Будем считать, что синтаксический и лексический анализаторы взаимодействуют следующим образом: анализ исходной программы идет под управлением синтаксического анализатора; если для продолжения анализа ему нужна очередная лексема, то он запрашивает ее у лексического анализатора; тот выдает одну лексему и "замирает" до тех пор, пока синтаксический анализатор не запросит следующую лексему.
1) об используемых переменных и типах:
- пусть лексический анализатор выдает лексемы типа
struct lex {int class; int value;};
- при описанном выше характере взаимодействия лексического и синтаксического анализаторов естественно считать, что лексический анализатор - это функция getlex с прототипом struct lex getlex (void);
- int id (void); - результат равен 1, если curr_lex.class = 4, то есть curr_lex представляет идентификатор, и 0 - в противном случае;
- int num (void); - результат равен 1, если curr_lex.class = 3, то есть curr_lex представляет число-константу, и 0 - в противном случае;
- int eq (char * s); - результат равен 1, если curr_lex представляет строку s, и 0 - иначе ;
- void error(void) - функция обработки ошибки; при обнаружении ошибки работа анализатора прекращается.
Тогда метод рекурсивного спуска реализуется с помощью следующих процедур, создаваемых для каждого нетерминала грамматики:
для P ® program D' ; B^
void P (void){
if (eq ("program")) curr_lex = getlex();
else ERROR();
D1();
if (eq (";")) curr_lex = getlex(); else ERROR();
B();
if (!eq ("^")) ERROR();
}
для D' ® var D {; D}
void D1 (void){
if (eq ("var")) curr_lex = getlex();
else ERROR();
D();
while (eq (";"))
{curr_lex = getlex (); D();}
}
для D ® I {,I}: [ int | bool ]
void D (void){
if (!id()) ERROR();
else {curr_lex = getlex();
while (eq (","))
{curr_lex = getlex();
if (!id()) ERROR();
else curr_lex = getlex ();
}
if (!eq (":")) ERROR();
else {curr_lex = getlex();
if (eq ("int") || eq ("bool"))
curr_lex = getlex();
else ERROR();}
}
}
для E1 ® T {[ + | - | or ] T}
void E1 (void){
T();
while (eq ("+") || eq ("-") || eq ("or"))
{curr_lex = getlex(); T();}
}
. . . . . . . . . . .
Для остальных нетерминалов грамматики модельного языка процедуры рекурсивного спуска пишутся аналогично.
"Запуск" синтаксического анализатора:
... curr_lex = getlex(); P(); ...
Контекстно-свободные грамматики, с помощью которых описывают синтаксис языков программирования, не позволяют задавать контекстные условия, имеющиеся в любом языке.
Примеры наиболее часто встречающихся контекстных условий:
- каждый используемый в программе идентификатор должен быть описан, но не более одного раза в одной зоне описания;
- при вызове функции число фактических параметров и их типы должны соответствовать числу и типам формальных параметров;
- обычно в языке накладываются ограничения на типы операндов любой операции, определенной в этом языке; на типы левой и правой частей в операторе присваивания; на тип параметра цикла; на тип условия в операторах цикла и условном операторе и т.п.
Проверку контекстных условий часто называют семантическим анализом. Его можно выполнять сразу после синтаксического анализа, некоторые требования можно контролировать во время генерации кода (например, ограничения на типы операндов в выражении), а можно совместить с синтаксическим анализом.
Мы выберем последний вариант: как только синтаксический анализатор распознает конструкцию, на компоненты которой наложены некоторые ограничения, проверяется их выполнение. Это означает, что на этапе синтаксического анализа придется выполнять некоторые дополнительные действия, осуществляющие семантический контроль.
Если для синтаксического анализа используется метод рекурсивного спуска, то в тела процедур РС-метода необходимо вставить вызовы дополнительных "семантических" процедур (семантические действия). Причем, как показывает практика, удобнее вставить их сначала в синтаксические правила, а потом по этим расширенным правилам строить процедуры РС-метода. Чтобы отличать вызовы семантических процедур от других символов грамматики, будем заключать их в угловые скобки.
Замечание: фактически, мы расширили понятие контекстно-свободной грамматики, добавив в ее правила вывода символы-действия.