русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 3. Редактирование геометрии: «ручки», команды общего редактирования.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2031; Нарушение авторских прав


Глава 2. Примитивы.

· 2.1. Типы примитивов

· 2.2. Линии (отрезки)

· 2.3. Способы ввода координат точек

· 2.3. Точки

· 2.5. Окружности

· 2.6. Дуги

· 2.7. Лучи

· 2.8. Прямые (Constraction line)

· 2.9. Эллипсы

· 2.10. Штриховки

2.1. Типы примитивов

Примитивы могут быть простыми и сложными. К простым примитивам относятся следующие объекты:

· Точка

· Отрезок

· Круг (окружность)

· Дуга

· Прямая

· Луч

· Эллипс

· Сплайн

· Текст

К сложным примитивам относятся: полилиния, мультилиния, мультитекст, размер, выноска, допуск, штриховка и др.

2.2. Отрезки

Начнем с рисования отрезков. Для этого введите на клавиатуре команду ОТРЕЗОК (LINE). Данную команду можно вызвать также указателем мыши либо из падающего меню Рисование (Draw), либо из панели инструментов Рисование (Draw), в которой кнопка с нужной командой является первой (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Кнопка, соответствующая команде ОТРЕЗОК (LINE)

Первый вопрос, который задает система AutoCAD в командной строке (в дальнейшем приводятся два варианта запроса; верхняя строка - это форма запроса в русской версии, нижняя строка - в английской):

Первая точка: (Specify first point:)

Замечание

AutoCAD ждет ответа только на тот вопрос, который им задан в командной строке. Если вы хотите перейти к другой команде, отмените действующую, нажав клавишу <Esc>.

Самый простой способ задания первой точки отрезка - указать ее с помощью мыши на видимой части графического экрана, а затем зафиксировать нажатием левой кнопки мыши. При выборе точки можно ориентироваться на счетчик координат в левом нижнем углу. После указания первой точки AutoCAD выводит очередной запрос:

Следующая точка или [Отменить]: (Specify next point or [Undo]:)

Часть вопроса заключена в квадратные скобки. Это означает, что нужно либо указать на экране следующую точку (конечную точку отрезка) или выбрать опцию. В качестве опции AutoCAD предлагает Отменить (Undo). Она отменяет ранее введенную начальную точку отрезка. Чтобы воспользоваться опцией, необходимо ее набрать в командной строке с помощью клавиатуры и нажать <Enter>. Если в наименовании опции какая-то часть выделена прописными буквами (в данном случае это буква О (U)), то достаточно на клавиатуре ввести только эту часть имени опции (т. е. О (U) или о (u)) и нажать клавишу <Enter>. В дальнейшем будем считать, что пользователь уже привык любой ввод на клавиатуре завершать клавишей <Enter>.



Если вы выберете опцию Отменить (Undo), то AutoCAD отменит предыдущую точку и опять попросит ввести первую.

Если вы указали на экране с помощью мыши следующую точку, то на экране появится отрезок (рис. 2.2), проведенный из первой точки во вторую. Команда ОТРЕЗОК (LINE) на этом не закончится и будет запрос:

Следующая точка или [Отменить]: (Specify next point or [Undo]:)

Рис. 2.2. Построение одного отрезка

Появление данного запроса означает, что одной командой можно нарисовать поочередно несколько отрезков, образующих на экране одну ломаную линию. Укажите на экране третью точку. На этот раз очередной запрос будет выглядеть так:

Следующая точка или [Замкнуть/Отменить]: (Specify next point or [Close/Undo]:)

Здесь, помимо опции Отменить (Undo), появилась опция Замкнуть (Close). Если имеется выбор из нескольких опций, то они разделяются символом "/". После ввода на клавиатуре 3 (С) и нажатия клавиши <Enter> AutoCAD нарисует еще один отрезок, идущий из конца предыдущего отрезка в начало первого (рис. 2.3).

Если вы не хотите строить замыкания отрезков, а хотите просто завершить команду ОТРЕЗОК (LINE), то нажмите клавишу <Enter>, которая всегда является признаком конца циклических операций.

Рис. 2.3. Построение замкнутой ломаной из отрезков

Есть еще один вариант завершения команды ОТРЕЗОК (LINE). Вместо <Enter> можно поместить указатель мыши внутрь графического экрана и нажать правую кнопку мыши. При этом на месте, где находился конец указателя, возникает контекстное меню (рис. 2.4). Контекстное меню - это удобный инструмент, помогающий выбрать следующий шаг работы. Оно вызывается при нажатии правой кнопки мыши практически в любой момент времени.

Содержание контекстного меню зависит от выполняемой в данный момент команды. В меню на рис. 2.4 приводятся варианты продолжения работы команды ОТРЕЗОК (LINE): Enter, Прервать (Cancel), Замкнуть (Close), Отменить (Undo), Панорамирование (Pan), Зумирование (Zoom). Выбор пункта в этом меню осуществляется обычным образом. Пункт меню Enter заканчивает команду, пункт Прервать (Cancel) прерывает работу команды (в данный момент это равносильно пункту Enter). Действие пунктов Замкнуть (Close) и Отменить (Undo) аналогично действию одноименных опций, разобранных выше. Пункты Панорамирование (Pan) и Зумирование (Zoom) вызывают прозрачные команды (т. е. прерывающие на время действия работающей команды) ПАН (PAN) и ПОКАЗАТЬ (ZOOM). Эти команды рассматриваются позднее.

Рис. 2.4. Контекстное меню команды ОТРЕЗОК

Если нажать <Enter> вместо указания второй точки, то команда ОТРЕЗОК (LINE) также завершится, не построив никакого объекта. А вот если нажать <Enter> уже вместо задания первой точки, то в качестве нее будет взята конечная точка последнего построенного объекта (отрезка, полилинии или дуги), а если рисунок пуст и предыдущего объекта нет, то будет выдано сообщение об ошибке:

Нет ни дуги, ни отрезка, которые можно продолжить. Первая точка:

(No line or arc to continue. Specify first point:)

В случае, если последним построенным объектом был примитив, у которого нет конечной точки (например, текст), то AutoCAD ищет предпоследний и т. д. пока не найдет отрезок, полилинию или дугу. Если последним подходящим объектом был отрезок или полилиния, у которой только что введенный участок является прямолинейным сегментом, то дальше система запрашивает следующую точку. Однако если последним найденным объектом оказалась дуга или полилиния, у которой только что введенный участок является дуговым, то AutoCAD дальше строит отрезок, который является продолжением найденной дуги, и выдает запрос:

Длина отрезка: (Length of line:)

На этот вопрос вам нужно либо ввести при помощи клавиатуры число или задать на экране временную точку, до которой AutoCAD вычислит расстояние от предыдущей точки. Полученное число одним из двух способов станет длиной в миллиметрах будущего отрезка, являющегося продолжением дуги по касательной.

Таким образом, одной командой ОТРЕЗОК (LINE) можно нарисовать один или несколько последовательно расположенных отрезков. Признаком окончания команды является нажатие клавиши-<Enter> или ввод опции замыкания - символа 3 (С).

2.3. Способы ввода координат точек

В предыдущем разделе вы задавали конечные точки отрезка с помощью мыши. Но этот способ ввода (указания) точек не является единственным. Больше распространен второй способ - ввод координат точки с клавиатуры, например:

65,113.24

В данном примере введена точка с двумя координатами: Х=65 мм, Y=113.24 мм. При вводе координат с клавиатуры запятая является разделителем между абсциссой и ординатой, а точка используется как разделитель между целой и дробной частью числа. Вводимые координаты могут быть целыми или вещественными. При вводе координат следует учитывать, где вы выбрали точку с координатами 0,0. Чаще всего это точка левого угла графического экрана.

Третий способ ввода точек - это относительный ввод в декартовых координатах с клавиатуры, например:

@50,25

Данная запись означает, что новая точка задается относительно предыдущей (что определяет символ "@"), со сдвигом по оси Х на +50 мм (т. е. вправо на 50 мм) и сдвигом по оси Y на +25 мм (т. е. вверх на 25 мм). Здесь запятая также является разделителем координат. Вводимые числа могут быть целыми и вещественными, положительными, нулевыми и отрицательными.

Четвертый способ ввода точек - это относительный ввод в полярных координатах с клавиатуры, например:

@33.5<45

В этой форме записи уже нет запятых, зато появился символ "<", который интерпретируется как знак угла. В данном примере новая точка задается относительно предыдущей, причем расстояние между ними в плоскости равно 33,5 мм (т. е. числу влево от символа угла), а вектор из предыдущей точки в новую образует угол 45 градусов с положительным направлением оси абсцисс (угол измеряется в тех угловых единицах, которые вы задали в настройке). Расстояние должно обязательно быть положительным, а угол может быть любым числом.

Пятый способ ввода точек - это указание с помощью функций объектной привязки. Доступ к функциям объектной привязки осуществляется либо через групповую кнопку панели Стандартная (Standard), либо через панель Объектная привязка (Object Snap). Однако объектной привязкой лучше пользоваться, имея на экране одноименную панель. Вызовите панель Объектная привязка (Object Snap). В этой панели собраны следующие кнопки с краткими пояснениями (более подробное их рассмотрение ниже по ходу изложения соответствующих объектов):

Рис. 2.5. Групповая кнопка объектной привязки

· Точка отслеживания (Temporary Tracking Point) - использование отслеживания с помощью промежуточной точки;

· Смещение (Snap From) - смещение от другой (вспомогательной) точки;

· Конточка (Snap to Endpoint) - конечная точка;

· Середина (Snap to Midpoint) - средняя точка;

· Пересечение (Snap to Intersection) - точка пересечения;

· Кажущееся пересечение (Snap to Apparent Intersection) - точка пересечения продолжения двух объектов;

· Продолжение линии (Snap to Extension) - точка продолжения;

· Центр (Snap to Center) - центр дуги или окружности;

· Квадрант (Snap to Quadrant) - точка квадранта дуги или окружности (это точки, расположенные на 0, 90, 180 и 270 градусов);

· Касательная (Snap to Tangent) - точка касания:

· Нормаль (Snap to Perpendicular) - перпендикулярно объекту;

· Параллельно (Snap to Parallel) - параллельно объекту;

· Точка вставки (Snap to Insert) - точка вставки текста, блока, внешней ссылки;

· Узел (Snap to Node) - узловая точка;

· Ближайшая (Snap to Nearest) - ближайшая к объекту точка;

· Ничего (Snap to None) - без использования объектной привязки;

· Режимы объектной привязки (Object Snap Settings) - настройка постоянных режимов привязки.

Рассмотрим использование перечисленных кнопок и соответствующих функций на следующем примере. Предположим, на экране есть два отрезка и необходимо построить третий, который идет от конца одного до конца другого. Для этого надо вызвать команду ОТРЕЗОК (LINE) и в ответ на запрос Первая точка: (Specify first point:) с помощью левой кнопки мыши выбрать кнопку "Конточка" (Endpoint) (рис. 2.6) панели Объектная привязка (Object Snap).

Рис. 2.6. Кнопка функции "Конточка"

Тогда при подведении указателя мыши к концу первого отрезка, от которого нужно взять конечную точку, появляется желтый квадрат работы функции Конточка (Endpoint) (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Построение отрезка с помощью функции Конточка

Если вы считаете, что конечная точка выбрана правильно, вам остается нажать на левую кнопку мыши. Если AutoCAD выбрал не ту точку (а это может оказаться конечная точка другого близлежащего объекта), то необходимо переместить указатель мыши к той точке, которая вам нужна. Аналогично в ответ на запрос Следующая точка или [Отменить]: (Specify next point or [Undo]:) необходимо с помощью левой кнопки мыши выбрать кнопку "Конточка" (Endpoint) панели Объектная привязка (Object Snap), а затем подвести указатель к концу второго отрезка и нажать на левую кнопку мыши. В ответ на очередной запрос Следующая точка или [Отменить]: (Specify next point point or [Undo]:) можно нажать клавишу <Enter>, чтобы завершить команду ОТРЕЗОК (LINE). В рассмотренной нами ситуации использование функции объектной привязки к концу объекта было обязательным, поскольку рисование "на глаз" (т. е. без применения тех или иных функций) всегда приводит к погрешности построений и заметно ухудшает эстетические свойства чертежа.

Рис. 2.8. Кнопка функции "Середина"

Данный пример предполагал, что кнопка указания режима ПРИВЯЗКА (OSNAP) выключена.

Другой пример. Предположим, нужно построить отрезок, идущий от середины одного отрезка к середине другого. Выполняется это аналогично предыдущему примеру, но при задании обоих концов отрезка следует пользоваться не функцией Конточка (Endpoint), а Середина (Midpoint)

Еще одна возможность обращения к функциям объектной привязки - это вызов контекстного меню привязки с помощью нажатой клавиши <Shift> и одновременном нажатии на правую кнопку мыши.

2.3. Точки

Для построения точки используется команда ТОЧКА (POINT), которая, помимо набора на клавиатуре, может быть вызвана из панели Рисование (Draw) (рис. 2.9) или из падающего меню Рисование (Draw) - пункт меню Точка (Point), Одиночная (Single Point).

Команда ТОЧКА (POINT) при вызове ее из панели инструментов Рисование (Draw), работает в цикле, выдавая вопрос:

Текущие режимы точек: PDMODE=O PDSIZE=0.0000 Укажите точку:

(Current point modes: PDMODE=0 PDSIZE=0.0000 Specify point:)

Укажите с помощью мыши точку на экране. В указанном вами месте образуется точка, изображаемая в соответствии с теми установками, которые вам выдала система AutoCAD (это значения системных переменных PDMODE и PDSIZE). Дальше AutoCAD снова выдает вышеприведенный вопрос об указании точки, и вы можете задать следующую точку и т. д. Когда вам нужно прервать команду ТОЧКА (POINT), то следует воспользоваться клавишей <Esc>.

Рис. 2.9. Кнопка команды ТОЧКА (POINT)

Если PDMODE=0 и PDSIZE=0, то точка отображается в виде пикселя (т. е. одной точки экрана), что чаще всего неудобно. Поэтому в падающем меню Формат (Format) есть пункт Отображение точек (Point Style), который вызывает диалоговое окно Отображение точек (Point Style) (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Диалоговое окно Отображение точек

Необходимо с помощью левой кнопки мыши отметить ту форму точки, которую вы хотите получить. Рекомендую выбрать форму в виде символа "х". В том же окне можно задать и размеры символа точки - предпочтительнее сохранить те установки, которые показаны на рис. 2.10: 5% от размера экрана. Завершив установки, закройте окно. Система AutoCAD автоматически перерисует ранее заданные точки в новой форме.

Рассмотрим такую задачу: пусть необходимо построить отрезок, у которого концы являются ранее созданными узловыми точками. Для этого вызываем команду ОТРЕЗОК (LINE) и на запрос Первая точка: (Specify first point:) с помощью левой кнопки мыши выберем кнопку Узел (Node) панели Объектная привязка (Object Snap) (рис. 2.11).

Рис. 2.11. Кнопка функции объектной привязки Узел

Рис. 2.12. Построение отрезка по двум узловым точкам

Затем устанавливаем указатель мыши на первую узловую точку (обнаружив ее, AutoCAD обводит точку кружочком). После этого опять обращаемся к функции объектной привязки Узел (Node) и указываем вторую узловую точку (рис. 2.12).

2.5. Окружности

Рисование окружностей (кругов) выполняется командой КРУГ (CIRCLE). Команду можно выбрать из панели Рисование (Draw) (рис. 2.13) или из падающего меню Рисование (Draw), в котором пункт Круг (Circle) детализирован шестью подпунктами.

Рис. 2.13. Кнопка команды КРУГ (CIRCLE)

При вызове команды AutoCAD выдает запрос:

Центр круга или [ЗТ/2Т/ККР (кас кас радиус)]:

(Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr (tan tan radius)]:)

Если вы в ответ на этот запрос указываете точку, то она становится центром будущей окружности, и выдается следующий запрос:

Радиус круга или [Диаметр]: (Specify radius of circle or [Diameter]:)

В этот момент можно ввести число, которое будет радиусом окружности. Радиус можно задать и точкой (AutoCAD измеряет расстояние от центра окружности до новой точки и берет его в качестве радиуса). Если ввести символ Д (D), то это означает, что вы выбираете опцию Диаметр (Diameter). Тогда выдается запрос на ввод диаметра:

Диаметр круга: (Specify diameter of circle:)

Диаметр можно задать числом или указанием точки. После задания радиуса или диаметра построение окружности заканчивается (рис. 2.14).

Если вместо центра окружности выбрать опцию ЗТ (ЗР), то AutoCAD построит окружность по трем точкам плоскости. Поочередно задаются запросы на первую, вторую и третью точки и после правильного их указания (а они не должны лежать на одной прямой) окружность появляется на экране.

Рис. 2.14. Построение окружности по центру и радиусу

Если выбрана опция 2Т (2Р), то тогда запрашиваются всего две точки, но считается, что обе точки принадлежат диаметру будущей окружности (расстояние между ними равно диаметру). Система AutoCAD выдает такие запросы:

Первая конечная точка диаметра круга: (Specify first end point of circle's diameter:)

и

Вторая конечная точка диаметра круга: (Specify second end point of circle's diameter:)

Интересна опция ККР (Ttr), которая позволяет построить окружность, касающуюся двух других объектов и имеющую заданный радиус. Соответственно изменяются опции и запросы системы. Первый запрос:

Укажите точку на объекте, задающую первую касательную:

(Specify point on object for first tangent of circle:)

Второй запрос:

Укажите точку на объекте, задающую вторую касательную:

(Specify point on object for second tangent of circle:)

Третий запрос:

Радиус круга: (Specify radius of circle:)

Радиус можно задать числом или двумя точками, расстояние между которыми и станет его величиной. Если построение с указанными данными невозможно, то система выдает соответствующее сообщение (обычно это бывает, когда радиус слишком мал или слишком велик). Пример результата построения приведен на рис. 2.15.

Рис. 2.15. Построение окружности, имеющей заданный радиус и касающейся двух объектов

В падающем меню Рисование (Draw) пункт Круг (Circle) имеет подпункт 3 точки касания (Tan, Tan, Tan). Однако это не новая самостоятельная опция команды КРУГ (CIRCLE), а частный случаи опции ЗТ (ЗР), когда все три точки указываются с помощью функции объектной привязки Касательная (Tangent) (рис. 2.16).

