русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Вопрос 1. Подходы к анализу поведения в организации.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2494; Нарушение авторских прав


Лекция 2. Подходы к анализу поведения в организации


Вопрос 1. Подходы к анализу поведения в организации.
Вопрос 2. Методы исследования поведения в организации.
Вопрос 3. Показатели анализа и оценки поведения в организации.

ГЛАВНАЯ
Конспект лекций по Поведению в организации


Современные представления о поведении в организации базируются на различных подходах, выработанных за всю историю развития данной науки.
Понимание ведущей роли "человеческого фактора" в производстве, возникшее благодаря эволюции науки о поведении, способствовало более широкому применению достижений личностной и социальной психологии, социологии в практике управления.

С начала ХХ века был выработан ряд подходов к анализу поведения в организации, которые до настоящего времени не утратили своей актуальности. Более того, комплексное применение различных подходов в анализе практических проблем позволяет получить более полную и достоверную информацию для принятия управленческих решений. Рассмотрим наиболее общие особенности данных подходов.

Психоаналитический подход.
Согласно психоаналитической теории, выдвинутой З. Фрейдом, структура личности состоит из нескольких компонентов: Оно, Я, Сверх-Я. Оно является источником психической энергии и стремится к удовлетворению первичных потребностей. Сверх-Я представляет усвоенные личностью социальные и этические нормы и рамки поведения. Я - ядро личности, которое находится между конфликтующими Оно и Сверх-Я. Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, проявляющейся в конечном итоге в поведении. Я вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия казанного конфликта. Согласно З. Фрейда, это:

  • сублимация - переключение инстинктивной энергии Оно на процесс творчество, а также любые проявления, вызывающие разрядку напряжения в приемлемой для общества форме.
  • вытеснение - сглаживание внутреннего конфликта, путем забывания истинного, но неприемлемого в обществе мотива поведения;
  • проекция - бессознательный перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на другой объект;
  • идентификация - отождествление себя с другим человеком, перенос на него желаемых чувств и качеств;
  • рационализация - использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным;
  • регрессия - возврат в детство, дающий психическое состояние комфорта и защищенности.

Представления З.Фрейда и его последователей могут быть с успехом применены для анализа и объяснения различных форм индивидуального поведения.



Гештальт-психологический подход.
Представители этого направления М. Вертгеймер, В Келер, К. Кофка в 1910-1930 гг. ввели в оборот понятия "гештальт" (форма, структура) - целостные, несводимые к сумме частей системные структуры сознания, и "инсайт" - внезапное понимание сути вещей, озарение. Для человека существует два мира: мир физический, лежащий за пределами переживаний, и мир переживаний. Мир переживаний также рассматривается как физиологическая реальность (биохимические процессы в мозге отражают воздействия реального мира) и как психическая реальность. Обе реальности связаны отношениями взаимно-однозначного соответствия. Сознание - это динамическое целое, поле, где единицы анализа - гештальты. Решение, принимаемое человеком, является образования гештальтов в "здесь и сейчас" складывающемся психологическом поле.
Представитель этого направления К. Левин известен своей классификацией стилей управления и теорией поля, когда поведение рассматривается по аналогии с физическим полем и объясняется взаимодействием разнонаправленных динамических параметров личностных качеств и ситуации.

Бихевиористский подход.
Согласно бихевиоризма (поведенческой психологии), возникшей также в начале ХХ века, психика сводится к различным формам поведения, являющихся ответной реакцией организма на воздействие внешней среды. Ключевые понятия бихевиоризма - "стимул" (раздражитель из внешней среды), "реакция" - ответ организма на раздражение и "связь" (ассоциация между стимулом и реакцией).
Представители данного направления (Б. Скиннер, Э. Толмен, Н. Миллер и др.) в качестве особого направления исследований рассматривали процесс научения (learning). Посредством механизма научения приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения личности. В рамках бихевиоризма сформулированы принципы, факторы, закономерности, различные механизмы научения.

Когнитивистский подход.
Сущность подхода заключается в попытке объяснить поведение при помощи преимущественно процессов восприятия и познания. Связь между процессом познания (cognition) и поведением объясняется следующим образом. Восприятие, впечатления индивида о мире своеобразно им интерпретируются, в результате чего образуются различные верования, ожидания, интересы, установки, которые и являются регуляторами поведения. Первым шагом к регуляции поведения является отнесение воспринимаемого объекта к какому-либо классу явлений (категоризация). Процесс категоризации предполагает избирательность при отнесении к той или иной категории. По мнению когнитивистов, человек может сознательно влиять на этот процесс.
Основными процессами, рассматриваемыми в когнитивистской психологии, являются:

  • перцепция (perception) - восприятие органами чувств;
  • аттракция (attraction) - возникновение привлекательности при восприятии;
  • формирование и изменение аттитьюдов (attitude) - установок, отношений;
  • когнитивный диссонанс.

Теория когнитивного диссонанса, созданная в 1957 году Л. Фестингером, заключается в следующем:

  1. При восприятии объектов между когнитивными элементами может возникнуть несогласованность (диссонанс);
  2. Существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его;
  3. Поведение и восприятие человека стремится к уменьшению диссонанса.

При этом указанные процессы протекают у различных людей индивидуально, так у них имеется различный опыт и возникают различные установки.

Гуманистический подход.
Общие принципы гуманистической психологии сформулированы А. Маслоу:

  • личность уникальна, неповторима, системна;
  • исследования животных непригодны для понимания человека;
  • человек изначально добр или нейтрален, а агрессия проявляется под воздействием внешней среды;
  • человек креативен, стремится к саморазвитию, анализ устремлений не менее важен, чем анализ прошлого человека;
  • любое воздействие на личность должно быть непрямым, косвенным.

Применение достижений гуманистической психологии в практике управления связывают со "школой человеческих отношений", в которой применение мягких, недирективных методов воздействия порой дает больший результат, чем традиционные организационно-экономические регуляторы поведения.

Экономико-психологический подход.
Ключевая категория данного подхода - "экономический человек". Классическая модель экономического человека предполагает его независимость от других от других действующих на конкурентном рынке субъектов; рациональность решений; обладание полнотой информации о ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности; стремление к максимизации своей выгоды.
В современных концепциях в качестве выгоды выступают не только экономические вознаграждения, но и социальные - статус, власть, признание и т.д. Данный подход был применен Д. Тибо и Г. Келли в анализе группового взаимодействия. Используя методы теории игр, исследователи доказали, что стороны группового взаимодействия, стремясь к индивидуальному выигрышу и не сотрудничая, получают гораздо меньше, чем если бы доверяли друг другу и стремились к взаимной выгоде.

Кроме рассмотренных выше подходов, в анализе организационного поведения используются общие подходы, характерные практически для всех управленческих дисциплин. Это системный, программно-целевой, ситуационный подходы.

Особого рассмотрения заслуживает ситуационный подход. В управлении поведением в силу сложности и многоаспектности объекта нет и не может быть единственно верного подхода решению проблем. Выбор методов как исследования, так управления будет зависеть в первую очередь от конкретной ситуации, исходя из ее специфических особенностей. Это требует от руководителя высокой степени гибкости, а также соответствующих знаний, навыков и умений. И в первую очередь руководитель должен уметь выбрать адекватные ситуации методы управления.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мнение Карла Маркса о потребностях человека | Вопрос 2. Методы исследования поведения в организации.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.