К ним относятся системы массового обслуживания ( англ. queuing system), которые называют Q- схемами.
Предмет ТМО — системы массового обслуживания (СМО) и сети массового обслуживания. Под СМО понимают динамическую систему, предназначенную для эффективного обслуживания случайного потока заявок при ограниченных ресурсах системы. Обобщённая структура СМО приведена на рисунке .
Поступающие на вход СМО однородные заявки в зависимости от порождающей причины делятся на типы, интенсивность потока заявок типа i (i=1…M) обозначено li. Совокупность заявок всех типов - входящий поток СМО.
Обслуживание заявок выполняется n каналами. Различают универсальные и специализированные каналы обслуживания. Для универсального канала типа j считается известными функции распределения Fji(t) длительности обслуживания заявок произвольного типа.
Типичные примеры операций обслуживания:
— обслуживание потока вызовов телефонной станцией
— обслуживание потока посетителей в парикмахерской
— обслуживание потока автомобилей перекрестком,
— обслуживание потока прерываний процессором,
— обслуживание потока пакетов маршрутизатором,
— обслуживание потока целей системой ПВО и т. д.
Q - схемы можно исследовать аналитически и имитационными моделями. Последнее обеспечивает большую универсальность.
Рассмотрим понятие массового обслуживания.
В любом элементарном акте обслуживания можно выделить две основные составляющие: ожидание обслуживания заявкой и собственно обслуживание заявки. Это можно отобразить в виде некоторого i-ого прибора обслуживания Пi, состоящего из накопителя заявок, в котором может находится одновременно li=0…LiH заявок, где LiH - ёмкость i-ого накопителя, и канала обслуживания заявок, ki.
li=0…LiH
Рис. 3.2. Схема прибора СМО
{tn}={0£t1£t2…£tn£…}, где tn - момент поступления n- ого события
{tn, fn} , где tn- вызывающие моменты; fn- набор признаков события.
tiÎ{tn} => поток с ограниченным последействием
На каждый элемент прибора обслуживания Пi поступают потоки событий: в накопитель Hi поток заявок wi , на канал ki - поток обслуживания ui.
Потоком событий (ПС) называется последовательность событий, происходящих одно за другим в какие-то случайные моменты времени. Различают потоки однородных и неоднородных событий. Однородный ПС характеризуется только моментами поступления этих событий (вызывающими моментами) и задаётся последовательностью {tn}={0£t1£t2…£tn£…}, где tn - момент поступления n- ого события - неотрицательное вещественное число. ОПС может быть также задан в виде последовательности промежутков времени между n-ым и n-1-ым событиями {tn}.
Неоднородным ПС называется последовательность {tn, fn} , где tn- вызывающие моменты; fn- набор признаков события. Например, может быть задана принадлежность к тому или иному источнику заявок, наличие приоритета, возможность обслуживания тем или иным типом канала и т.п.
Рассмотрим ОПС, для которого tiÎ{tn}- случайные величины, независимые между собой. Тогда ПС называется потоком с ограниченным последействием.
ПС называется ординарным, если вероятность того, что на малый интервал времени Dt, примыкающий к моменту времени t попадает больше одного события Р³1(t, Dt) пренебрежительно мала.
Если для любого интервала Dt событие P0(t, Dt) + P1(t, Dt) + Р³1(t, Dt)=1, P1(t, Dt) - вероятность попадания на интервал Dt ровно одного события. Как сумма вероятностей событий, образующих полную группу и несовместных, то для ординарного потока событий P0(t, Dt) + P1(t, Dt) » 1, Р³1(t, Dt)=Q(Dt), где Q(Dt)- величина, порядок малости который выше, чем Dt, т.е. lim(Q(Dt))=0 при Dt®0.
Стационарным ПС называется поток, для которого вероятность появления того или иного числа событий на интервале времени t зависит от длины этого участка и не зависит от того, где на оси времени 0 - t взят этот участок. Для ОПС справедливо 0*P0(t, Dt) + 1*P1(t, Dt)= P1(t, Dt) - среднее число событий на интервале Dt. Среднее число событий, наступающих на участке Dt в единицу времени составляет P1(t, Dt)/Dt. Рассмотрим предел этого выражения при Dt®0
lim P1(t, Dt)/Dt=l(t)*(1/един.вр.).
