русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Диаграммы взаимодействия


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 3181; Нарушение авторских прав


Диаграммы классов

Диаграммы прецедентов

Объектно-ориентированное проектирование

Диаграмма структуры программного приложения

 

Задает взаимосвязь функций и программных модулей, которые их реализуют.

 

 

объект нотация Константейн Джексон SADT SAG
Модуль   Нет     Системная функция
Библиотечный модуль     Нет    
Вызов модуля     Нет    
Связь по данным         + описание соответствующей секции
Связь с бизнес -функцией     Через ICOM метки или механизм наследования Через наследование

 

 

 

Для объектно-ориентированного моделирования проблемной области используется унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language)/

В нотации UML поддерживаются девять видов диаграмм:

· диаграммы прецедентов;

· диаграммы классов;

· диаграммы объектов;

· диаграммы кооперации;

· диаграммы последовательности;

· диаграммы состояний;

· диаграммы деятельности;

· диаграммы компонентов;

· диаграммы развертывания.

 

Актер (actor) инициирует прецедент. Прецедент (use case) описывает после­довательность взаимодействий между актером и системой. Актер изображается на диаграмме прецедентов в виде фигуры человечка, система - в виде прямоуголь­ника прецедент - в виде эллипса внутри этого прямоугольника. Коммуникаци­онные ассоциации связывают актеров с теми прецедентами, в которых они участ­вуют. Между прецедентами могут быть отношения include (включает) и extend (расширяет).


 

 

Классы и объекты изображаются в UML прямоугольниками, как показано на рис. 2.2. В прямоугольнике класса всегда вписано имя класса. Дополнительно могут быть указаны атрибуты и операции класса. Когда присутствуют все три эле­мента, то в верхней секции прямоугольника находится имя класса, в средней -атрибуты, а в нижней - операции.



Чтобы отличить класс (тип) от объекта (экземпляра типа), имя объекта под­черкивается. Объект может обозначаться как anObject. anotherObject или :Class. Классы и объекты встречаются в разных диаграммах UML.

 

На такой диаграмме классы изображаются в виде прямоугольников, а стати­ческие (постоянные) отношения между ними - в форме дуг. Поддерживаются три основных типа отношений между классами:

· ассоциации. Ассоциация между двумя классами (бинарная ассоциация) изображается в виде линии, соединяющей прямоугольники классов. У нее есть имя и, возможно, стрелка, поясняющая, в каком направлении следует это имя читать. На каждом конце ассоциации проставляется кратность - число, свидетельствующее, сколько экземпляров одного класса связано с од­ним экземпляром другого класса. Дополнительно на каждом конце ассоци­ации может присутствовать стрелка, указывающая направление навигации вдоль данной ассоциации. Допустимы следующие кратности ассоциации: ровно один (1), присутствие экземпляра класса необязательно (0..1), нуль или более (*), один или более (1..*) и точное задание числа экземпляров классов (m..n), где тип- числа;

· иерархии агрегирования и композиции. Это отношения вида целое/часть. Отношение композиции (изображается закрашенным ромбом) накладыва­ет более сильные ограничения на экземпляры классов, чем отношение агре­гирования (показывается незакрашенным ромбом). Ромб одной вершиной примыкает к прямоугольнику класса, являющегося частью в отношении вида «часть/целое»;

· иерархия обобщения/специализации. Это отношение вида «является». Обоб­щение изображается в виде стрелки, ведущей от подкласса (потомка) к су­перклассу (родителю), причем стрелка упирается в прямоугольник супер­класса.

Четвертое отношение - зависимости - часто применяется для передачи отно­шений между пакетами .

Видимость определяет, доступен ли элемент класса вне самого класса. Показывать видимость на диаграмме необязательно. Открытая видимость, изобра­жаемая символом + (плюс), означает, что элемент виден извне класса. Закрытая видимость, отмеченная знаком - (минус), свидетельствует о том, что элемент ви­ден только внутри класса, в котором он определен, а от других классов скрыт. За­щищенная видимость, показываемая знаком #, говорит о том, что элемент ви­ден внутри класса, в котором определен, а также во всех подклассах этого класса.

 

 

 

 

 

 

В UML есть два вида диаграмм взаимодействия: диаграммы кооперации (col­laboration diagram) и диаграммы последовательности (sequence diagram). Семан­тически они эквивалентны. Ниже описываются основные свойства этих диа­грамм.

Диаграммы кооперации

На диаграмме кооперации показывается, как объекты динамически общают­ся между собой, посылая и получая сообщения. Эта диаграмма представляет структурную организацию взаимодействующих объектов, изображаемых в виде прямоугольников и соединяющих их дуг. Помеченные стрелки рядом с дугами обозначают имя сообщения и направление его передачи между объектами. От­дельные сообщения в последовательности сообщений, отправляемых от одного объекта к другому, нумеруются. Нотация диаграмм кооперации представлена на рис. 2.5. Необязательное повторение обозначается символом *, свидетельствую­щим, что информация посылается более одного раза. Необязательное условие означает, что сообщение посылается только тогда, когда условие истинно.

Диаграммы последовательности

Другой способ показать взаимодействие объектов - воспользоваться диаграм­мой последовательности. На ней обмен объектов сообщениями пред­ставлен во времени более точно ц наглядно. Диаграмма последовательности дву­мерна: участвующие объекты изображаются вдоль горизонтальной оси, а время откладывается вдоль вертикальной. От прямоугольника каждого объекта идет вниз вертикальная пунктирная линия, называемая линией жизни. Период, в тече­ние которого объект выполняет операцию, именуется активизацией. На протяже­нии этого периода линия жизни изображается двойной сплошной линией.

Актер обычно изображается в левом верхнем углу диаграммы. Помеченные горизонтальные линии представляют пересылку сообщений. Существенны толь­ко отправитель и получатель сообщения. Сообщение посылается объектом-отпра­вителем объекту-получателю. Время возрастает в направлении сверху вниз. Рас­стояние по вертикали между сообщениями не имеет значения.

Диаграммы состояний

 

В нотации UML диаграмма перехода состояний называется диаграммой со­стояний. На ней состояния представляются прямоугольниками со скругленными углами, а переходы - соединяющими их дугами. Начальное состояние обозначается дугой, исходящей из маленького закрашенного кружка. Может также присутствовать необязательное конечное состояние, изображаемое закрашенным кружком внутри незакрашенного (иногда его называют «бычий глаз»). Диаграмму состояний разрешается подвергнуть иерархической декомпозиции, так что надсостояние разлагается на подсостояния.

Рядом с дугой, представляющей переход, находится условие перехода в виде: Событие [условие] / Действие. Событие вызывает переход в новое состояние. Если задано необязательное булевское условие, то переход осуществится, когда оно истинно. В результате перехода может быть выполнено необязательное действие. Дополнительно с состоянием иногда ассоциируются:

· действие при входе в состояние;

· деятельность, выполняемая во время нахождения внутри состояния;

· действие при выходе из состояния.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диаграммы перехода состояний | Диаграммы развертывания


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.01 сек.