русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Методы теории массового обслуживания.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1639; Нарушение авторских прав


Непрерывно-стохастические модели (Q - схемы).

Числовой пример

Пример У-детерминированного автомата

Таблица переходов.

  z1 z2 zK-1 zK
z1 p11 p12 p1,K-1 p1K
z2 p21 p22 p2,K-1 p2K
zK pK,1 pK,2 PK,K-1 pKK

Таблица выходов.

z z1 z2 zK-1 zK
y yi1 yi2 yi,K-1 yi,K

 

 

 

 

Начальное распределение вероятностей:

z   z1 z2   zK-1 zK
d   d1 d2   dK-1 dK

 

Лекция №5.

К ним относятся системы массового обслуживания ( англ. queuing system), которые называют Q- схемами.

Предмет ТМО — системы массового обслуживания (СМО) и сети массового обслуживания. Под СМО понимают динамическую систему, предназначенную для эффективного обслуживания случайного потока заявок при ограниченных ресурсах системы. Обобщённая структура СМО приведена на рисунке .

 

Поступающие на вход СМО однородные заявки в зависимости от порождающей причины делятся на типы, интенсивность потока заявок типа i (i=1…M) обозначено li. Совокупность заявок всех типов - входящий поток СМО.

Обслуживание заявок выполняется n каналами. Различают универсальные и специализированные каналы обслуживания. Для универсального канала типа j считается известными функции распределения Fji(t) длительности обслуживания заявок произвольного типа.

Типичные примеры операций обслуживания:

— обслуживание потока вызовов телефонной станцией

— обслуживание потока посетителей в парикмахерской



— обслуживание потока автомобилей перекрестком,

— обслуживание потока прерываний процессором,

— обслуживание потока пакетов маршрутизатором,

— обслуживание потока целей системой ПВО и т. д.

Q - схемы можно исследовать аналитически и имитационными моделями. Последнее обеспечивает большую универсальность.

Рассмотрим понятие массового обслуживания.

В любом элементарном акте обслуживания можно выделить две основные составляющие: ожидание обслуживания заявкой и собственно обслуживание заявки. Это можно отобразить в виде некоторого i-ого прибора обслуживания Пi, состоящего из накопителя заявок, в котором может находится одновременно li=0…LiH заявок, где LiH - ёмкость i-ого накопителя, и канала обслуживания заявок, ki.

 

 

li=0…LiH

Рис. 3.2. Схема прибора СМО

 

{tn}={0£t1£t2…£tn£…}, где tn - момент поступления n- ого события

 

{tn, fn} , где tn- вызывающие моменты; fn- набор признаков события.

 

 

tiÎ{tn} => поток с ограниченным последействием

 

 

На каждый элемент прибора обслуживания Пi поступают потоки событий: в накопитель Hi поток заявок wi , на канал ki - поток обслуживания ui.

Потоком событий (ПС) называется последовательность событий, происходящих одно за другим в какие-то случайные моменты времени. Различают потоки однородных и неоднородных событий. Однородный ПС характеризуется только моментами поступления этих событий (вызывающими моментами) и задаётся последовательностью {tn}={0£t1£t2…£tn£…}, где tn - момент поступления n- ого события - неотрицательное вещественное число. ОПС может быть также задан в виде последовательности промежутков времени между n-ым и n-1-ым событиями {tn}.

Неоднородным ПС называется последовательность {tn, fn} , где tn- вызывающие моменты; fn- набор признаков события. Например, может быть задана принадлежность к тому или иному источнику заявок, наличие приоритета, возможность обслуживания тем или иным типом канала и т.п.

Рассмотрим ОПС, для которого tiÎ{tn}- случайные величины, независимые между собой. Тогда ПС называется потоком с ограниченным последействием.

ПС называется ординарным, если вероятность того, что на малый интервал времени Dt, примыкающий к моменту времени t попадает больше одного события Р³1(t, Dt) пренебрежительно мала.

Если для любого интервала Dt событие P0(t, Dt) + P1(t, Dt) + Р³1(t, Dt)=1, P1(t, Dt) - вероятность попадания на интервал Dt ровно одного события. Как сумма вероятностей событий, образующих полную группу и несовместных, то для ординарного потока событий P0(t, Dt) + P1(t, Dt) » 1, Р³1(t, Dt)=Q(Dt), где Q(Dt)- величина, порядок малости который выше, чем Dt, т.е. lim(Q(Dt))=0 при Dt®0.

Стационарным ПС называется поток, для которого вероятность появления того или иного числа событий на интервале времени t зависит от длины этого участка и не зависит от того, где на оси времени 0 - t взят этот участок. Для ОПС справедливо 0*P0(t, Dt) + 1*P1(t, Dt)= P1(t, Dt) - среднее число событий на интервале Dt. Среднее число событий, наступающих на участке Dt в единицу времени составляет P1(t, Dt)/Dt. Рассмотрим предел этого выражения при Dt®0

lim P1(t, Dt)/Dt=l(t)*(1/един.вр.).

