русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Стандартизация систем ЭОД (EDI — electronic data interchange).


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2584; Нарушение авторских прав


Информационно-коммуникационные технологии

Множественность и разнородность звеньев логистической цепи за­ставляет искать оптимальные пути их коммуникаций или информационно­го взаимодействия. Как правило, информационные системы участников логистической цепи малосовместимы, в результате чего возникают проб­лемы преодоления мест их стыковки по цепи. Ключевой задачей является обеспечение взаимодействия и сглаживания мест такой стыковки. Интег­рация означает для участников логистического процесса возможность осу­ществлять электронный обмен, обработку и анализ взаимной информации. Это может быть достигнуто за счет:

• стандартизации систем электронного обмена данными (ЭОД);

• технологий мобильной связи;

• технологий штрих-кодирования и сканирования;

• Интернет-технологий.

Системы ЭОД обеспечивают оборот стандартизованных документов меж­ду компьютерами разных компаний и заменяют такие традиционные фор­мы связи, как почта, пересылка с курьерами и даже факсы.

Массив логистической информации образуют поступающие в режиме реального времени данные об операциях компании, в том числе о движе­нии материальных потоков, состоянии производства, запасах готовой про­дукции, отгрузке заказов потребителям, получении новых заказов. Систе­мы ЭОД актуальны как для внешнего обмена информацией с поставщика­ми и потребителями, так и внутри организаций.

Стандарты ЭОД разделяются на коммуникационные и информационные.

Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.

Информационные стандарты характеризуют структуру и вид доку­ментов, которые должны быть переданы по информационной сети.

Примером информационного стандарта является широко распростра­ненный в настоящее время язык XML (eXtended Markup Language), спо­собный воспроизводить ЭЦП и развивающий язык HTML (HyperText Markup Language).



Преимущества стандартизации ЭОД:

• ускорение обмена информацией между любыми партнерами в лю­бой отрасли и в любой стране;

• рост оперативности управленческих решений;

• сокращение трансакционных издержек. Недостатки стандартизации ЭОД:

• отсутствие у отдельных организаций конкурентных преимуществ за счет использования запатентованного частного кода электронных сообще­ний;

• недостаточная безопасность информации;

• сложность создания единого стандарта для всех групп пользователей. Сложность объясняется тем, что разным пользователям нужно обмени­ваться документами с разными характеристиками и стандартный набор трансакционных кодов должен охватывать все эти характеристики. Пище­вой промышленности, например, достаточно пятизначного товарного кода, а производителям электрооборудования нужен двадцатизначный код и т. д.

Технологии мобильной связи. Развитие мобильной связи значитель­но повышает эффективность информационных технологий в логистике, В прошлом коммуникационные возможности в логистике были весьма ограничены в силу децентрализации операций снабжения и сбыта и неспо­собности поддерживать постоянную связь с транспортными средствами в пути (так что в процессе транспортировки и грузопереработки работникам приходилось полагаться только на предварительные инструкции, а менед­жерам — надеяться на то, что никакие непредвиденные события не нарушат намеченный порядок действий). Иными словами, из-за некачественных коммуникационных средств между источниками информации, реальными операциями и принятием решений существовал пространственно-времен­ной разрыв. Ситуацию изменило появление мобильной связи.

В настоящее время крупнейшие фирмы-разработчики компьютерных сис­тем «Intel» и «Microsoft» разработали глобальное стратегическое видение кор­пораций, которое выражается формулой «конвергенции вычислительных и коммуникационных технологий» (внедрение коммуникационных возможно­стей в архитектуру вычислительных устройств). Персональные компьютеры (ПК), серверы, ноутбуки сегодня немыслимы без коммуникационных воз­можностей, да и стремление к слиянию карманных ПК (КПК) и сотовых теле­фонов — также очевидная тенденция (пример — появившиеся на рынке смарт-фоны, мобильные телефоны со встроенными функциями КПК).

Так, по данным «Intel», ежедневно в мировую вычислительную инфра­структуру добавляется более 76 тыс. адаптеров для подключения к беспро­водным сетям. Это происходит не только с ПК. По оценкам «Intel», к 2010 г. будет насчитываться более 2,5 млрд компактных беспроводных устройств, способных выполнять коммуникационные функции и обладающих вычис­лительной мощностью современных компьютеров на базе Pentium IV, а к Ин­тернету по каналам широкополосного доступа будет подключено более 1,5 млрд ПК. Все это позволяет говорить о том, что конвергенция вычисле­ний и коммуникаций в мире начала приобретать массовый характер.

Наиболее значимые направления технологий мобильной связи, оказы­вающие существенное влияние на логистический процесс:

• мобильная телефонная связь;

• спутниковые коммуникационные технологии;

• технологии обработки и передачи графической информации. Мобильные телефоны могут использоваться для передачи информации:

• в устной форме;

• в документированной форме (SMS-сообщения, WAP — протоколы передачи данных);

• при небольшом радиусе действия (двусторонняя связь на ограни­ченном расстоянии, например в распределительных центрах или других логистических подразделениях);

• на значительном расстоянии при наличии дополнительных возмож­ностей.

Мобильная телефонная связь позволяет, например, водителям погруз­чиков получать оперативные распоряжения от менеджеров и при необхо­димости вносить коррективы в работу, не полагаясь исключительно на инструкции, выдаваемые в начале рабочей смены. Это делает логистиче­ские операции более гибкими и чувствительными к изменению внешних условий, а также дает возможность повысить уровень сервиса с меньшей затратой ресурсов.

Типичное логистическое применение низкочастотных телекоммуника­ций — двусторонний обмен информацией при выполнении складских инструкций по подборке заказа, при проверке данных складского учета и при маркировке товаров.

Спутниковые коммуникационные технологии позволяют наладить связь на широком географическом пространстве, например в регионе или в мировом пространстве.

На рис. 8.13 изображена схема спутниковой связи между головным офисом компании, транспортными средствами в пути и отдаленными подразделениями — в данном случае розничными магазинами.

Рис. 8.13. Взаимодействие звеньев логистической цепи через систему спутниковой связи

Преимущество спутниковой связи заключается в возможности быстро передавать значительные объемы информации в любую точку Земли.

Так, в транснациональной автотранспортной компании «Schneider National» установленные на кабинах грузовиков спутниковые антенны служат для связи между водителями и диспетчерами. Это позволяет всегда точно знать, где и куда движется груз, оперативно менять маршрут в слу­чае изменения адреса доставки или возникновения пробок на дорогах.

Сети розничных магазинов используют спутниковую связь для еже­дневного информирования головного офиса компании о продажах за день. Это дает возможность оперативно пополнять товары и изменять схему маркетинга в зависимости от складывающейся ситуации.

Технологии обработки и передачи графической информации базиру­ются на технологии оптического считывания (сканирования) и факси­мильной или компьютерной связи и используются для передачи и хране­ния, например, транспортной документации.

Для потребителей своевременное получение транспортной документа­ции имеет почти такое же значение, как своевременная доставка груза. После отправки груза клиентам сопроводительную документацию переда­ют в информационный центр, где ее сканируют и направляют в коммуни­кационные каналы. Затем электронные копии документов отправляют в центр обработки данных, где они хранятся на оптических лазерных дис­ках. Уже на следующий день грузополучатели могут иметь доступ к этим документам через каналы компьютерной связи или по телефону через своего представителя. Запрос на получение копии документации может быть удовлетворен за несколько минут.

Преимущество грузополучателей при работе по такой технологии за­ключается в простоте получения своевременной и точной информации о предстоящих поставках и платежах. Перевозчики тоже выигрывают, по­скольку у них отпадает необходимость в ведении бумажной документа­ции, уменьшается вероятность утери важной информации, а отношения с грузополучателями делаются более надежными.

Технологии штрих-кодирования и сканирования. Ярким приме­ром актуальности использования данной технологии в логистических процессах служит контроль складских поступлений или продаж в роз­ничной торговле. В прошлом основным носителем информации служила бумажная документация, ведение которой требовало больших затрат бремени и порождало множество ошибок. Штриховое кодирование и электронное считывание кодов облегчают процессы сбора данных и об­мена информацией.

Материальными носителями данной технологии являются наклейки со штрих-кодами, помещаемые на отдельные товарные упаковки (ящики, контейнеры и даже железнодорожные вагоны) или отдельный товар. Боль­шинство потребителей знакомо с универсальными товарными кодами, УТК (Universal Product Code, UPC), которыми сегодня маркируют практи­чески все потребительские товары.

Штрих-коды начали впервые применять в 1972 г. Каждый такой код представлял собой пятизначное число, однозначно обозначающее опреде­ленного производителя и продукт. Стандартизованные штрих-коды по­зволяют уменьшить количество ошибок в процессе получения, обработки и отправки грузов. Например, некоторые штрих-коды содержат указания на размер упаковки и даже вкус продукта.

Основная цель штрих-кодов — разместить максимальное количество информации на минимальной площади.

Однако сложность при этом состоит в том, что чем компактнее код, тем больше вероятность ошибки при его считывании. В новейших кодах заложена возможность выявления и исправления ошибок, возникающих при сканировании.

Существуют следующие разновидности штрих-кодов:

• одномерные линейные (на одном дюйме размещается от 15 до 17 знаков);

• многомерные, имеющие матричную структуру (на одном дюйме раз­мещается до 1800 знаков). Это матричные коды (один штрих-код как бы «налагается» поверх другого). Представители этой группы: 49, 16К и PDF 417 (portable data file, что буквально означает «переносной файл данных»);

• контейнерные. Основной представитель — Универсальный контей­нерный код UCC 128 (Serial Shipping Container Code), приобретающий большую популярность в качестве международного стандарта. Он позво­ляет идентифицировать каждый транспортируемый контейнер, что упро­щает маршрутизацию и отслеживание грузов. По коду UCC 128 произво­дителям и дистрибьюторам легко проследить за движением любого кон­тейнера от производства до пункта продажи. Код UCC 128 используют в сочетании с электронным предуведомлением об отправке, в котором точ­но указывается ее состав.

Преимущества применения штрих-кодирования для участников логис­тической цепи:

грузоотправители:

• облегчение процесса подготовки и обработки заказов;

• устранение ошибок при транспортировке;

• сокращение трудовых затрат;

• совершенствование учета;

• сокращение времени хранения запасов;

перевозчики:

• интеграция платежной информации;

• клиенты получают доступ к информации в реальном времени;

• улучшение учета транспортировок;

• контроль за транспортом в пути;

• упрощение обработки контейнеров;

• возможность выявления несовместимой продукции на борту транс­портного средства;

• сокращение времени на передачу информации;

склады:

• облегчение процесса подготовки, обработки и отправки заказов;

• повышение точности контроля за состоянием запасов;

• клиенты получают доступ к информации в режиме реального времени;

• защита информации от несанкционированного доступа;

• сокращение трудозатрат;

• точность регистрации поступлений на склад;

оптовая и розничная торговля:

• точность учета запасов и взимаемой оплаты;

• ускорение инвентаризации;

• сокращение времени хранения запасов, увеличение гибкости системы. Проблемы, возникающие при применении штрих-кодирования для участников логистической цепи:

• отсутствие единой стандартизованной системы штрих-кодирования;

• нежелание отдельных организаций переходить на единую стандар­тизованную систему штрих-кодирования (разные запросы разных отрас­лей, потеря конкурентных преимуществ).

Другим ключевым компонентом технологии автоматической иденти­фикации грузов и неотъемлемым продолжением штрих-кодирования явля­ется сканирование — считывание штрих-кодов и преобразование в при­годную для употребления информацию.