 

Рис. 2.16. Кнопка функции объектной привязки Касательная

Функция Касательная (Tangent) - это еще одна очень удобная функция, позволяющая облегчить ряд построений.

Рассмотрим следующий пример. Есть окружность и нужно построить отрезок, который начинается вне окружности и касается ее.

Вызовем команду ОТРЕЗОК (LINE). Укажем первую точку на свободном месте рисунка. После запроса на вторую точку нажмем сначала мышью на кнопку с функцией объектной привязки Касательная (Tangent), а затем укажем окружность (рис. 2.17). Точка касания вычисляется системой AutoCAD как ближайшая к тому месту, в котором мы показали окружность.

Рис. 2.17. Построение отрезка, касающегося окружности

Еще один пример. Есть две окружности и надо построить отрезок, который касается обеих.

У окружностей можно привязываться к точкам центров. Этой цели служит функция объектной привязки Центр (Center) (рис. 2.18).

Рис. 2.18. Кнопка функции объектной привязки Центр

Рис. 2.19. Построение отрезка, соединяющего центры окружностей

У окружности есть еще четыре особых точки - это крайняя верхняя, крайняя нижняя, крайняя левая и крайняя правая, которые называются квадрантами. Для привязки к ним используется функция Квадрант (Quadrant) (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Кнопка функции объектной привязки Квадрант

Задание 1. Построить окружность по центру и радиусу.

 

- Вызвать команду Circle (либо через падающее меню Draw либо с помощью кнопки на панели инструментов Draw)

 

- На запрос системы

Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr] (укажите центр окружности или [ЗТ/2Т/ККР]):

 

введите координаты центра окружности 320, 90

 

- На запрос системы

Specify radius of circle or [Diameter] (радиус круга или [Диаметр]):

введите радиус окружности 60

Задание 2. Построить окружность по двум точкам диаметра.

- Вызвать команду Circle (либо через падающее меню Draw либо с помощью кнопки на панели инструментов Draw)

 

- На запрос системы

Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr] (укажите центр окружности или [ЗТ/2Т/ККР]):

 

выбрать опцию 2P (т.е. построение окружности по двум точкам диаметра).

 

- На запрос системы

Specify first end point of circle's diameter (Первая конечная точка диаметра окружности):

необходимо ввести координаты первой точки: 320, 30

- На очередной запрос системы

Specify second end point of circle's diameter (Вторая конечная точка диаметра окружности):

необходимо ввести координаты второй точки: 320, 150

Рис.2.21 Построение окружности по двум точкам диаметра.

 

Задание 3. Построить окружность касательную к двум другим.

- Необходимо построить две окружности как на рисунке

 

Рис.2.22 Исходные окружности

 

- Вызвать команду Circle (либо через падающее меню Draw либо с помощью кнопки на панели инструментов Draw)

 

- На запрос системы

Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr] (укажите центр окружности или [ЗТ/2Т/ККР]):

выбрать опцию T (Ttr)

Первый запрос:

Specify point on object for first tangent of circle (Укажите точку на объекте, задающую первую касательную): указать на 1 окружность мышью

Второй запрос:

Specify point on object for second tangent of circle (Укажите точку на объекте, задающую вторую касательную): указать на 2 окружность мышью

Третий запрос:

Specify radius of circle (Радиус круга): 50

Рис.2.23 Результат выполнения команды.

2.6. Дуги

Дуга - это примитив, являющийся частью окружности. Для его построения используется команда ДУГА (ARC). Команда может быть введена с клавиатуры, вызвана из панели инструментов Рисование (Draw) (рис. 2.24) или из падающего меню Рисование (Draw), в котором пункт Дуга (Arc) детализирован десятью подпунктами (рис. 2.25).

Рис. 2.24. Кнопка команды ДУГА (ARC)

Рис. 2.25. Пункт Дуга падающего меню Рисование

Рассмотрим общий вариант команды. Первый вопрос команды ДУГА (ARC):

Начальная точка дуга или [Центр]: (Specify start point of arc or [CEnter]:)

В ответ можно задать начальную точку дуги или выбрать опцию Центр (CEnter).

Если вы просто нажмете клавишу <Enter>, тогда в качестве начальной точки принимается конечная точка последнего объекта рисунка (но только последнего среди отрезков и дуг) и AutoCAD строит дугу, касательную к этому объекту. Запрашивается конечная точка (центр и радиус дуги ,вычисляются по конечной точке и условию касания к объекту):

Конечная точка дуги:(Specify end point of arc:)

После указания точки строится дуга, являющаяся продолжением предыдущего объекта (рис. 2.26).

Рис. 2.26. Построение дуги, являющейся продолжением отрезка

Если в ответ на запрос Начальная точка дуги или [Центр]: (Specify start point of arc or [CEnrer]:) вы вводите начальную точку, AutoCAD запрашивает:

Вторая точка дуги или [Центр/Конец]: (Specify second point of arc or [CEnter/ENd]:)

Если указать вторую точку, то система запрашивает:

Конечная точка дуги: (Specify end point of arc:)

В результате получается дуга, построенная по трем точкам. Вместо второй точки можно было выбрать опцию Центр (CEnter), на что система AutoCAD запрашивает:

Центр дуги: (Specify center point of arc:)

После указания точки центра следующий запрос:

Конечная точка дуги или [Угол/Длина хорды]:

(Specify end point of arc or [Angle/chord Length]:)

Если указать конечную точку дуги, то AutoCAD ее подправляет, вычислив радиус дуги по первой точке и центру (рис. 2.27).

Рис. 2.27. Построение дуги (Начало. Центр, Конец)

В последнем случае есть еще два варианта завершения процесса построения дуги: Угол (Angle) и Длина хорды (chord Length). При выборе опции Угол (Angle) выдается запрос:

Центральный угол: (Specify included angle:)

Угол может быть введен со знаком при помощи клавиатуры или указан мышью.

Если вместо опции Угол (Angle) выбрать опцию Длина хорды (chord Length), то выдается запрос:

Длина хорды: (Specify length of chord:)

Длина хорды может быть задана либо числом со знаком, либо точкой (в этом случае в качестве длины будет взято расстояние от начальной точки дуги до новой точки). Знак длины влияет на направление обхода дуги.

Задание 1. Построить дугу по трем точкам.

 

- Вызвать команду Arc (Дуга)

- На запрос системы

Specify start point of arc or [CEnter] (Начальная точка дуга или [Центр]):

указать начальную точку дуги с координатами 320,130

- На следующий запрос системы

Specify second point of arc or [CEnter/End] (Вторая точка дуги или [Центр/Конец]):

указать вторую точку дуги с координатами 380,70

- На следующий запрос системы

Specify end point of arc (Конечная точка дуги):

указать конечную точку дуги с координатами 260,70

 

Задание 2. Построить дугу по двум точкам и радиусу.

 

- Вызвать команду Arc (Дуга)

- На запрос системы

Specify start point of arc or [CEnter] (Начальная точка дуга или [Центр]):

указать начальную точку дуги с координатами 290,70

- На следующий запрос системы

Specify second point of arc or [CEnter/End] (Вторая точка дуги или [Центр/Конец]):

выбрать опцию End: Е

- Система выдаст запрос

Specify end point of arc (укажите конечную точку дуги):

указать координаты конечной точки дуги: 370,120

- Следующий запрос системы

Specify center point of arc or [Angle/Direction/Radius] (Укажите центральную точку дуги или [Угол/Направление/Радиус]):

необходимо выбрать опцию Radius (радиус): r

- И на запрос системы

Specify radius of arc (Укажите радиус дуги):

указать радиус дуги: 60

2.7. Лучи

Луч - это примитив, бесконечный в одну сторону и начинающийся в некоторой точке. Для его построения служит команда ЛУЧ (RAY). Команда может быть введена с клавиатуры или вызвана с помощью пункта Луч (Ray) падающего меню Рисование (Draw). Первый запрос команды:

Начальная точка: (Specify start point:)

После задания первой точки AutoCAD циклически запрашивает другие точки и строит лучи, проходящие из первой точки через остальные (рис. 2.28):

Через точку: (Specify through point:)

Окончание команды - нажатие на клавишу <Enter> или правую кнопку мыши.

Рис. 2.28. Построение лучей

2.8. Прямые (Construction Line)

В отличие от отрезков и лучей, - это бесконечные в обе стороны линии. Для их построения используется команда Construction Line, которая может быть вызвана из падающего меню Рисование (Draw) или из панели инструментов Рисование (Draw) (рис. 2.29).

Рис. 2.29. Кнопка команды ПРЯМАЯ (Construction Line)

Первый вопрос команды:

Укажите точку или [Гор/Вер/Угол/Биссект/Смещение]:

(Specify a point or [Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset]:)

Если в этот момент вы укажете точку (мышью или любым другим из рассмотренных выше способов), то AutoCAD будет строить пучок прямых, проходящих через первую точку. Для фиксации положения прямой на плоскости достаточно двух точек, через которые она проходит, поэтому следующий запрос таков:

Через точку: (Specify through point:)

Можно задать несколько точек, через которые пройдет пучок прямых (рис. 2.30).

Рис. 2.30. Построение пучка прямых

Для окончания команды используйте клавишу <Enter> или правую кнопку мыши.