Если этот предел существует, то он называется интенсивностью (плотностью) ОПС. Для стандартного ПС l(t)=l=const.
Применительно к элементарному каналу обслуживания ki можно считать что поток заявок wiÎW, т.е. интервалы времени между моментами появления заявок на входе ki образуют подмножество неуправляемых переменных, а поток обслуживания uiÎU, т.е. интервалы времени между началом и окончанием обслуживания заявки образуют подмножество управляемых переменных.
Заявки, обслуженные каналом ki и заявки, покинувшие прибор Пi по различным причинам необслуженными, образуют выходной поток yiÎY.
Процесс функционирования прибора обслуживания Пi можно представить как процесс изменения состояний его элементов во времени Zi(t). Переход в новое состояние для Пi означает изменение кол-ва заявок, которые в нём находятся (в канале ki и накопителе Hi). Т.о. вектор состояний для Пi имеет вид : , где - состояния накопителя, (=0 - накопитель пуст, =1- в накопителе одна заявка…, =- накопитель занят полностью; - состояние канала ki (=0 - канал свободен, =1 канал занят).
Классификация моделей СМО
1. По входному потоку:
— с детерминированным потоком (deterministic input). Предполагается, что источник генерирует заявки через известные, в частности, равные, интервалы времени. Таким, например, является поток поездов в идеально работающей железнодорожной компании;
— со случайным потоком (random input). Если время поступления отдельных заявок заранее предсказать невозможно, используется модель случайного потока с теми или иными вероятностными характеристиками.
2. По количеству приборов:
—одноканальная (one-channel) система,
—многоканальная (multi-channel) система.
3. По возможности ожидания:
— с отказами в обслуживании (denial of service), т. е., с потерями заявок при занятости всех приборов;
— с ожиданием. При этом очередь может быть либо ограниченной по длине (число парковочных мест на стоянке, размер буфера в памяти маршрутизатора конечны) либо быть потенциально бесконечной. При ограниченной длине очереди происходят отказы в обслуживании, если все места для ожидания заняты.
4. По дисциплине очереди:
— заявки обслуживаются в порядке поступления (First-In-First-Out — FIFO);
— заявки обслуживаются в обратном порядке (Last-In-First- Out — LIFO);
— заявки обслуживаются с учетом приоритетов (priorities);
— полнодоступная или неполнодоступная (full or limited availability) очередь. В полнодоступном случае (общая очередь) очередной клиент может быть обслужен любым освободившимся прибором, в неполнодоступном прибор обслуживает только «своих» клиентов.
5. По дисциплине ожидания:
— с терпеливыми клиентами (готовыми ждать до бесконечности);
— с нетерпеливыми клиентами (impatient customers): с ограниченным временем ожидания либо покидающими очередь с вероятностью, возрастающей по мере ожидания
6. По времени обслуживания:
— детерминированное время обслуживания (deterministic service time);
— случайное время обслуживание (random service time) с тем или иным законом распределения, например экспоненциальным или равномерным.
7. По виду обслуживания:
— однофазная модель. Предполагается, что заявка обслуживается единственным прибором с начала до конца;
— многофазная модель. Выполнив первую фазу, прибор передает заявку другому, который выполняет вторую фазу и т. д.;
— сети обслуживания (queueing networks), обобщающие многофазную модель. Траектория обслуживания может зависеть от вида заявки, приоритетов, складывающейся ситуации. Типичный пример — сеть пакетной коммутации, лежащая в основе интернета.
8. По общему количеству заявок:
— открытая система, когда число клиентов в системе не ограничено. Пример — общедоступная станция технического обслуживания, куда автомобили приходят из потенциально бесконечного внешнего мира;
— замкнутая система, в которой общее число клиентов во входном и выходном потоке постоянно. Тот же пример с техническим обслуживанием автомобилей, но в масштабах небольшой транспортной компании. Отремонтированный автомобиль не покидает систему, а перемещается из выходного потока во входной.
Пример системы массового обслуживания: СМО (Q - схема) M/M/1
В начальный момент времени заявок нет
- вероятность того, что за ни одна заявка не появится и ни одна заявка не уйдет из системы
- вероятность появления одной заявки за время и не выхода ни одной заявки.
- вероятность не появления ни одной заявки и выхода из системы 1 заявки.
Перенесем, разделим и устремим к нулю, получим систему: