В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются;
1) правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений в составе всех их элементов (общая часть);
2) регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отношений (особенная
часть).
В соответствии с положениями теории права Общая "часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.
В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа; пенсионного обеспечения; пособий и компенсационных выплат; обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социального обслуживания; медицинской помощи и лечения; установления юридических фактов; разрешения споров и жалоб; институт юридической ответственности.
При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными и состоящими из нескольких подинститутов.
Принципы права это основные идеи исходного направляющего начала, характеризующего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее
развитие и функционирование. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они имеют общеобязательный характер, и от степени их соблюдения в прямой зависимости находится стабильность и эффективность правовой системы. Принципы права находят свое закрепление в нормативных актах, нормах права.
Специфика принципов права социального обеспечения обусловлена тем, что ее нормы регулируют общественные отношения, являющиеся по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды старых, больных людей, инвалидов, семей с детьми, безработных, бедных. Ресурсы эти ограничены они выделяются по так называемому остаточному принципу.
К отраслевым принципам права социального обеспечения, конкретизирующим общеправовые и межотраслевые принципы, относятся следующие:
1. Всеобщность социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает равную для каждого возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независим от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, моста жительства,' отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным, объединениям' и других обстоятельств. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам, страны, так и иностранным гражданам, а равно и лицам без гражданства.
2.Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за. счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого члена общества.
3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип, конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1.966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для. него самого и его семьи.
4.Многообразие оснований и видов социального обеспечения:
старость, инвалидность, временная нетрудоспособность, потеря работы, заработка, смерть, потеря кормильца, вынужденное переселение, рождение детей и т.д.)
5.Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика, условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и. его семьи (пол детей, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.
6.Участие в общественных объединениях, представляющих и интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав. В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для. защиты своих, интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих, представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.