Следующие пять опций, которые вам доступны в начале работы команды, позволяют рисовать специальным образом расположенные прямые: горизонтальные (Гор (Ноr)); вертикальные (Вер (Ver)); под определенным углом (Угол (Ang)): образующие биссектрису некоторого угла, для которого нужно указать вершину и стороны (Биссект (Bisect)); параллельные к другой прямой (Смещение (Offset)). Каждая из перечисленных опций вводится с помощью тех букв, которые в наименовании опции выделены в верхнем регистре.

Опция Гор (Ноr) выдает запрос:

Через точку: (Specify through point:)

Можно задать точки, через которые пройдут горизонтальные прямые. Аналогично работает и опция Вер (Ver) (рис. 2.31).

Рис. 2.31. Построение горизонтальных и вертикальных прямых

При использовании опции Угол (Ang) выдается запрос:

Угол прямой (0) или [Базовая линия]: (Enter angle of construction line (0) or [Reference]:)

В этот момент нужно задать угол наклона, измеряемый относительно положительного направления оси X. Если нажать <Enter>. то углом наклона будет нулевой. Угол можно задать числом (в действующих угловых единицах, обычно градусах) или указав мышью одну точку. Система выдаст запрос:

Вторая точка: (Specify second point:)

На это необходимо задать другую точку, между которыми AutoCAD построит невидимый отрезок и измерит его угол наклона относительно положительного направления оси X.

Если использовать опцию Базовая линия (Reference), то тогда AutoCAD выдаст следующий запрос:

Выберите линейный объект: (Select a line object:)

Нужно указать отрезок, от которого будет взят угол наклона.

После задания угла появляется знакомый нам вопрос Через точку: (Specify through point:) и вам необходимо указать точки (или точку), через которые пройдут прямые с заданным углом наклона.

Опция Биссект (Bisect) строит прямую, являющуюся биссектрисой угла, для которого нужно указать точку вершины, точку на первой стороне угла и точки (точку) на второй стороне угла. Поэтому первый запрос системы такой:

Укажите вершину угла: (Specify angle vertex point:)

Следующий запрос о точке на первой стороне угла;

Точка на первом луче угла: (Specify angle start point:)

Рис. 2.32. Построение биссектрисы

Затем выдается повторяющийся запрос о точке на второй стороне угла:

Точка на втором луче угла: (Specify angle end point:)

Если вы зададите несколько точек (и закончите ввод нажатием клавиши <Enter> или правой кнопки мыши), то будут построены биссектрисы углов, у которых одинаковые вершина и первая сторона угла, а вторая сторона угла изменится. На рис. 2.32 приведен пример построения биссектрисы одного угла. Точки указания оформлены как узловые точки.

Опция Смещение (Offset) строит прямые линии, параллельные отрезкам, лучам и другим прямым. Она выдает такой запрос:

Величина смещения или [Точка] <1.0000>:

(Specify offset distance or [Through] <1.0000>:)

Здесь необходимо либо ввести число, которое станет расстоянием между параллельными линейными объектами, либо нажать клавишу <Enter>. если вы соглашаетесь с предлагаемой по умолчанию величиной смещения, либо ввести букву Т (Т).

Если вы указали величину смещения (может быть, нажав клавишу <Enter>), то следующий запрос системы таков:

Выберите линейный объект:(Select a line object:)

Нужно указать отрезок, луч или прямую. Далее:

Укажите сторону смещения: (Specify side to offset:)

Поскольку к линейному объекту на плоскости могут быть построены две параллельные линии, то необходимо указать любую точку, расположенную по ту же сторону от базового линейного объекта, где и будет строиться параллельная. После построения одной параллельной прямой система AutoCAD готова построить параллельную прямую к другому линейному объекту с тем же смещением, поэтому далее повторяется вопрос о стороне смещения. На это вы можете или указать другой объект и его сторону смещения, или нажать на <Enter> (или правую кнопку мыши) и выйти из команды.

Если в опции Смещение (Offset) в ответ на запрос Величина смещения или [Точка] <1.0000>: (Specify offset distance or [Through] <1.0000>:) вы ответили Т (Т), то тогда AutoCAD запрашивает:

Выберите линейный объект: (Select a line object:)

А затем просит точку, через которую нужно провести параллельную линию:

Через точку: (Specify through point:)

Вам нужно указать соответствующую точку. Затем опять повторяется запрос Выберите линейный объект: (Select a line object:), в ответ на который можно указать новый объект для параллельности или закончить команду (с помощью клавиши <Enter> или правой кнопки мыши).

2.9. Эллипсы

Создание эллипсов и эллиптических дуг выполняется с помощью команды ЭЛЛИПС (ELLIPSE), которая, помимо ввода с клавиатуры, может быть вызвана кнопкой "Эллипс" (Ellipse) (рис. 2.33) панели Рисование (Draw) или пунктом Эллипс (Ellipse) падающего меню Рисование (Draw). Создаваемый командой примитив называется эллипс.

Рис. 2.33. Кнопка команды ЭЛЛИПС (ELLIPSE)

Первый запрос команды:

Конечная точка оси эллипса или [Дуга/Центр]:

(Specify axis endpoint of ellipse or [Arc/Center]:)

Если вы указали первую точку оси эллипса, то следующий запрос системы таков:

Вторая конечная точка оси: (Specify other endpoini of axis:)

На этот запрос нужно указать вторую конечную точку оси эллипса. Система AutoCAD по первым точкам вычисляет центр эллипса (середина отрезка между первой и второй точками). Далее последует очередной запрос:

Длина другой оси или [Поворот]: (Specify distance to other axis or [Rotation]:)

В этот момент можно ввести число, являющееся длиной второй оси эллипса. Если указать третью точку, то система вычислит расстояние от центра до этой точки, возьмет его в качестве длины второй полуоси и построит по этим данным эллипс.

Рис. 2.34. Построение эллипса

Если в последнем случае вместо длины второй оси выбрать опцию Поворот (Rotation), то эллипс будет построен как проекция окружности, повернутой в пространстве относительно плоскости XY (точнее, относительно главной оси) на задаваемый вами угол. Допустимый диапазон углов: 0-89,4 (если угол равен нулю, то получается обычная окружность).

Если в ответ на запрос первой точки выбрать опцию Центр (Center), то следующее сообщение AutoCAD будет таким:

Центр эллипса: (Specify center of ellipse:)

После указания точки центра эллипса AutoCAD запрашивает:

Конечная точка оси: (Specify endpoint of axis:)

После этого выдается заключительный вопрос, как в рассмотренном нами выше случае (Длина другой оси или [Поворот]: (Specify distance to other axis or [Rotation]:)). Примеры построенных эллипсов приведены на рис. 2.34.

Для построения эллиптической дуги нужно в ответ на запрос первой точки выбрать опцию Дуга (Arc). Следующий запрос системы AutoCAD:

Конечная точка оси эллиптической дуги или [Центр]:

(Specify axis endpoint of elliptical arc or [Center]:) Далее:

Вторая конечная точка оси: (Specify other endpoint of axis:)

Следующий запрос:

Длина другой оси или [Поворот]: (Specify distance to other axis or [Rotation]:)

Теперь следует запрос на выделение дуги как части эллипса:

Начальный угол или [Параметр]: (Specify start angle or [Parameter]:)

Начальный угол задается числом или с помощью мыши относительно первой оси. Далее:

Конечный угол или [Параметр/Внутренний угол]:

(Specify end angle or [Parameter/Included angle]:)

Можно задать конечный угол или, выбрав опцию Внутренний угол (Included angle), ввести внутренний (центральный) угол дуги (рис. 2.35).

Если вы в ответ на этот или иной запрос выбираете опцию Параметр (Parameter), то тогда вы задаете углы с помощью значения параметра в параметрическом векторном уравнении эллипса:

р(u) = с + a* cos(u) + b* sin(u), где с - это центр эллипса, а и b - большая и малая оси эллипса.

 

Рис. 2.35. Построение эллиптической дуги

 

Задание. Построить эллипс по двум осям.

- Вызвать команду Ellipse

- Specify axis endpoint of ellipse or [Arc/Center]: 250,30

- Specify other endpoint of axis: 360,100

- Specify distance to other axis or [Rotation]: 20

Рис.2.36 Результат построения.

Рис. 2.37. Чертеж детали к заданиям.

2.10. Штриховки

Для штрихования замкнутых областей рисунка служит команда КШТРИХ (ВНАТСН), которая вызывается либо с помощью кнопки "Штриховка" (Hatch) панели Рисование (Draw) (рис. 2.38), либо с помощью пункта Штрихование (Hatch) падающего меню Рисование (Draw).

Рис. 2.38. Кнопка команды КШТРИХ (ВНАТСН)

Команда КШТРИХ (ВНАТСН) позволяет штриховать область, ограниченную замкнутой линией (линиями), как путем простого указания точек внутри контура, так и путем выбора объектов. Она автоматически определяет контур. Команда вызывает диалоговое окно Штриховка по контуру (Boundary Hatch) с тремя вкладками (рис. 2.39).

