русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Многоразовые транспортные космические корабли


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1664; Нарушение авторских прав


Развитие космической технологии в научно-исследовательских, прикладных и военных целях поставило вопрос о снижении затрат по доставке грузов на космические орбиты при возрастающих их объемах, Ответом на этот вопрос стало создание многоразовых транспортных космических кораблей, в которых вся конструкция или её часть используется многократно.

Трудности в возврате космического корабля на Землю определяются огромными аэродинамическими и тепловыми нагрузками, которые возникают при торможении его в атмосфере. Для сохранения всего космического корабля потребовались принципиально новые решения: вместо баллистического спуска переход на планирующий спуск корабля с использованием аэродинамического качества. Поэтому космический корабль приобрел форму космического самолета, а для борьбы с нагревом потребовалось защитить всю конструкцию корабля-самолета специальным теплоизоляционным покрытием.

Конечно, такая конструкция корабля намного тяжелее и дороже. Экономический эффект может быть достигнут только в случае многократного его использования, но в немалой степени зависит и от значимости работ, выполняемых космическим кораблем.

Таким образом, появился новый тип сложных многократно используемых космических аппаратов, обеспечивающих доставку на космические орбиты экипажа и грузов, длительное пребывание на орбите с выполнением рабочих операций, а затем возвращение на Землю. Эти аппараты получили название многоразовых транспортных космических кораблей (МТКК).

МТКК могут иметь различные конструктивные схемы:

— одноступенчатые самолетные. Вся конструкция корабля приобретает очертания самолета, разгоняемого до космических скоростей, возвращаемого на Землю, (примером является проект английского МТКК «Хотол» (HOTOL));

— двухступенчатые самолетные, состоящие из разгонщика и орбитального самолета (немецкий проект «Зенгер» (Sanger), рис. 2.21 и российский «МАКС»), рис. 2.22. Оба самолета возвращаются на базовый аэродром (рис. 2.22), МТКК «Гермес-АРИАН», Франция (рис. 2.23);



— комбинированные многоступенчатые, в которых разгон космического самолета осуществляется ракетными ускорителями: «Буран-Энергия» СССР (рис. 2.24), МТКК «Спейс-Шаттл» (Space Shuttle) США (рис. 2.25).

 

б

Рис. 2.21. Общий вид двухступенчатого МТКК самолетной схемы «3енгер»

 

Рис. 2.22. Двухступенчатого МТКК МАКС


 

 


Рис. 2.23. Орбитальный самолет «Гермес», Франция/ЕКА, 1979-1994

 

Рис. 2.24. Общий вид МТКК ракетно-самолетной схемы «Буран-Энергия»:

1 главный блок РН «Энергия»; 2 боковой блок жидкостного ускорителя;
3 — воздушно-космический самолет «Буран»

 

 

 

Рис. 2.25. Общий вид МТКК ракетно-самолетной схемы «Спейс-Шаттл»:

1 — воздушно-космический самолет; 2 грузовой отсек; 3 крылья с воздушными рулями; 4 твердотопливный ускоритель; 5 — сбрасываемый баковый отсек

Рис. 2.25. Внешнее сравнение двух МТКК: «Спейс-Шаттл» и «Буран-Энергия»

Конструкция многоступенчатых МТКК состоит из орбитального корабля самолетной схемы и ускорителей. Старт МТКК осуществляется в вертикальном положении при одновременной работе всех ракетных двигателей. Разгон МТКК с выходом на расчетную высоту осуществляется двигателями орбитального маневрирования корабля. Этим же двигателем производится и торможение орбитального корабля для его возвращения на Землю. Пологий спуск в атмосфере проходит при выключенных двигателях и совершается на посадочную полосу с помощью колесного шасси.

Возможности МТКК во многом определяются способностью выносить на орбиты в грузовом отсеке корабля крупногабаритные грузы различного назначения. В качестве полезных грузов могут быть научные лаборатории, космические телескопы, спутники, конструкции орбитальных станций и др. Эти же грузы могут быть сняты с орбиты с помощью манипулятора и возвращены на Землю в грузовом отсеке (например, для ремонта). На орбитальном корабле имеются все необходимые условия для работы и нахождения экипажа.

Для обеспечения орбитального маневрирования и управления пространственным положением корабля применяются блоки носовых и кормовых двигателей маневрирования, системы ориентации и стабилизации.

Для орбитальных кораблей особые проблемы возникают при их торможении в атмосфере, когда температура в критических областях носка и передних кромок крыла достигает 1250...1500°С. Это требует применения в конструкции корабля высокопрочных покрытий на основе композиционных материалов.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Орбитальные станции | История развития численных методов.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.