибок (рис. 3).
Рис.3. Схема работы компилятора.
Генерация машинного кода компилятором свидетельствует только об отсутствии в тексте программы синтаксических ошибок. Убедиться в правильности работы программы можно только во время ее тестирования - пробных запусков программы и анализе полученных результатов.
Все интегрированные среды для разработки программ устроены сходным образом, поэтому знание одной среды дает возможность впоследствии работать с другими средами. К числу необходимых средств, входящих в любую из них, относятся;
- редактор, предназначенный для набора и изменения текста программ;
- отладчик программы;
- система контекстной помощи;
- средства настройки среды;
- возможности выполнения ряда основных функций операционной среды.