Вкладка Штрихование (Hatch). Левая часть вкладки задает параметры штриховки, правая - заполняемую штриховкой область. Поле Тип (Type) предлагает выбрать группу образцов штриховки:

· Стандартный (Predefined)

· По типу линии (User defined)

· Пользовательский (Custom)

Выбор штриховки осуществляется либо по имени в раскрывающемся списке, либо визуально. Визуальный выбор доступен при нажатии на кнопку с символом "...", после чего открывается диалоговое окно Палитра образцов штриховки (Hatch Pattern Palette), состоящее из четырех вкладок. Вкладки ANSI (рис. 2.40) и ISO (рис. 2.41) содержат образцы штриховок стандартов ANSI и ISO, поставляемые вместе с данной версией системы AutoCAD.

Рис. 2.39. Диалоговое окно Штриховка по контуру, вкладка Основные

Вкладка Другие стандартные (Other Predefined) (рис. 2.42) содержит образцы, не вошедшие в первые две вкладки.

В четвертой вкладке Пользовательские (Custom) могут находиться образцы, созданные пользователем.

В перечне других стандартных образцов есть штриховка с именем Solid, которая является не штриховкой в прямом смысле слова, а заливкой.

Рис. 2.40. Диалоговое окно Палитра образцов штриховки, вкладка ANSI

Рис. 2.41. Диалоговое окно Палитра образцов штриховки, вкладка ISO

Рис. 2.42. Диалоговое окно Палитра образцов штриховки, вкладка Другие стандартные

Выберите мышью пиктограмму с нужным вам образцом штриховки и нажмите OK (OK). Можно задать также угол наклона и масштаб штриховки относительно эталонного изображения. При увеличении масштаба расстояние между линиями штриховки увеличивается, при уменьшении - уменьшается.

С помощью правой части вкладки Основные (Quick) должны быть заданы параметры заполняемого контура. Кнопка "Указание точек" (Pick Points) позволяет в цикле указать внутренние точки областей, контуры которых AutoCAD вычислит. Выход из цикла указания точек по нажатию клавиши <Enter>. Кнопка "Выбор объектов" (Select Objects) (см. рис. 2.39) позволяет отметить объекты, пересечение между которыми и даст заполняемую штриховкой область.

Кнопка "Исключение островков" (Remove Islands) дает возможность при выборе большого количества объектов исключить случайно возникшие островки. Кнопка "Просмотр набора" (View Selections) позволяет временно покинуть окно Штриховка по контуру (Boundary Hatch) для того, чтобы увидеть еще раз, какие зоны штрихования выбраны. Кнопка "Копирование свойств" (Inherit Properties) переносит параметры уже выполненной штриховки на новые объекты.

 

Рис. 2.43. Диалоговое окно Штриховка по контуру, вкладка Дополнительные

Большое значение имеет поле Связь с контуром (Composition). Оно задает или убирает свойство ассоциативности штриховки. Если штриховка ассоциативна, то она привязывается к внешнему контуру. В этом случае при изменении контура штриховка автоматически пересчитывается.

Следующий уровень настройки свойств штриховки выполняется с помощью вкладки Дополнительные (Advanced) (рис. 2.43).

Рис. 2.44. Штриховка, выполненная со слишком большим значением масштаба (режим Просмотр)

Если при указании зоны штрихования есть вложенные друг в друга объекты, то важно определить Стиль обнаружения островков (Island Detection Style). При стиле Нормальный (Normal) возможные зоны штрихования располагаются по порядку их движения от самом внешней зоны внутрь и штрихуются через одну. При стиле Внешний (Outer) заштриховывается только внешняя часть, все внутренние выбрасываются. При стиле Игнорирующий (Ignore) штрихуется все, включая все внутренние зоны. Графические иллюстрации всех вариантов стиля видны на рис. 2.43.

Рис. 2.45. Штриховка, выполненная с нормальным масштабом

Если контур выбирался с помощью кнопки "Указание точек" (Pick Points) и результат, который выдала система AutoCAD, не вполне вас устраивает, вы можете дополнительно указать только те объекты, из которых нужно набирать контур (остальные, ранее выбранные системой, будут проигнорированы). Это делается с помощью кнопки "Выбор объектов" (Select Objects).

После формирования контура и задания параметров штриховки желательно просмотреть результат установок с помощью кнопки "Просмотр" (Preview), расположенной в левом нижнем углу диалогового окна Штриховка по контуру (Boundary Hatch). Как правило, трудно сразу подобрать подходящий масштаб для штриховки. Если масштаб слишком мал, то количество линий штриховки будет чрезмерно велико и штриховка будет слишком плотной. Если масштаб слишком велик, то количество линий штриховки может оказаться очень малым - например, как на рис. 2.44.

Если в примере на рис. 2.44 масштаб 1 изменить на 0.1, то получится вполне приемлемый результат (рис. 2.45).

На вкладке Градиент (Gradient) устанавливаются параметры градиентной заливки.

Штриховка создается как единый примитив, поэтому при отметке штриховки для выбора высвечивается только одна ручка. Если нужно разложить штриховку на составляющие ее отрезки, то это можно сделать командой РАСЧЛЕНИТЬ (EXPLODE). При расчленении утрачивается ассоциативность штриховки.

Задание. Нанести штриховку на корпусную деталь (см. рис. 2.37).


· 3.1. Редактирование с помощью “ручек”

· 3.2. Команды общего редактирования

· 3.3. Редактирование штриховок

· 3.4. Редактирование эллипсов

3.1. Ручки

При выделении на экране видимых объектов на них появляются ручки - небольшие синие квадраты в характерных точках объектов.

Для примитива ОТРЕЗОК (LINE) характерными точками являются конечные и средние точки. Выберите первую ручку отрезка. Выбранная ручка должна сменить синий цвет на красный. AutoCAD выдает сообщение:

** РАСТЯНУТЬ **
Точка растягивания или [Базовая точка/Копировать/Отменить/выХод]:

(** STRETCH ** Specify stretch point or [Base point/Copy/Undo/eXit]:)

Укажите мышью другую точку. В эту точку будет перенесена выбранная конечная точка отрезка (рис. 3.1.) Остальные опции аналогичны опциям команды КОПИРОВАТЬ (COPY), которые рассмотрены позднее.

Рис. 3.1. Редактирование отрезка с помощью конечной ручки

Если вместо выбора точки нажать на клавишу <Enter>, то AutoCAD предлагает аналогичный запрос, но относящийся к команде ПЕРЕНЕСТИ (MOVE). После следующего нажатия на <Enter> запрос меняется и превращается в запрос команды ПОВЕРНУТЬ (ROTATE), затем - команды МАСШТАБ (SCALE), вслед за тем- ЗЕРКАЛО (MIRROR), далее снова возвращается на запрос команды РАСТЯНУТЬ (STRETCH). Эти команды предлагаются в циклическом порядке. Они также рассмотрены позднее.

Если выбрать мышью не конечную ручку, а среднюю, то AutoCAD выдает такой же текст, как и в предыдущем случае. Укажите мышью новое положение средней точки (рис. 3.2). Отрезок переместится на новое место.

Рис. 3.2. Редактирование отрезка с помощью средней ручки

Аналогичным образом ручки используются и у других примитивов - для указания нового положения выбранной точки объекта или переноса всего объекта на новое место.

На окружности (CIRCLE) высвечивается пять ручек: в центре и квадрантах. При попытке перемещения центральной ручки окружность перемещается на новое место, а в случае редактирования окружности за любую из остальных ручек окружность растягивается, меняя радиус (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Редактирование радиуса окружности с помощью ручки

Рис. 3.4. Редактирование дуги с помощью ручки

У примитива ДУГА (ARC) высвечиваются три ручки: на концах и в середине. Перемещение любой из ручек ведет к изменению дуги, с построением новой дуги по трем точкам, из которых одна была новой (рис. 3.4).

Команды падающего меню Размеры (Dimension) создают следующие примитивы: DIMENSION (размер), LEADER (выноска) и TOLERANCE (допуск). Изменения примитивов могут выполняться за любую ручку, что приводит к их перемещению или изменению формы.

Редактирование штриховки с помощью ручек неэффективно, так как штриховка имеет всего одну ручку в центре тяжести и за эту ручку штриховку можно перенести на новое место. В тоже время следует вспомнить свойство ассоциативности штриховки, благодаря которому редактирование контура приведет к изменению штриховки, которая к нему привязана.

Ручки эллипса и эллиптической дуги высвечиваются в различных друг от друга местах. У полного эллипса их положение аналогично положению ручек окружности. При перемещении центральной ручки перемещается и весь выбранный эллипс. А вот если перемещать центральную ручку эллиптической дуги, то это приведет к изменению дуги (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Редактирование эллипса и эллиптической дуги с помощью ручки

Удобным инструментом при редактировании с помощью ручек является контекстное меню. Если вы уже выбрали ручку для редактирования (т. е. на экране она изменила свой цвет на красный) и нажали правую кнопку мыши, то вызывается контекстное меню, изображенное на рис. 3.6.

Рис. 3.6. Контекстное меню при выбранной ручке

В данном меню возможны следующие действия:

· Enter - имитация нажатия клавиши <Enter> (циклический перебор команд общего редактирования);

· Перенести (Move) - перенос объектов (команда ПЕРЕНЕСТИ (MOVE));

· Зеркало (Mirror) - симметрирование объектов (команда ЗЕРКАЛО (MIRROR));

· Повернуть (Rotate) - поворот объектов (команда ПОВЕРНУТЬ (ROTATE));

· Масштаб (Scale) - масштабирование объектов относительно базовой точки (команда МАСШТАБ (SCALE));

· Растянуть (Stretch) - растягивание объектов (команда РАСТЯНУТЬ (STRETCH));

· Базовая точка (Base Point) - задание базовой точки вставки для текущего рисунка (команда БАЗА (BASE));

· Копировать (Copy) - копирование объектов (команда КОПИРОВАТЬ (COPY));

· Ссылка (Reference) - задание базовой точки для внешних ссылок;

· Отменить (Undo) - отмена действия последней команды (команда О (U));

· Свойства (Properties) - управление свойствами объектов (команда ОКНОСВ (PROPERTIES));

· Соединиться с URL (Go to URL) - загрузка программы-браузера Web-страниц и соединение с адресом, хранящимся в выбранном объекте (команда GOTOURL);

· Выход (Exit) - выход из режима редактирования с помощью ручек.

Ручки используются также для предварительного выбора объектов при таких операциях общего редактирования, как стирание, копирование, перенос и т. п. Если объекты предварительно не были выбраны, то тогда команды редактирования будут выдавать запрос на выбор объектов.

Выбор объектов, как это было уже рассмотрено, возможен тремя способами:

· непосредственным указанием,

· обычной рамкой,

· секущей рамкой.

3.2. Команды общего редактирования

Кнопки команд общего редактирования объектов (копирование, перенос, удлинение и т. п.) расположены в панели Редактирование (Modify) (рис. 3.7).

Каждую из этих команд, рассмотренную в данном разделе, можно ввести по имени с клавиатуры, а также вызвать с помощью падающего меню Редакт (Modify). Многие команды данной группы работают либо с набором предварительно выбранных объектов, либо при отсутствии такого набора выдают запрос Выберите объекты: (Select objects:).

Кнопка, соответствующая команде СТЕРЕТЬ (ERASE) (рис. 3.8), стирает с экрана выбранные объекты и удаляет их из рисунка. Результат действия команды может быть отменен с помощью кнопки "Отменить" (Undo).

Рис. 3.7. Панель Редактирование

Рис. 3.8. Кнопка команды СТЕРЕТЬ (ERASE)

Кнопка команды КОПИРОВАТЬ (COPY) (рис. 3.9) копирует выбранные объекты параллельно вектору, который задается начальной и конечной точками.

Рис. 3.9. Кнопка команды КОПИРОВАТЬ (COPY)

Первый запрос команды после того, как объекты для операции копирования выбраны:

Базовая точка или перемещение:

('Specify base point or displacemen)

Укажите первую точку. Это может быть любая точка чертежа, но удобнее указать одну из характерных точек копируемого объекта (например, начальную). Следующий запрос:

Вторая точка перемещения или
<считать перемещением первую точку >:

(Specify second point of displacement or <use first point as displacement:)

Укажите вторую точку. В результате образуется копия выбранных объектов, которая смещена относительно оригинала на заданный вектор (рис. 3.10).

Если вместо указания второй точки перемещения нажать клавишу <Enter>, то координаты введенной первой точки становятся координатами перемещения.

Рис. 3.10. Копирование объектов

Кнопка команды ЗЕРКАЛО (MIRROR) (рис. 3.11) позволяет зеркально отразить (симметрировать) выбранные объекты относительно оси, которая определяется двумя точками.

Рис. 3.11. Кнопка команды ЗЕРКАЛО (MIRROR)

После выбора объектов система AutoCAD запрашивает:

Первая точка оси отражения: (Specify first point of mirror line:)

Затем, после вашего ответа, запрашивается вторая точка, а проходящая через обе точки прямая и будет осью отражения (симметрии):

Вторая точка оси отражения: (Specify second point of mirror line:)

Укажите вторую точку (рис. 3.12).

Рис. 3.12. Симметрирование объектов

После этого остается только ответить, что сделать с исходными объектами (удалить или нет):

Удалить исходные объекты? [Да/Нет] <Н>: (Delete source objects? [Yes/No] <N>:)

Замечание

Если среди симметрируемых объектов есть тексты, то в обычных условиях они тоже отражаются относительно оси, что приводит к их нечитаемости. Для того чтобы тексты при отражении не переворачивались, нужно установить для системной переменной MIRRTEXT значение 0 (вместо 1). Тогда точки привязки текста симметрируются, а сам текст останется повернутым в ту же сторону, что и исходный.

Следующая кнопка в панели Редактирование (Modify) соответствует команде ПОДОБИЕ (OFFSET) (рис. 3.13).

Рис. 3.13. Кнопка команды ПОДОБИЕ (OFFSET)

Команда предназначена для рисования подобных (параллельных) линии к линейным объектам (отрезкам, лучам, прямым, полилиниям, дугам, окружностям, эллипсам и сплайнам). Возможны два варианта построения параллельной линии: по расстоянию (смещению) от оригинала и через заданную точку. Первый запрос команды:

Величина смещения или [Точка] <1.0000>:

(Specify offset distance or [Through] <1.0000>:)

Рис. 3.14. Построение подобных объектов

Вначале рассмотрим вариант, когда вы задаете величину смещения, что может быть сделано либо вводом числа с клавиатуры, либо указанием двух точек. Следующий запрос:

Выберите объект для создания подобных или <выход >:

(Select object to offset or <exit>:)

Укажите только один объект, к которому нужно построить параллельную линию. Затем AutoCAD запросит уточнить, в какую сторону от объекта нужно строить параллельную линию:

Укажите точку, определяющую сторону смещения: (Specify point on side to offset:)

Вам достаточно указать любую точку на экране, которая находится по ту же сторону от объекта, что и будущая параллельная линия (рис. 3.14).

Далее в цикле повторяется запрос о выборе объектов для создания подобных с тем же смещением. По окончании построения всех подобных объектов нужно нажать на <Enter>.

Если в начале работы с командой ПОДОБИЕ (OFFSET) вы в ответ на запрос Величина смещения или [Точка]: (Specify offset distance or I Through I:) выбрали опцию Т (Т), то AutoCAD сначала запрашивает:

Выберите объект для создания подобных или <выход>:

(Select object to offset or <exil>:)

И после указания объекта запрашивает точку:

Через точку: (Specify through point:)

Вы указываете точку, через которую система проводит линию, параллельную выбранному объекту. Далее снова выдается запрос о выборе объектов для создания подобных. По окончании построений в режиме Точка (Through) нужно нажать на клавишу <Enter>.

Команда МАССИВ (ARRAY) предназначена для создания группы копий одних и тех же объектов, причем копии располагаются по определенному закону в гнездах прямоугольного или кругового массива.

Рис. 3.15. Кнопка команды МАССИВ

Команда вызывается с помощью кнопки МАССИВ (ARRAY) (рис. 3.15) панели инструментов Modify или из падающего меню Modify (Редактирование)-Array(Массив). При этом открывается диалоговое окно Array (Массив) (рис. 3.16), в котором можно настроить следующие параметры:

· Режим установки прямоугольного массива (Rectangular Array)

- в полях Rows (Строк) и Columns (Столбцов) указывается количество строк и рядов массива

- в области Offset distance and direction (Расстояние и направление) в полях Row offset (Между рядами), Columns offset (Между столбцами) и Angle of Array (Угол поворота) задаются расстояния между рядами и столбцами массива, а также угол поворота элемента

Рис. 3.16. Окно установки параметров прямоугольного массива.

Рис. 3.17. Результат работы команды Array в режиме прямоугольного массива.

· Режим установки кругового массива (Polar Array) (рис. 3.18)

- в строке Center Point (Центр) в полях Х: и У: указываются соответствующие координаты центра кругового массива. Для того, чтобы ввести центр массива с помощью мыши следует воспользоваться кнопкой Pick Center Point (Установить Центр Массива)

- в раскрывающемся списке Method (Метод построения) выбирается один из вариантов построения массива: Total number of items & Angle to fill (Число элементов и угол заполнения); Total number of items & Angle between items (Число элементов и угол между элементами); Angle to fill & Angle between items (Угол заполнения и угол между элементами)

- в зависимости от выбранного способа построения активируется два поля из следующих трех: Total number of items (Число элементов); Angle to fill (Угол заполнения); Angle between items (Угол между элементами). Эти поля необходимо заполнить соответственно с их назначением

- установкой флажка Rotate items as copied (Поворачивать элементы массива) назначается поворот элементов параллельно касательным к дуге

· кнопка Select objects (Выбор объектов) служит для выбора объектов, из которых будет создан массив

· результат работы команды можно посмотреть нажав кнопку Preview (Предварительный просмотр). Если что-то не устраивает пользователя, то есть возможность внести изменения.

Рис. 3.18. Окно установки параметров кругового массива.

· завершение работы команды производится нажатием на кнопку OK.

Рис. 3.19. Результат работы команды Array в режиме кругового массива.

Замечание

В качестве радиуса кругового массива берется расстояние между точкой центра кругового массива и одной из характерных точек последнего из объектов, выбранных для копирования (одной из конечных точек отрезка, центром окружности, точкой начала текста и т. п.).

