Специализированные дорожные сети передачи данных оперативно-технологического назначения (СПД-ОТН), обеспечивают функционирование информационных и информационно-управляющих систем оперативно-технологического назначения (ИУС-ОТН) нижнего уровня АСУЖТ (рис. 18).
СПД ОТН – нижний уровень инфраструктуры информатизации железнодорожного транспорта. Эти сети предназначены для автоматизации централизованного сбора, обработки, передачи и предоставления потребителям в реальном масштабе времени первичной оперативной информации о функциональном и техническом состояниях технологических объектов, технических средств и систем автоматики, связи, энергетики, средств идентификации и контроля технического состояния подвижного состава, необходимой для эффективного функционирования автоматизированных систем верхнего уровня управления технологическими процессами работы транспорта.
Сети СПД-ОТН имеют следующую структуру:
· на всех станциях и перегонах железной дороги организуются местные сети сбора данных (МССД) и доступа оконечного оборудования данных (ООД) объектов контроля и управления (ОКУ) и объектов технической эксплуатации (ОТЭ) в сеть СПД;
· МССД объединяются в участковые сети сбора данных и передачи сигналов (УСД-ОТН);
· количество МССД, объединяемых в УСД-ОТН, определяется допустимым временем доставки информации высшей категории (о техническом и функциональном состоянии устройств СЦБ и состоянии подвижного состава);
· на уровне Управления дороги организуется центр сбора, накопления, обработки и хранения первичной информации (ЦСПИ). ЦСПИ должен быть рассчитан на объединение УСД-ОТН с общей эксплуатационной длиной каналов до 6000 км, общим числом МССД – с обеспечением их доступа в сеть СПД-ОТН – до 500, с суммарным числом ОКУ и ОТЭ до 3000;
Сеть передачи данных оперативно-технологического назначения
Рис. 18
· в ЦСПИ организуется сервер сигналов СПД-ОТН, с которого через ЛВС ЕДЦУ необходимая информация выводится на АРМ диспетчеров и других руководителей.
Для передачи данных в СПД-ОТН должны использоваться только некоммутируемые (выделенные) каналы:
· прямые межстанционные каналы типа «точка-точка» – на базе как цифровых каналов связи цифровой телекоммуникационной сети МПС, так и каналов связи телефонного типа действующих линий связи и аналоговых систем передачи;
· многоточечные каналы на базе групповых каналов транспортных систем передачи типа К-24Т, К-3Т и др.
Каналы доступа оконечного оборудования данных ИУС-ОТН в сеть СПД-ОТН организуются на базе:
· физических цепей местных кабельных линий связи;
· каналов ТЧ;
· цифровых каналов, организованных с использованием аппаратуры xDSL или цифровых модемов;
· радиоканалов доступа.
Скорость передачи данных по аналоговым каналам– 1200, 2400, 4800, 9600 бит/с; по цифровым каналам – до 2048 кбит/с ( 19,2; 48; 56; 64; 2048Кбит/с).
Для передачи данных диспетчерской централизации используется первичная сеть, организованная с помощью каналов ОЦК (64 кбит/с) и потоков ПЦК (2,048 Мбит/с) сети технологической связи (рис. 19, 20).
Передача данных систем ТУ-ТС энергообеспечения, контроля расхода электроэнергии и других контрольных систем оперативно-технологического назначения осуществляется также на базе первичной сети технологической связи с интерфейсами ОЦК и ПЦК (рис. 21).
Структура сети СПД-ДЦ
Рис. 19
Структурная схема организации первичной цифровой сети для систем ДЦ с использованием каналов ОЦК 64 кбит/с