русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Строковые выражения


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 3300; Нарушение авторских прав


Выражения, в которых операндами служат строковые данные, называются строковыми выражениями. Они состоят из строковых констант, переменных, указателей функ­ций и знаков операций. Над строковыми данными допустимы операция сцепления и операции отношения.

Операция сцепления (+) применяется для сцепления нескольких строк в одну результирующую строку.

Например:

Выражение 'А'+'Т'+' '+ '386' 'Турбо'+'Паскаль + '7.0' Результат 'AT 386' Турбо Паскаль 7.0'

Следует учитывать, что в операциях сцепления длина результирующей строки не должна превышать 255.

Операции отношения (=, <>, >, <, >=, <=) проводят сравнение двух строковых операндов и имеют приоритет более низкий, чем операция сцепления, т. е. вначале всегда выполняются все операции сцепления, если они присутствуют, и лишь потом реализуются операции отношения. Сравнение строк производится слева напра­во до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в стандартной таблице обмена информацией. Результат выполнения операций отношения над строковыми операндами всегда имеет булевский тип и принимает значение True, если выражение истинно, и False, если выражение ложно. Например:

Выражение 'MS-DOS'<'MS-Dos' 'programm' >'programm' Результат True True

Если строки имеют различную длину, но в общей части символы совпадают, считается, что более короткая строка меньше, чем более длинная. Строки считают­ся равными, если они полностью совпадают по длине и содержат одни и те же сим­волы.

Для присваивания строковой переменной результата строкового выражения используется оператор присваивания (:=).

Пример1.

Strl := 'Группа, учащихся';

Str2 := Strl + ' школы-лицея' ;

Fio := 'Бочаров А.А.';

Если значение переменной после выполнения оператора присваивания превышает по длине максимально допустимую при описании величину, все лишние символы справа отбрасываются.



Например:

Описание А Выражение Значение А

A: String[6] А := 'ГРУППА 1'; 'ГРУППА'

Допускается смешение в одном выражении операндов строкового и литерного типа. Если при этом литерной переменной присваивается значение строкового ти­па, длина строки должна быть равна единице, иначе возникает ошибка выполне­ния.

К отдельным символам строки можно обратиться по номеру (индексу) данного символа в строке. Индекс определяется выражением целочисленного типа, которое записывается в квадратных скобках сразу за идентификатором строковой перемен­ной или константы.

Например, выражения Str2[l+2] и Str2[6] обеспечат доступ к третьему('у') и шестому ('а') символам последнего значения переменной Str2 в приведенном выше примере (см. пример 1).

Запись Str2[0] дает доступ к нулевому байту, содержащему значение текущей длины строки. Значение нулевого байта не должно превышать 255, но нарушение этого правила не вызывает программного прерывания, так как директива компиля­тора R по умолчанию находится в пассивном состоянии {$R-}. Для обеспечения строгого контроля за диапазоном допустимых значений индекса следует перевести директиву R в активное состояние {$R+}. В этом случае компилятор активизирует дополнительные команды для проверки правильности диапазона. Обычно актив­ный режим R устанавливается на стадии отладки программ.

Примеры программ работы со строковыми переменными

Программа 1. Пусть требуется разработать программу, которая во введенном слове подсчитывает число букв "а" и заменяет их буквами "б".

В реализации данной программы разработаем процедуру ChangeChar, в которой будем просматривать строку с целью поиска позиции буквы "а". Это можно организовать с помощью цикла, используя while и стандартную функцию Pos('a', S). Как только функция Pos обнаруживает первое появление в строке S подстроки "а", она воз­вращает результат — номер позиции буквы "а". Счетчик найденных букв "а" увеличивается на единицу, а в эту позицию вписывается буква "б" и т. д., пока в строке есть буквы "а".

Текст программы может выглядеть следующим образом:

program Change_Letter; {Подсчет и замена букв "а" на "б"}

Var

S: String;

procedure ChangeChar(var S: string); {Процедура замены буквы "а" на "б"}

Var

N : byte;

begin

N:=0; {Обнуление числа букв "а"}

While PoS('a', S) > 0 do {Если найдена буква "а", то}

begin

N:=N+1; {Увеличить счетчик букв "а" на 1}

S[Pos('a', S)] := 'б'; {Записать в позицию буквы "а" букву "б"}

end;

Writeln ('В слове было ',N, ' букв "а" ');

end ;

begin {Основная программа}

Write('Введите исходную строку: ');

Readin (S);

ChangeChar(S); {Вызов процедуры замены "а" на "б"}

Writeln('Получилась строка ', S);

end.

Программа 2. Составить программу, которая запрашивает две строки по четыре сим­вола, состоящие из цифр. Если в строках введены не цифры, выдать сообщение и прервать работу программы.

Программа склеивает введенные строки, затем преобразует исходные строки в числа, подсчитывает их сумму, преобразует результат в строку и печатает строки, полученные в результате склеивания и преобразования суммы чисел в строку.

Действие программы можно представить в виде трех самостоятельных фрагментов: ввод первой и второй строк и преобразование их в число, вывод на экран результата склеивания строк и суммирования чисел. Вывод на экран результатов организуем с помощью стандартных про­цедур вывода Writeln, а для ввода строк и преобразования их в числа создадим процедуру Inp_Str.

Для передачи данных между процедурой и основной программой введем формаль­ные параметры-переменные S типа String и Х типа Integer. Для преобразования введенной строки в число применим стандартную функцию Val, а для анализа операции преобразова­ния строки в число введем локальную переменную Cod целого типа. После преобразования строки в число проверим значение переменной Cod, если оно не равно 0, то в строке не все символы являются цифрами. Значение Cod укажет позицию первого символа в стро­ке, не являющегося цифрой. В этом случае напечатаем на экране сообщение об ошибке и. укажем позицию неверно введенного символа в строке, после чего прервем работу про­граммы, используя стандартную процедуру Halt.

Получим следующий текст программы:

program Demo_Val_Str;

Var

Sl, S2 : String;

X1, X2 : Integer;

(Процедура ввода строки цифр и преобразования строки в число}

procedure Inp_Str (var S: string; var X:integer);

Var

Cod: Integer; {Результат преобразования строки в число}

begin

Write('Введите строку цифр');

Readln(S) ;

Val(S, X, Cod) ;{Преобразование строки S в целое число X}

if Cod <> 0 then {Если не все символы в строке являются циф­рами}

begin

WriteLn('Ошибка! В позиции',Cod,'введенной строки не циф­ра');

Halt(1); {Прерывание программы}

end ;

end ;

Begin {Начало основной программы}

Inp_Str(Sl,Xl); {Вызов процедуры ввода строки с фактическими параметрами-переменными S1,X1}

Inp_Str(S2,X2); {Вызов процедуры ввода строки с фактическими параметрами-переменными S2,X2}

Writeln('Результат склеивания строк -> ', Concat(Sl,S2));

Writeln('Сумма введенных чисел= ',Х1+Х2) ;

end.

Программа 3. Составить программу, определяющую, является ли введенное слово пе­ревертышем. Перевертышем называется слово, которое одинаково читается как сначала, так и с конца, например: шалаш, казак.

Как видно из определения, для выяснения, является ли слово перевертышем, необхо­димо сравнивать 1-й и последний символ в строке, 2-й и предпоследний, 3-й и предпредпоследний символ, и т. д. до середины слова. Если в процессе сравнения будет установлено от­личие сравниваемых символов, т. е. выясняется, что слово читается слева направо иначе, чем справа налево, значит можно сделать вывод, что это слово не является перевертышем. Если в процессе сравнения не будет выявлено отличие сравниваемых символов, значит это слово — перевертыш. Введем следующие переменные: для хранения слов — Word типа String с максимальным размером слов 30 символов и переменную I целого типа, указываю­щую номер позиции сравниваемого символа от начала строки.

Текст программы:

program Perev_Word; {Является ли введенное слово перевертышем?}

Var

I : byte;

Word : string[30];

Begin

Write('Введите слово ');

Readln(Word) ;

{Проверяем символы пооче­редно от начала до середины слова}

for I:=1 to Trunc (Length (Word)/ 2) do

begin

{Если соответствующие символы не одинаковы}

if Word[I]<>Word[Length(Word)-I+1] then

begin

Writein (' Неперевертыи') ;

exit {Выход из цикла и завершение программы, дальше не имеет смысла сравнивать }

end;

end;

Writeln (' Перевертыш');

end.

Программа 4. Составить программу, которая обращает введенное слово, т. е. переставляет символы в слове в обратном порядке, например: Петя — ятеП, мама — амам, про-грамма — аммаргорп.

Алгоритм обращения слова можно представить в виде следующей циклической процедуры обмена соответствующих символов: значение первого символа слова запоминается в некоторой переменной символьного типа Ch, затем на место первого символа записывается значение последнего символа, а на его место записывается значение первого символа, хранимое в переменной Ch, после этого аналогично выполняется обмен второго и предпоследнего символа, третьего и предпредпоследнего и т. д., пока не дойдем до середины слова. Далее обмен продолжать не нужно, иначе символы опять займут прежние места.

Исходя из этих рассуждений, введем следующие переменные: для хранения слова Word типа String с максимальным размером слов 30 символов и переменную I целого типа, ука­зывающую номер позиции сравниваемого символа от начала строки, а также символьную переменную Ch для временного хранения значения символа при обмене.

Текст программы может выглядеть так:

program Obr_Word;

Var

I : byte;

Ch : char;

Word : String[30] ;

Begin

Write(' Введите слово ');

Readln(Word) ;

{Перебирая символы пооче­редно от начала до середины слова}

for I:=l to Trunc(Length (Word)/2) do

begin {Обмениваем соответствующие символы}

Ch:=Word[I];

Word[I]:=Word[Length(Word)-I+1] ;

Word[Length(Word)-I+1]:=Ch ;

end ;

Write('Получилось слово ',Word) ;

end.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стандартные строковые процедуры и функции | Основные понятия и определения


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.826 сек.