Переменными называются величины программы, значения которых могут изменяться в процессе её выполнения.
Все используемые в программе переменные должны быть определены с указанием их типов. Переменные определяются:
- в разделе объявления переменных программы;
- в разделе объявления переменных подпрограммы;
- в разделе объявлений переменных модуля;
- в заголовке подпрограммы.
Пример:
var
x,y,z:real;
i,j,k:integer;
digit:0..9;
operator:0..9;
c:color; {используемый тип color должен быть ранее определен разделе объявления типов}
Переменные, объявленные не в подпрограмме, называются глобальными и размещаются в сегменте данных размером 65520 байтов. Переменные, объявленные в подпрограмме, называются локальными и размещаются в стековом сегменте. Обычно стековый сегмент имеет размер в 16384 байта, однако с помощью директивы компилятора $M его можно изменить в пределах от 1024 до 65520 байтов.
Глобальные переменные постоянно находятся в памяти, локальные размещаются в стеке лишь на время выполнения подпрограммы, затем область стека освобождается.
Константами называются величины программы, значения, которых не меняются в процессе её выполнения.
В Паскале возможно двоякое использование констант:
- непосредственное использование значения константы;
- использование идентификатора константы.
Задание константы идентификаторами осуществляется в разделе объявления констант. В Турбо Паскале имеются две разновидности констант:
- обычные константы, тип которых определяется их значением;
- типизированные константы, для которых в явном виде указывается их тип.
В изображении целых констант присутствуют лишь знак и цифры. Предполагается десятичная система счисления, однако, если требуется использовать шестнацатеричную систему счисления, перед константой следует поставить знак $. В Турбо Паскале даны две заранее определенные константы: