русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Лекция 3. Правовая информатизация. Информационные процессы в юридической деятельности.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 3925; Нарушение авторских прав


Лекция 2. Правовая информация. Классификация, источники формирования, разновидности.

Контрольные вопросы

Третья аксиома информатики.

Первая аксиома информатики.

В сложных системах управления управляющая подсистема имеет иерархическую структуру. Назовем наблюдателем главный, верхний элемент управляющей подсистемы. К каждому элементу управ­ляющей подсистемы от наблюдателя идет исходный информа­ционный поток (бит), равный

(1)

где N— количество сигналов (команд, документов, данных, указаний и т. п.), исходящих от наблюдателя; Н— энтропия этих сигналов ().

Вторая аксиома информатики.

Информационная напряженность каждого элемента управляющей подсистемы g, определяется инфор­мационным воздействием на него наблюдателя с учетом энтропии данного элемента :

(2)

Информационная напряженность всей управляющей подсистемы равна сумме напряженности всех ее элементов, включая и наблюдателя:

, (3)

где информационная напряженность конкретного j-го элемента;

т — число элементов управляющей подсистемы.

Четвертая аксиома информатики устанавливает соотношение между полным информационным потоком , воздействующим на объект управления за период его перехода в новое целевое состояние, информационной напряжённостью G и энергией объекта управления, затрачиваемой объектом управления на переход в новое состояние:

, (4)

Причём энергия имеет смысл и размерность информационной энергии.

Пятая аксиома информатики.

Работа управляющей подсистемы А (осуществление физической работы, затраты вещественно-энергетических ресурсов на осуществление информационной работы) состоит из двух частей:

, (5)

где а — внутренняя работа управляющей подсистемы, затраченная на компенсацию ее исходной энтропии; b — работа, направленная на объект, т.е. усилия управляющей подсистемы на её информационную отдачу.



1. Понятие и структура информатики.

2. Система категорий (понятий) информатики

3. Аксиомы информатики.

4. Объект информатики.

5. Предмет информатики

Информация во все большей мере становится основным ресурсом систем государственного управления, выступая как интерфейс между органом государственного управления и управляемыми объектами. Качество информации, доступ к ней непосредственно влияют на эффективность управления, права граждан, статус и условия работы государственных служащих.

Информацию как продукт отличает прежде всего предметное содержание. Она очень разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, техническая, производственная, управленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отражения фактов, явлений, процессов.

Предметом дальнейшего рассмотрения будет информация, важнейшими свойствами которой являются:

1) достоверность и полнота;

2) ценность и актуальность;

3) ясность и понятность.

Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с её помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Являясь связующим звеном между разными видами интеллектуальной и материальной деятельности коллективов людей, между управлением и производством, информация в отличие от других видов ресурсов, в частности природных ресурсов, не убывает со временем, а наоборот, её объем постоянно увеличивается, создавая условия для накопления опыта, способствуя выработке обоснованных управленческих решений.

Определим термин правовой информации.

Правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач.

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной. Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Иная правовая информация называется ненормативной.

Наиболее известны следующие виды ненормативной правовой информации:

- экономическая правовая информация - информация, определяющая или затрагивающая вопросы экономической деятельности и статуса субъектов в этой области. В частности, сюда входят консультационные материалы по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, необходимые формы финансовых документов, бланки для составления договоров, проводки, комментарии и консультации, материалы судебной практики, учредительные, организационные документы, типовые контракты и договоры, формы отчетности предприятий и др.;

- криминологическая правовая информация - данные о типах и количестве правонарушений, количестве их пресечений. Эта информация может содержать также сведения о преступности, её причинах, об условиях, способствующих совершению преступлений, об отдельных видах преступности, выделяемых по содержательному (преступность насильственная, корыстная, экономическая, связанная с наркотиками и т. п.) или иному критерию (например, по социально-демографическим характеристикам субъектов преступлений: преступность женщин, несовершеннолетних, должностных лиц); о личности преступников, мерах предупреждения преступности, процессах и явлениях, с которыми связано существование преступности, разработке мер общесоциального и специального предупреждения преступности, путей устранения преступлений.