Кнопка команды ПЕРЕНЕСТИ (MOVE) (рис. 3.20) позволяет переместить выбранные объекты параллельно вектору, заданному двумя точками. Запросы и действия этой команды очень похожи на запросы и действия команды КОПИРОВАТЬ (COPY). Первый запрос после выбора объектов:

Базовая точка или перемещение: (Specify base point or displacement:)

Задайте первую точку. Следующий вопрос:

Вторая точка перемещения или <считать перемещением первую точку >:

(Specify second point of displacement or <use first point as displacement>:)

Укажите вторую точку вектора перемещения. Если нажать вместо этого на клавишу <Enter>, то координаты первой точки рассматриваются как координаты перемещения.

Рис. 3.20. Кнопка команды ПЕРЕНЕСТИ (MOVE)

Кнопка команды ПОВЕРНУТЬ (ROTATE) (рис. 3.21) дает возможность повернуть выбранные объекты относительно базовой точки на заданный угол.

Сначала команда информирует о режимах измерения углов:

Текущие установки отсчета углов в ПСК: ANGDIR=npomuв ч/с ANGBASE=0

(Current positive angle in UCS: ANGDIR=ccw ANGBASE=0)

Первый запрос после выбора объектов:

Базовая точка: (Specify base point:)

Укажите базовую точку для поворота. Далее:

Угол поворота или [Опорный угол]: (Specify rotation angle or [Reference]:)

Укажите угол вводом с клавиатуры или с помощью мыши (рис. 3.22).

Рис. 3.21. Кнопка команды ПОВЕРНУТЬ (ROTATE)

Рис. 3.22. Поворот объектов

Вместо ввода угла возможно указание угла поворота с помощью опции Опорный угол (Reference). Например, пусть прямоугольник с находящимися внутри него отрезками (рис. 3.23) нужно повернуть относительно точки 1 на такой угол, чтобы длинная нижняя сторона прямоугольника, отмеченная точками 1 и 2, стала строго горизонтальной.

Вызовите команду ПОВЕРНУТЬ (ROTATE) любым из известных вам способов. На запрос Выберите объекты: (Select objects:) отметьте мышью прямоугольник и требуемые отрезки и завершите выбор объектов нажатием на клавишу <Enter>. На запрос Базовая точка: (Base point:) с помощью объектной привязки укажите точку 1. Затем в ответ на запрос Угол поворота или [Опорный угол]: (Specify rotation angle or [Reference]:) выберите опцию 0 (R). Последует запрос:

Опорный угол <0>:(Reference angle <0>:)

Рис. 3.23. Поворот объектов с помощью опции Опорный угол

Выберем способ ввода угла с помощью двух точек. Укажите точку 1 и в ответ на запрос Вторая точка: (Second point:) укажите точку 2. Начальный угол тем самым определен. Далее AutoCAD запрашивает:

Новый угол: (New angle:)

В качестве нового угла нужно ввести с клавиатуры 0. Прямоугольник повернется до горизонтального положения. Поставленная задача решена.

Кнопка команды МАСШТАБ (SCALE) (рис. 3.24) позволяет масштабировать выбранные объекты относительно базовой точки.

На рис. 3.25 приведен пример, когда прямоугольник и вписанный в него круг масштабируются относительно точки левого нижнего угла прямоугольника.

Команда МАСШТАБ (SCALE) после выбора объектов запрашивает:

Базовая точка: (Specify base point:)

Рис. 3.24 Кнопка команды МАСШТАБ (SCALE)

Рис. 3.25. Масштабирование объектов

Укажите базовую точку. Далее:

Масштаб или [Опорный отрезок]:(Specify scale factor or [Reference]:)

Для увеличения объектов нужно ввести число больше 1, для уменьшения - положительное число меньше 1. Если масштабирование нужно выполнить в дробное количество раз (например, 3/7), то можно воспользоваться опцией Опорный отрезок (Reference). В ответ на выбор этой опции AutoCAD выдает запрос:

Длина опорного отрезка <1>: (Specify reference length < 1 >:)

Введите число 7.

Новая длина: (Specify new length:)

Введите число 3.

Команда РАСТЯНУТЬ (STRETCH) позволяет производить операцию растягивания над примитивами.

Рис. 3.26. Кнопка команды РАСТЯНУТЬ (STRETCH)

Команда обычно выполняется над полилинией (хотя она может растягивать и дуги, эллиптические дуги, сплайны и другие линейные примитивы), когда надо переместить несколько ее вершин параллельно вектору, задаваемому двумя точками, а остальные вершины полилинии надо оставить на месте и соответствующим образом преобразовать геометрию объекта. Команда РАСТЯНУТЬ (STRETCH) не применяется для набора предварительно выбранных объектов, поскольку в данном случае важно часть полилинии выбрать с помощью секущей рамки или секущего многоугольника, поэтому первый запрос выглядит так:

Выберите растягиваемые объекты секущей рамкой или секущим многоугольником... Выберите объекты:

(Select objects to stretch by crossing-window or crossing-polygon... Select objects:)

На рис. 3.27 показана полилиния в форме прямоугольника, у которого нужно переместить две правые вершины.

Рис. 3.27. Выбор растягиваемого объекта секущей рамкой

Рис. 3.28. Указание вектора перемещения в команде РАСТЯНУТЬ (STRETCH)

Выберите секущей рамкой прямоугольник, но таким образом, чтобы внутри рамки оказались только правые вершины полилинии. Закончите выбор объектов нажатием на клавишу <Enter>. Затем следует запрос о первой точке:

Базовая точка или перемещение: (Specify base point or displacement:)

Укажите первую точку.

Вторая точка перемещения: (Specify second point of displacement:)

Укажите вторую точку вектора перемещения (рис. 3.28).

В результате выполнения команды вершины полилинии, не попавшие в рамку, остались на старых местах, а вершины, выбранные рамкой, переместились параллельно заданному вектору.

Команда ОБРЕЗАТЬ (TRIM) (рис. 3.29) позволяет обрезать объект (объекты) с помощью пересекающих его других объектов.

Рис. 3.29. Кнопка команды ОБРЕЗАТЬ (TRIM)

Первый запрос команды:

Текущие установки: Проекция=ПСК Кромки =Без продолжения Выберите режущие кромки ... Выберите объекты:

(Current settings: Projection = UCS Edge = No extend Select cutting edges... Select objects:)

В первой строке этого сообщения показаны текущие установки команды, которые при необходимости могут быть изменены. Разберем механизм действия команды на примере рис. 3.30, на котором в левой части экрана показано положение объектов до операции обрезки, а справа - после нее.

Рис. 3.30. Обрезка объектов

Порядок указания объектов в данном случае очень важен. Сначала нужно указать "режущие кромки" - в нашем примере это один отрезок. Окончание выбора режущих объектов - это нажатие на клавишу <Enter>. Следующий запрос:

Выберите обрезаемый объект или [Проекция/Кромки/Отменить]:

(Select object to trim or [Project/Edge/Undo I:)

На этот запрос необходимо выбрать объекты, которые будут обрезаны, но при этом объекты следует указать именно в той части, которая должна удалиться в результате обрезки. На рис. 3.30 обрезаемые объекты помечаются в точках 1 и 2.

Вместо указания обрезаемых объектов можно изменить установки или отменить предыдущее действие (опция Отменить (Undo)). При выборе опции Проекция (Project) AutoCAD предлагает:

Задайте опцию проецирования [Нет/Пск/Вид] <Пск>:

(Enter a projection option [ None/Ucs/View] <current>:)

Предлагаемые для выбора опции означают, что обрезка может производиться не только режущими кромками, но и их проекциями, а способ проецирования может быть установлен либо по текущей системе координат (опция ПСК (Ucs)), либо по текущему виду (опция Вид (View)). Эти опции будут важны для опреаций редактирования при трехмерных построениях1. Опция Нет (None) отключает возможность обрезки, но только проекциями, а не режущими кромками.

При выборе опции Кромка (Edge) будет выведен запрос:

Режим продолжения кромки до воображаемого пересечения [С продолжением/ Без продолжения] <Без продолжения>:

(Enter an implied edge extension mode [Extend/No extend] <No extend>:)

При выборе режима С продолжением (Extend) обрезка выполняется не только выбранными режущими кромками, но и их продолжениями. В случае режима Без продолжения (No extend) обрезка продолжениями режущих кромок не выполняется.

Одни и те же линии при необходимости могут входить как в набор режущих кромок, так и в набор обрезаемых объектов. Например, если два пересекающихся отрезка должны быть взаимно обрезаны, то каждый из них должен быть включен в оба вышеупомянутых набора. Тогда система выполнит взаимную обрезку за одну команду ОБРЕЗАТЬ (TRIM).

Команда УДЛИНИТЬ (EXTEND) (рис. 3.31) позволяет выбрать набор "граничных кромок", а затем указать объекты, которые удлиняются до этих кромок. Последовательность указания объектов очень важна, так как системе важно различать граничные и удлиняемые объекты.