Существуют два типа сканеров, используемых в логистическом про­цессе: портативные (ручные) и стационарные.

В сканерах обоих типов может применяться либо контактная, либо неконтактная технология считывания. У контактных сканеров считываю­щее устройство должно касаться штрих-кода. Это уменьшает количество ошибок при считывании, но при этом утрачивается и гибкость использова­ния. В настоящее время самыми популярными (65%) являются портатив­ные лазерные сканеры (неконтактные).

Технология сканирования имеет две основные сферы применения в логистике:

1) кассы магазинов розничной торговли, т. е. непосредственные места продажи. Здесь не только печатают чеки для покупателей, но и осуществ­ляют строгий контроль за движением запасов на уровне всего магазина. С помощью сканеров удается вести точный учет всего проданного и од­новременно поддерживать нужный уровень запасов, поскольку данные с места продажи могут быть сразу же переданы поставщикам. Точный учет движения товаров сокращает неопределенность и позволяет уменьшить объем страховых запасов. Оперативная передача данных с места продажи не только облегчает проведение маркетинговых исследований и пополне­ние запасов, но и обеспечивает всем участникам логистической цепи кон­курентные преимущества;

2) грузопереработка и контроль за грузопотоками. Посредством скани­рования можно следить за перемещением грузов, получать информацию о месте их хранения, времени отгрузки и доставки. Более широкое приме­нение сканеров обещает рост производительности и уменьшение числа ошибок. Например, по отчетным данным компании «Walgreens» внедре­ние технологии сканирования позволило автоматизировать систему по­полнения запасов, повысило качество маркетинга и привело к сокраще­нию совокупного объема запасов на 8%.

Интернет-технологии. Актуальность использования Интернет-техно­логий в логистике трудно переоценить. Можно констатировать, что на со-

временном этапе информатизации общества именно эта технология явля­ется наиболее значимой в комплексе информационных решений и посте­пенно поглощает все вышеперечисленные информационные технологии взаимодействия.

Следует различать несколько уровней использования Интернета, при­чем применительно к логистике только некоторые из них могут претендо­вать на реальное понятие полноценного использования Интернет-техноло­гий в логистическом процессе.

1. Применение Интернета в качестве средства поиска информации и заказа каких-либо товаров и услуг. Это достаточно пассивный способ ис­пользования Интернета. Он позволяет получать новую информацию, эко­номит время, но возможности Интернета гораздо шире.

2. «Обязательное присутствие». Наличие Web-сайта организации с ин­формацией, рассказывающей о предприятии и предлагаемых им продук­тах. Как правило, это серверы с небольшим объемом и редко обновляемой информацией, и клиент лишен возможности сформировать заказ или полу­чить услугу и тем более оплатить ее.

3. Выделение Интернета в «самостоятельный бизнес». В этом случае сфера Интернета является товаром или услугой и предлагает:

• интернет-провайдинг. Эти услуги предлагаются провайдерами или другими высокотехнологичными компаниями, чей бизнес тесно связан с передачей данных, например компаниями сотовой связи. Данные компа­нии могут быть рассмотрены в качестве звеньев логистической сети;

• предоставление информационных товаров и услуг. К ним можно от­нести поисковые машины, электронные издания, архивы информации;

• интернет-банкинг и электронная коммерция;

• услуги по разработке и дизайну Web-серверов, а также программно-аппаратные средства их разработки (Cold Fusion, Диасофт, Студия Арте­мия Лебедева).

4. Включение Интернета в логистическую цепь в качестве звена для поддержки основного бизнеса. На этом уровне структура самого бизнеса сохраняется, а Интернет хотя и играет вспомогательную роль, но позволя­ет значительно повысить его эффективность за счет таких факторов, как:

• повышение привлекательности для клиента;

• автоматизация процесса выбора, заказа и оплаты товара с самого начального этапа работы с клиентом (позволяет повысить оперативность работы, а также избежать многократного копирования информации и воз­можных ошибок);

• повышение эффективности рекламы товаров и услуг за счет опе­ративного распространения информации о событиях и новостях органи­зации.

Следует отметить, что именно данный уровень использования Интер­нета отражает реальное понятие электронного бизнеса в логистике.

Электронный бизнес — это осуществление организацией большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, к ним относится электронная торговля, осуществляемая через он-лайновые сетевые службы).

Электронный бизнес предполагает оперативный (в том числе интерак­тивный) обмен информацией и документами, а также дистанционное управ­ление платежами и материальными ресурсами. Важно, чтобы в логистиче­ском цикле «закупка — производство — реализация» присутствовали и ра­ботали все его звенья, включая производство электронных платежей.

Взаимодействие компании и конечного потребителя в системе элект­ронного бизнеса принято обозначить В2С (Business-to-Customer), деловые отношения между компаниями — В2В (Business-to-Business), а взаимоот­ношения коммерческих и бюджетных (государственных) организаций — B2G (Business-to-Government). Важно рассмотреть специфику управлен­ческих решений, которые имеют место при реализации этих технологий в логистическом процессе.

В2С-технология реализуется через интернет-магазины. Логистические решения осуществляются здесь на уровне продавца и покупателя и вклю­чают оформление заказа, управление запасами, оформление покупки.

В2В-технологии — это технологии, позволяющие организовать взаи­модействие между звеньями логистической цепи (например, заказчиками и поставщиками) через Интернет. Автоматизация такого взаимодействия может быть осуществлена посредством КИС либо электронной торговой площадки (ЭТП).

В случае использования КИС поставка материалов и сбыт готовой про­дукции предполагают включение в состав КИС решений для обмена ин­формацией с внешними источниками — поставщиками и дилерами. Таким образом КИС реализует функции В2В в ограниченном варианте — взаимо­действие осуществляется с ограниченным набором контрагентов, связь «один ко многим» (рис. 8.14).

При реализации В2В через ЭТП осуществляется взаимодействие меж­ду компаниями, являющимися контрагентами на определенном рынке или сегментах рынка. В отличие от КИС и В2С-решений (например, Интернет-магазинов), которые дают возможность большому числу покупателей взаимодействовать с одним продавцом, ЭТП представляют собой набор услуг для реализации многосторонних связей, как правило, одних компа­ний с другими (рис. 8.15).

ЭТП представляют пользователям возможности для следующих дей­ствий.

Для заказчика:

• публикация на площадке формализованных заказов на поставку то­варов и услуг;

• поиск приемлемых предложений поставки товара от компаний-по­ставщиков;

 

Рис. 8.14. Реализация В2В в рамках КИС

• поиск поставщика по ценам товаров и представленной номенклату­ре услуг — сравнение цен и условий поставок, выбор оптимальных;

• заключение договоров на осуществление сделки купли-продажи с выбранным поставщиком;

• обмен документами по сделке с контрагентом;

• расчеты с поставщиками. Для поставщика:

• публикация на площадке формализованных предложений на постав­ку товара или услуги;

• получение информации о поступивших на площадку заказах;

• публикация в системе номенклатуры товаров и услуг, публикация новых позиций;

• заключение договора на сделку купли-продажи с заказчиком;

• обмен необходимыми документами;

• расчеты с заказчиком.

Эффективность использования ЭТП для ее участников возрастает про­порционально квадрату числа пользователей.

Основное преимущество использования ЭТП — сокращение издер­жек, связанных с такими бизнес-процессами, как организация снабжения производства, сбыт готовой продукции и услуг за счет ускорения обмена информацией о спросе и предложении и сокращения трансакционных из­держек по совершаемым сделкам.

В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в государ­ственные структуры современных информационных систем, перевода их на безбумажный, электронный документооборот. Такое взаимодействие (B2G) присутствует и в логистике.

 

 

Рис. 8.15. Реализация В2В через ЭЛТ



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельные программные продукты, реализующие отдель­ные логистические функции | Перечень операторов


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.