Если этот предел существует, то он называется интенсивностью (плотностью) ОПС. Для стандартного ПС l(t)=l=const.

Применительно к элементарному каналу обслуживания ki можно считать что поток заявок wiÎW, т.е. интервалы времени между моментами появления заявок на входе ki образуют подмножество неуправляемых переменных, а поток обслуживания uiÎU, т.е. интервалы времени между началом и окончанием обслуживания заявки образуют подмножество управляемых переменных.

Заявки, обслуженные каналом ki и заявки, покинувшие прибор Пi по различным причинам необслуженными, образуют выходной поток yiÎY.

Процесс функционирования прибора обслуживания Пi можно представить как процесс изменения состояний его элементов во времени Zi(t). Переход в новое состояние для Пi означает изменение кол-ва заявок, которые в нём находятся (в канале ki и накопителе Hi). Т.о. вектор состояний для Пi имеет вид : , где - состояния накопителя, (=0 - накопитель пуст, =1- в накопителе одна заявка…, =- накопитель занят полностью; - состояние канала ki (=0 - канал свободен, =1 канал занят).

Классификация моделей СМО

 

 

           
 
 
   
 
   
 
   

 

 

 


1. По входному потоку:

— с детерминированным потоком (deterministic input). Предполагается, что источник генерирует заявки через известные, в частности, равные, интервалы времени. Таким, например, является поток поездов в идеально работающей железнодорожной компании;

— со случайным потоком (random input). Если время поступления отдельных заявок заранее предсказать невозможно, используется модель случайного потока с теми или иными вероятностными характеристиками.

2. По количеству приборов:

—одноканальная (one-channel) система,

—многоканальная (multi-channel) система.

3. По возможности ожидания:

— с отказами в обслуживании (denial of service), т. е., с потерями заявок при занятости всех приборов;

— с ожиданием. При этом очередь может быть либо ограниченной по длине (число парковочных мест на стоянке, размер буфера в памяти маршрутизатора конечны) либо быть потенциально бесконечной. При ограниченной длине очереди происходят отказы в обслуживании, если все места для ожидания заняты.

4. По дисциплине очереди:

— заявки обслуживаются в порядке поступления (First-In-First-Out — FIFO);

— заявки обслуживаются в обратном порядке (Last-In-First- Out — LIFO);

— заявки обслуживаются с учетом приоритетов (priorities);

— полнодоступная или неполнодоступная (full or limited availability) очередь. В полнодоступном случае (общая очередь) очередной клиент может быть обслужен любым освободившимся прибором, в неполнодоступном прибор обслуживает только «своих» клиентов.

5. По дисциплине ожидания:

— с терпеливыми клиентами (готовыми ждать до бесконечности);

— с нетерпеливыми клиентами (impatient customers): с ограниченным временем ожидания либо покидающими очередь с вероятностью, возрастающей по мере ожидания

6. По времени обслуживания:

— детерминированное время обслуживания (deterministic service time);

— случайное время обслуживание (random service time) с тем или иным законом распределения, например экспоненциальным или равномерным.

7. По виду обслуживания:

— однофазная модель. Предполагается, что заявка обслуживается единственным прибором с начала до конца;

— многофазная модель. Выполнив первую фазу, прибор передает заявку другому, который выполняет вторую фазу и т. д.;

— сети обслуживания (queueing networks), обобщающие многофазную модель. Траектория обслуживания может зависеть от вида заявки, приоритетов, складывающейся ситуации. Типичный пример — сеть пакетной коммутации, лежащая в основе интернета.

8. По общему количеству заявок:

— открытая система, когда число клиентов в системе не ограничено. Пример — общедоступная станция технического обслуживания, куда автомобили приходят из потенциально бесконечного внешнего мира;

— замкнутая система, в которой общее число клиентов во входном и выходном потоке постоянно. Тот же пример с техническим обслуживанием автомобилей, но в масштабах небольшой транспортной компании. Отремонтированный автомобиль не покидает систему, а перемещается из выходного потока во входной.

Пример системы массового обслуживания: СМО (Q - схема) M/M/1

В начальный момент времени заявок нет

 

- вероятность того, что за ни одна заявка не появится и ни одна заявка не уйдет из системы

- вероятность появления одной заявки за время и не выхода ни одной заявки.

- вероятность не появления ни одной заявки и выхода из системы 1 заявки.

Перенесем, разделим и устремим к нулю, получим систему:

 

 

 

 

Введем параметр

 

, а с учетов второго

При :

- рекуррентное соотношение

 

 

 

Мат ожидание

 

 

Дисперсия

 

 

для стационарных (конечные и )

 

Мат ожидание заявок в накопителе:

 

 

Среднее время ожидания в накопителе




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример. Простейший автомат поведения льва. | Сетевые модели (N-схемы). Сети Петри


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.01 сек.