Рис. 3.31. Кнопка команды УДЛИНИТЬ (EXTEND)

Первое сообщение содержит информацию о действующих режимах (режимы общие с командой ОБРЕЖЬ (TRIM)) и запрашивает граничные кромки, до которых нужно выполнить операцию удлинения:

Текущие установки: Проекция=ПСК Кромки=Без продолжения Выберите граничные кромки ... Выберите объекты:

(Current settings: Projection = UCS Edge = No extend Select boundary edges... Select objects:)

Рис. 3.32. Удлинение объектов

Укажите объекты, которые должны образовать набор граничных кромок. Далее:

Выберите удлиняемый объект или [Проекция/Кромка/Отменить]:

(Select object to extend or [Project/Edge/Undo]:)

Нужно указать объекты, которые будут удлинены до набора граничных кромок, причем точка указания удлиняемого объекта должна быть ближе к тому концу, в сторону которого будет выполнено удлинение. На рис. 3.32 пунктиром показана дуга, которая является граничной кромкой, а левый удлиняемый отрезок указан в верхней своей части. Если бы левый отрезок был отмечен в нижней части, то система AutoCAD выдала бы сообщение:

В данном направлении кромки нет. (Object does not intersect an edge.)

Команда РАЗОРВАТЬ (BREAK) (рис. 3.33) разрывает объект в двух указываемых точках.

Рис. 3.33. Кнопка команды РАЗОРВАТЬ (BREAK)

Первый запрос команды:

Выберите объект: (Select object:)

Укажите объект, причем точка указания будет первой точкой разрыва. Далее:

Вторая точка разрыва или [Первая точка]: (Specify second break point or [First point]:)

Укажите вторую точку разрыва. Результат операции виден на примере, приведенном на рис. 3.34 (в левой части - до разрыва, в правой - после разрыва; точки демонстрируют последовательность указания).

Возможен случай, когда точка указания объекта не должна быть точкой разрыва (например, если в точке разрыва есть пересечение с другой линией и указание этой точки может привести к неправильному выбору разрываемого объекта). Тогда в ответ на запрос второй точки разрыва следует воспользоваться опцией Первая точка (First point), что позволяет заново указать первую точку разрыва (не меняя выбора объекта):

Первая точка разрыва: (Specify first break point:)

Укажите первую точку.

Вторая точка разрыва: (Specify second break point:)

Рис. 3.34. Разрыв объектов

Нужно указать вторую точку, и после этого команда будет выполнена.

Команда ФАСКА (CHAMFER) (рис. 3.35) выполняет операцию подрезки двух пересекающихся прямолинейных сегментов (отрезков, лучей, прямых) на заданных расстояниях от точки их пересечения (снятие фаски), строя при этом новый отрезок, соединяющий точки подрезки. Команда выполняется как над непересекающимися, так непараллельными отрезками (при этом отрезки сначала удлиняются до пересечения).

Команда ФАСКА (CHAMFER) сначала сообщает текущее состояние режимов, а затем выдает запрос о выборе объекта:

(Режим С ОБРЕЗКОЙ) Параметры фаски: Длина1 = 10.0000, Длина2 = 10.0000 Выберите первый отрезок или [полИлиния/Длина/Угол/Обрезка/Метод]:

((TRIM mode) Current chamfer: Dist1 = 10.0000, Dist2 = 10.0000 Select first line or [Poly line/Distance/Angle/Trim/Method]:)

Рис. 3.35. Кнопка команды ФАСКА (CHAMFER)

Если действующие параметры фаски вас устраивают, то вы можете прямо перейти к указанию первого отрезка. Но чаще всего сначала надо установить необходимые вам длины фасок. Это делается с помощью опции Длина (Distance), которая выдает свой запрос:

Первая длина фаски <10.0000>: (Specify first chamfer distance <10.0000>:)

Введите первую длину - например, 25 мм. Далее:

Вторая длина фаски <25.0000>: (Specify second chamfer distance <25.0000>:)

Введите вторую длину - например, 35 мм. Команда на этом заканчивает работу. Поэтому нужно ее вызвать еще раз и в ответ на запрос Выберите первый отрезок или [полИлиния/Длина/Угол/Обрезка/Метод]:

(Select first line or [Polyline/Distance/Angle/Trim/Method]:) отметить первый отрезок. Система AutoCAD тогда запрашивает:

Выберите второй отрезок: (Select second line:)

Выберите второй обрезаемый отрезок. На рис. 3.36 приведен пример снятия фаски: в левой части изображены отрезки до операции, в правой части - после операции.

Рис. 3.36. Снятие фаски с отрезков

Опция Обрезка (Trim) выдает запрос:

Режим обрезки [С обрезкой/Без обрезки] <С обрезкой>:

(Enter Trim mode option [Trim/No trim] <Trim>:)

В этот момент нужно выбрать один из двух режимов. Обычный режим - С обрезкой (Trim). В случае выбора режима Без обрезки (No trim) дополнительный отрезок, соединяющий точки подрезки, строится, а сами исходные сегменты, к которым применяется операция снятия фаски, остаются неизмененными. Установка режима распространяется и на следующую команду СОПРЯЖЕНИЕ (FILLET).

Другая опция команды ФАСКА (CHAMFER) - Метод (Method). Опция Метод (Method) выдает запрос:

Метод построения [Длина/Угол] <Длина >:

(Enter trim method /Distance/Angle] <Dislance>:)

Команда может снимать фаску двумя методами. Первый - в случае задания опции Длина (Distance), когда задаются две длины, снимаемые с отрезков. Второй - в случае задания опции Угол (Angle), когда задается одна длина и угол, под которым строится дополнительный отрезок фаски относительно первого сегмента. Задание значений переменных в команде ФАСКА (CHAMFER) выполняется с помощью опций Длина (Distance) и Угол (Angle).

Рис. 3.37. Снятие фаски по всей полилинии

Можно также в качестве сегментов для снятия фаски указывать соседние участки полилинии. Фаска в таком случае снимается по обе стороны от их общей вершины.

Еще одна интересная опция - полилиния (Polyline). С ее помощью можно снять фаску сразу во всех вершинах одной полилинии. На рис. 3.37 приведен пример такой операции над полилинией (режим Без обрезки (No trim)).

Команда СОПРЯЖЕНИЕ (FILLET) (рис. 3.38) сопрягает линейные объекты (например, отрезки, дуги и окружности) дугой заданного радиуса. Команда по своим режимам аналогична команде ФАСКА (CHAMFER).

 

Рис. 3.38. Кнопка команды СОПРЯЖЕНИЕ (FILLET)

Первое сообщение, выдаваемое командой, содержит информацию о текущих настройках и запрос первого объекта:

Текущие настройки: Режим = С ОБРЕЗКОЙ, Радиус сопряжения = 10.0000 Выберите первый объект или [полИлиния/раДиус/Обрезка]:

(Current settings: Mode = current, Radius = 10.0000 Select first object or [Polyline/Radius/Trim]:)

Если текущие настройки вас удовлетворяют, отметьте первый объект для сопряжения. Далее:

Выберите второй объект: (Select second object:)

Когда вы укажете второй объект, AutoCAD либо построит требуемую дугу сопряжения, либо сообщит о том, что сопряжение с данным радиусом невозможно. На рис. 3.39 приведен пример сопряжения окружности и отрезка (слева - объекты до сопряжения, справа - после сопряжения). В качестве сопрягаемых объектов могут фигурировать два соседних участка полилинии.

Рис. 3.39. Сопряжение объектов

Опция Обрезка (Trim) управляет режимом обрезки (он аналогичен команде ФАСКА (CHAMFER)). Если выбран режим Без обрезки (No trim), тогда сопрягающая дуга вычисляется и строится (если построение возможно), а исходные объекты остаются без изменения. Если же действует режим С обрезкой (Trim), то незамкнутые сопрягаемые объекты укорачиваются или удлиняются до точки начала сопрягающей дуги. На рис. 3.39 отрезок справа по этой причине стал короче.

Опция Радиус (Radius) дает возможность изменить текущее значение радиуса сопряжения. После установки величины радиуса необходимо вызвать команду СОПРЯЖЕНИЕ (FILLET) еще раз и указать сопрягаемые объекты.

Опция полилиния (Polyline) позволяет сопрягать заданным радиусом все вершины одной полилинии.

Последняя кнопка панели Редактирование (Modify), соответствующая команде РАСЧЛЕНИТЬ (EXPLODE). Она расчленяет на более простые объекты полилинии, вхождения блоков, размеры и другие сложные объекты.

3.3. Редактирование штриховок

Для правки штриховки в панели Редактирование-2 (Modify II) есть кнопка "Редактировать штриховку" (Edit Hatch) (рис. 3.40), которая соответствует команде РЕДШТРИХ (HATCHEDIT). Другой способ вызова команды - пункт Штриховка (Hatch) падающего меню Редакт (Modify).

Рис. 3.40. Кнопка команды РЕДШТРИХ (HATCHEDIT)

Команда запрашивает:

Выберите объект ассоциативную штриховку: (Select associative hatch object:)

После того как вы укажете штриховку, раскрывается диалоговое окно Редактирование штриховки (Hatch Edit) (рис. 3.41).

Рис. 3.41. Диалоговое окно Редактирование штриховки

Это окно практически идентично диалоговому окну Штриховка по контуру (Boundary Hatch), однако в нем отключены все операции выбора контура. У вас есть возможность поменять образец штриховки, масштаб и угол. После выбора требуемых установок AutoCAD регенерирует штриховку в новом виде.

3.5. Редактирование эллипсов

Система AutoCAD не имеет специальной команды для редактирования эллипсов, поэтому для этой цели следует использовать ручки и команды общего редактирования.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вывести на экран необходимые панели инструментов. | Тема 4. Объектная привязка. Режимы (Grid, LWT,..). Размеры. Шаговая привязка.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.1 сек.