- криминалистическая правовая информация - информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление. Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать. Криминалистическая характеристика преступления складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные особенности различных видов (групп) преступлений, совершенных в определенный период времени в пределах данного региона или в стране в целом;

- статистическая правовая информация (правовая статистика) - информация о социально значимых юридических фактах, событиях и процессах, а также об их значимых аспектах или характеристиках. Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан и юридических лиц. Основная цель правовой статистики - учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями. Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов (прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций. Её предметом является количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов (во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Следовательно, правовая статистика имеет своей целью учесть все нарушения законности, рассматриваемые соответствующими органами государства, и мероприятия по борьбе с этими нарушениями. Правовая статистика анализирует лишь те преступления, административные и гражданские правонарушения, которые стали предметом рассмотрения в уголовном, административном и гражданском процессе. Таким образом, она учитывает не все совершённые преступления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось расследование и судопроизводство, а также те, по которым применялись меры административного воздействия. Правовая статистика изучает также не все возникшие гражданские правонарушения (жилищные, трудовые, семейные и др.), а лишь те из них, которые послужили основанием для обращения в суд или арбитражный суд с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права, о защите охраняемого законном интереса или о признании права;

- судебно–экспертная правовая информация - информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления , а также полученная в результате проведения судебных экспертиз. Она может содержать широкий круг результатов разнообразных исследований, проводимых в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, чтобы выявить скрытую суть явлений и вещей, познать их и дать им научное толкование;

- оперативно-розыскная правовая информация - сведения о находящихся в розыске людях или материальных объектах. Извлечение из документальных носителей новых знаний о лицах, осведомленных о преступной деятельности, о фактах и событиях, имеющих отношение к сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды, предполагает:

1. во-первых, поиск данных, имеющих отношение к контрольному перечню потребностей в информации оперативно-розыскного характера;

2. во-вторых, определение круга источников, ее содержащих;

3. в-третьих, специфическую интеллектуальную работу по изучению добытой информации в целях установления признаков и направлений преступных деяний, лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, формулировки результатов этой работы для выработки адекватных оперативно-розыскных и профилактических мер;

- правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах - текстовая, табличная и графическая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах;

- судебная и иная правоприменительная практика состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц;

- индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных юридических и физических лиц, в отношении которых и принимаются данные решения. В частности, к индивидуально-правовым актам относятся документы о правах граждан на недвижимое имущество и сделках с этим имуществом, водительские права, авторские свидетельства граждан на полезные модели и патенты на изобретение, протокол учредителей о создании акционерного общества;

- нормативы и стандарты - этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.д.;

- информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

- информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодических изданиях правоохранительных и правоприменительных органов;

- информация о формах и способах защиты прав граждан;

- научно-юридическая правовая информация - сведения, содержащиеся в юридических монографиях, учебниках, статьях, справочниках, докладах, обзорах и других материалах, не являющихся официальными изданиями законодательных актов.

Ресурсы ненормативной правовой информации формируются путем:

1. создания и документирования информации при осуществлении правоприменительной и правоохранительной деятельности;

2. поступления информации от граждан, государственных органов, органов общественного самоуправления и других субъектов;

3. производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

Нормативный правовой акт - это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Юридическая сила нормативного правового акта - свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов.

К официальным источникам правовой информации относятся правовые акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Эта информация создается в ходе правотворческой, правоприменительной или иной правовой деятельности. Официально документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке реализации возложенных на них функций. Отметим, что в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы, а также их официальные переводы не являются предметом авторского права.

Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.

К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет документ как письменное свидетельство о каких-нибудь исторических событиях и фактах. На основании этих определений правовым документом можно считать любой материальный объект, в котором фиксируются знания (данные) самого разнообразного вида о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

Обязательно представляемая информация - контрольные экземпляры документов, информации в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

К недокументальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные показания свидетеля преступления).

К правовой информации (независимо от того, из какого источника она получена) предъявляются определенные требования:

а) она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;

б) она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;

в) она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан).

Правовую информацию индивидуально-правового характера можно подразделить на:

- договоры (сделки);

- уведомления (например, объявление «в течение месяца подача горячей воды осуществляться не будет»);

- жалобы, порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация представляет собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения. Она отличается от официальной правовой информации прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.

Неофициальная правовая информация подразделяется на:

- комментарии законодательства;

- научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства;

- образцы деловых бумаг;

- <материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях, о раскрываемости преступлений и т.д.);

- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных актов;

- материалы учета и систематизации законодательства.

Потребление информации включает: восприятие информации; оценку достоверности, логический и профессиональный юридический анализ, использование для формирования выводов и логических умозаключений - индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному); принятие решения (по гражданскому, уголовному, арбитражному делу).

Свободный доступ каждого гражданина к правовой информации - одно из основных требований демократического общества, определяющее активный диалог между гражданами, обществом и властью.

Контрольные вопросы.

  1. Понятие правовой информации.
  2. Виды ненормативной правовой информации.
  3. Формирование правовой информации.

 

 

Правовое пространство систем информатизации - неотъемлемая часть государственной правовой системы.

Информация систем государственного управления, пронизывая общество, является продуктом, нуждающимся в аттестации, информационные технологические аспекты должны гарантировать параметры систем управления, безусловную информационную безопасность граждан и функции государства. В период информатизации общества формирование и производство информации становится важнейшим для её полноценного применения. При изучении информации учитываются закономерности её создания, преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности.

На протяжении всей истории развития человеческой цивили­зации основным предметом труда являлись объекты материаль­ной сферы, а могущество государства определялось в первую очередь его золотым запасом, богатством природных ресурсов, размерами территории и выгодным месторасположением, числен­ностью населения и т.п. В этих условиях основная часть трудо­способного населения была занята в сфере материального произ­водства и обслуживания, а основные научно-производственные усилия общества направлялись на совершенствование машин, механизмов, инструментов и технологий, облегчающих работу с материальными объектами.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработ­ки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человечес­ким обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантско­му качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикаль­но изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которо­му появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвёртая связана с изобретением микропроцессорных технологий и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах со­здаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

- создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно позна­комиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи ин­формации.

Справка о смене поколений ЭВМ.

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим по­треблением энергии, мапым быстродействием, низкой надежностью, программирова­нием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг. ). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характе­ристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослой­ный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вы­числительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микро­ЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компью­теров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими инфор­мационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно теле­коммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компью­терных сетей и современных технических средств связи.

Таким образом, наряду с материальными, трудовыми и фи­нансовыми ресурсами возник новый вид - информационные ре­сурсы, которые стали играть доминирующую роль. В 1975 г. кон­гресс ЮНЕСКО определил, что экономический потенциал любой страны наряду с такими традиционными показателями националь­ного богатства и экономики, как численность населения, нацио­нальный доход, богатства природных ресурсов и т.п., характери­зуется еще и информационной вооруженностью, определяемой как способность быстро и качественно обрабатывать информацию, возникающую во всех сферах деятельности общества.

Появилось понятие «информационно-индустриальное обще­ство». В наиболее развитых странах возникли такие отрасли, как экономика знаний, индустрия информации, а производство информации и информационных технологий стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей.

Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество. Все более реальным становится крылатое выражение "кто вла­деет информацией, тот владеет миром".

В этих условиях неизмеримо возрастают требования, предъяв­ляемые к организации процессов сбора, хранения, передачи и об­работки информации, так как качество и оперативность их реа­лизации часто имеют решающее значение.

Основные научно-технические усилия общества направляют­ся на создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации, необходимой для принятия рациональ­ных (оптимальных) управленческих решений. Несомненным прорывом в этом плане стало массовое появление на рынке пер­сональных компьютеров (ПК). Относительно недорогие, высоко­производительные и достаточно надежные, оснащенные про­граммными средствами, ориентированными на специалистов уп­равления-непрофессионалов в области вычислительной техники, они быстро "захватили" весь мир.

Как понимают ученые информационное общество.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство ин­формационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более ин­формационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к мате­риальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потреб­ляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От челове­ка потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различно­го рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство работа­ющих занято производством, хранением, переработкой и реализацией ин­формации, особенно высшей ее формы — знаний.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Этот термин возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие "информационного взрыва". Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об "информационном взрыве". Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее — один из видов промышленной индустрии. Об этом же писал чуть позже В. М. Глушков, предложивший концепцию безбумажной технологии в организации сферы управления и распределения в обществе. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке. Японские приборы, системы и вычислительные машины, без которых невозможно создать техносферу для информационного общества, преобладают на мировом рынке.

Ещё к 1980 г. в наиболее развитых странах мира сфера информационного бизнеса и информационных услуг резко выросла. Например, к этому времени в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30% и 48% людей было занято в создании средств для работы с информацией и непосредственно самой работой с нею.

Сфера информационных услуг, конечно, будет дифференцирована, и ряд наиболее важных услуг по своей стоимости будет выше возможностей среднего члена общества. Проблема равного доступа к информации возникает не только внутри одной страны, но будет проявляться на межгосударственном уровне. Создание и владение большими банками данных о различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, о потенциальных продавцах и покупателях уже сейчас составляют главное богатство многих бирж, брокерских контор и других организаций, занятых перераспределением товаров. Возможно даже проявление информационных войн.

Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе. Развитая сеть автоматизированных рабочих мест позволит многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве.

Большие изменения ожидаются в сфере образования, которое также станет в значительной степени индивидуальным. Предполагаются крупные изменения и в организации научной деятельности. Быстрый обмен результатами по вычислительным сетям, не связанный с задержками на полиграфическое производство, уже сейчас в развитых странах позволяет значительно ускорить темпы развития научных исследований.

Внедрение в индустриальное производство новых информационных технологий и робототехнических систем изменит характер труда в промышленности, резко снизит число людей, занятых в этой сфере, изменит саму технологию и организацию производства.

В информационном обществе информатика будет играть столь же важную роль, какую играли инженерные науки, физика и химия в индустриальном обществе. В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. посте­пенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьюте­ризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных кварти­рах и коттеджах.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных техно­логий.

Ряд ученых выделяют характерные положительные черты информационного общества:

- решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между ин­формационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития станет информационная экономика;

- в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обра­ботка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и тех-цологии;

- информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на ок­ружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

- все большее влияние на общество средств массовой информации;

- информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

- существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

- многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Су­ществует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающи­мися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информа­ционной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в ин­формационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинооб­разный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориен­тироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образова­ние больших потоков информации обусловливается:

- чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструктор­ских работ;

- постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям че­ловеческой деятельности;

- появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицин­ских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления :

- появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по воспри­ятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происхо­дило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно;

- существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет воспри­ятие полезной для потребителя информации;

- возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблю­дения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работ­ники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громад­ный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельнос­ти послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатиза­цией.

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удов­летворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, орга­низаций, общественных объединений на основе формирования и использо­вания информационных ресурсов .

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. — в Японии и с конца 70-х — в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информа­ции. Универсальным техническим средством обработки любой информации является ком­пьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая со­ставляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социаль­ного прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавне­го времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопления.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-техни­ческого прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса ин­форматизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных техно­логий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производи­тельности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс инфор­матизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, — это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся дело­вая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вы­теснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере не­избежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспектив­ные тенденции информатизации.

Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:

- отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;

- необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промыш­ленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;

- признание приоритетного характера информационного сектора;

- широкое использование достижений науки и техники;

- вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государствен­ную, так и частную;

- объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации. Результатом процесса информатизации является создание информационного общест­ва, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, ин­теллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информацион­ному определяется степенью информатизации общества.

Информационная культура.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного че­ловека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллек­тивного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень куль­туры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с ин­формацией и использовать для ее получения, обработки и передачи ком­пьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура в узком смысле — это уровень достигнутого в развитии информационного обще­ния людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тен­денции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать ин­формационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до пер­сонального компьютера и компьютерных сетей);

- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической пе­чати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами аналитической переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информа­тика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой ин­формационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных опера­ций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Таким образом, это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

а) предотвратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

б) сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

в) образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государства, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

г) повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Качественное обновление общества, построение демократического правового государства невозможно без формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (РФ) в качестве национальных интересов России определены соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, единство правового пространства, становление демократического общества.

В решении этих важнейших задач заметное место занимает правовая информатизация России – процесс создания оптимальных условий для полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, организаций и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

На современном этапе развития страны реальные работы по этому направлению начались с формирования нормативными документами Президента РФ и Правительства РФ правовой базы, определившей государственную политику в области правовой информатизации России. Важнейшим из этих документов являлся Указ Президента РФ № 966 - 1993 г., которым была утверждена Концепция правовой информатизации России.

Из международных правовых документов, представляющих интерес в рассматриваемой области, можно отметить Рекомендации Комитета Министров Совета Европы Rec 3 от 28 февраля 2001 г., в которых в качестве одной из задач по оказанию услуг гражданам с помощью новых информационных технологий определено создание правовой информации, доступной в электронной форме. При этом должны выполняться следующие принципы.

Принцип открытости правовой информации, который предполагает доступность всех правовых актов, за исключением ограничений в соответствии с действующим законодательством.

Принцип официальности правовой информации предполагает использование только официальных источников правовой информации для обеспечения деятельности государственных органов и для удовлетворения информационно-правовых потребностей граждан, что должно поддерживаться технологическими и техническими средствами ее доведения до пользователей в неизменном виде.

Принцип информационной безопасности предполагает внедрение и использование сертификационных средств обеспечения целостности и достоверности официальных текстов правовых актов в электронном виде при их выпуске, хранении и распространении. В контексте организации доступа к государственным регистрам должны быть применены и обеспечены законодательно определенные процедуры ограничения доступа к конфиденциальной информации (например, к персональным данным).

Принцип оперативности доведения правовой информации. Данный принцип предполагает, что на этапах обнародования и распространения правовых актов обеспечивается своевременное доведение официальных текстов правовых актов в электронном виде до государственных органов и органов местного самоуправления из единого центра. При этом обеспечивается согласование времени распространения официальных текстов в машиночитаемом виде с датой их официального опубликования.

Принцип взаимодействия государственного и негосударственного секторов предполагает участие в работах по правовой информатизации России наряду с государственными структурами организаций и предприятий различных форм собственности, обладающих соответствующим научно-техническим, технологическим и юридическим потенциалом.

Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика должна это делать в широком смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем.

Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов.

Основное назначение информационной системы - реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует. С этой точки зрения и правовая система в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

- субъектов информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъектов информационно-правового воздействия;

- социально-правовую информацию, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

- информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

Такой широкий подход к определению информационной системы невозможен для юридической науки. При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный состав правоотношений. В статье 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система определяется как «организационно-упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 996 «О Концепции правовой информатизации России» была утверждена «Концепция правовой информатизации России». В «Концепции» сформулированы задачи: а) информатизации правовой сферы; б) развитие законодательства, регулирующего отношения в сфере информатизации.

В «Концепции» дано следующее определение: Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий для максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Главными целями правовой информатизации являются:

- информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности государства;

- информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

- сохранение и структурирование информационно-правового поля.

Правовая информатизация России содействует повышению уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных актах.

Общенациональная система правовой информации должна строиться на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической оснащенности всех потенциальных абонентов системы.

Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.

Информатизация правовой сферы осуществляется в нескольких направлениях.

Информатизация правотворчества направлена на оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в сфере правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической, экологической и иной информацией, на выявление связей разрабатываемых правовых норм с действующим законодательством, на установление совокупности правовых актов и их структурных единиц, которые должны быть изменены или отменены в связи с принятием нового акта, содержащего разрабатываемые нормы, на внедрение современных информационных технологий для решения различных практических задач, возникающих в процессе правотворчества.

Информатизация правоприменительной деятельности ставит своей целью обеспечение правовой информацией или иными информационно-правовыми ресурсами всех участников правоотношений, исполняющих законы и иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - судах, прокуратурах, органах внутренних дел, юстиции и др.

Информатизация правового образования и воспитания ориентирована на создание локальных сетей, обучающих и вопросно-ответных систем, учебников и учебных пособий для дистанционного обучения, ориентированных на школьников, студентов, лиц, занимающихся самообразованием.

Стремительное качественное обновление общества, задачи становления рыночной экономики, построения демократического правового государства выдвигают на первый план решение проблемы формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Есть необходимость использования правовой информации для удовлетворения социальных потребностей, так как необходимый уровень информационно-правового обеспечения граждан и организаций России должен давать им уверенность в реальной способности влиять на общественные процессы. Отсутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан и организации участвовать с помощью демократических институтов в принятии решений из-за недоступности релевантной информации.

Правовая информатизация России направлена на создание географически децентрализованного ресурса, используемого в общероссийском информационном пространстве и представляющего собой совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Большинство норм права основывается на применении специальных организационных структур, а также информационных и иных технологий, обеспечивающих реализацию этих норм. Другими словами, каждая норма как бы «стоит» на определенном фундаменте, создающем условия ее исполнения.

Например, конституционная норма «…Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации) означает, что любой вновь принятый нормативный правовой акт должен быть опубликован в открытой печати, чтобы его содержание было доступно каждому. Для исполнения этой нормы необходимо четко определить, какие официальные издания должны публиковать федеральные законы, законы субъектов федерации, акты федеральных органов власти, органов местного самоуправления, контролировать такую публикацию.

Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Всю совокупность периодических изданий неофициального характера в зависимости от их целевого и читательского назначения можно разделить на две группы:

  1. научно-теоретические и научно-практические издания, ориентированные на историков права, политологов, работников правоохранительных органов и прокуратуры;
  2. информационно-аналитические издания практического значения, ориентированные на потребности юристов-практиков, руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, профессионалов в различных областях деятельности.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разные трактовки при определении науки – информатика. | Лекция 3. Понятие информационных технологий (ИТ). Этапы развития информационных технологий.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.022 сек.