русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Предмет и значение логики.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 3081; Нарушение авторских прав


Из истории логики.

План

Лекция 1. Предмет и значение логики

1.1.Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и использу­ется для обозначения: а) совокупности правил, которым подчиня­ется процесс мышления, отражающий действительность; б) науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осу­ществляется. Данный термин применятся также для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).

Логика не только как практика (риторика), но и как теоретическая наука возникла в Древней Греции. Ее основоположником и автором первой системы является греческий философ Аристотель (384 – 322 до н. э.). Для анализа убедительной силы речей (которой требовала развитая общественная жизнь в греческих государствах-полисах), правильной связи в них посылок и заключения Аристотелем была создана первая система логики, которую он сам назвал силлогистикой. Этот термин в переводе с греческого означает вывод следствий. Ему соответствует латинский термин «дедукция», которым стали пользоваться в дальнейшем.

Аристотель впервые определил предмет и задачи логики, сформулировал ее основные законы и подробно исследовал силлогизмы. С работ Аристотеля началось систематическое изучение логики и ее законов.

Впоследствии логика, построенная Аристотелем, стала основой формальной логики, потому что она анализирует форму рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. В настоящее время аристотелевскую логику рассматривают как простейшую и наиболее часто используемую в повседневных рассуждениях логику.

Средневековая логика нередко использовалась для обоснования и защиты догматов христианской веры. Эпоха Возрождения дала мощный толчок для дальнейшего развития логики. Развитие опытного исследования природы, естественных наук способствовало разработке проблем и методов индуктивной логики. Родоначальником индуктивной логики является английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626).



В XIX веке появилась и стала быстро развиваться символическая, или математическая логика, в основе которой лежат идеи, выдвинутые немецким математиком и философом Готфридом Лейбницем (1646 – 1716). Лейбниц говорил о возможности представить доказательство как математическое исчисление. Ирландский логик и математик Джордж Буль (1815 – 1864) истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключений приняла вид своеобразной алгебры. Таким образом, одно из основных отличий символической логики от традиционной заключается в том, что в последней при описании правильного мышления используется обычный, или естественный язык; символическая логика исследует тот же предмет (правильное мышление) с помощью построения искусственных, специальных, формализованных языков или, как их еще называют, исчислений.

 

1.2.Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, физиологией и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенно­сти мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, связанные с быстрой и эффективной обработкой инфор­мации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (есте­ственного и искусственного), методы и приемы программиро­вания, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Физиологию высшей нервной деятельности интере­суют физиологические основы мышления: процессы возбужде­ния и торможения, происходящие в человеческом мозге как ор­гане мышления.

С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мыш­ление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мыш­ления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изу­чаются философией, логика является философской наукой.

Формальная логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Она рассматривает формы мышления, отвлекаясь в определенной степени от содержания.

Аспекты мышления, изучаемые логикой:

мышление как инструмент познания мира;

правильность, результативность мыслительной деятельности;

формальные (структурные) аспекты мышления.

Особенности логики:

она носит всеобщий характер, абстрагируясь от частного, анализирует типическое;

логическая форма и законы всех людей имеют общую логическую структуру;

логика выступает предметом познания посредством логических действий.

Теоретическое значение логики:

1) знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждений, усиливает эффективность и убедительность речи;

2) помогает отметить логические ошибки в речи других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

Логика позволяет:

1) сознательно пользоваться исходными принципами логического мышления;

2) четко формулировать логически стройную и убедительную мысль;

3) обеспечивать эффективный самоконтроль в ходе логических рассуждений.

Вот несколько примеров логических, или формальных, требований к мышлению:

– независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать;

– нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все то, что вытекает из них;

– невозможное не является возможным, доказанное – сомнительным, обязательное – запрещенным и т. п.

Эти и подобные им требования не зависят, конечно, от конкретного содержания наших мыслей, от того, что именно утверждается или отрицается, что считается возможным, а что невозможным.

Задача логического исследования – обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения. Эти схемы представляют логические законы, лежащие в основе логически правильного мышления. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики.

Отсюда понятна важность данных законов. Об их природе, источнике их обязательности высказывались разные точки зрения. Очевидно, что логические законы независимы от воли и сознания человека. Их принудительная сила для человеческого мышления объясняется тем, что они являются в конечном счете отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира, практики его познания и преобразования человеком.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.