– пакеты, предназначенные для обработки графической информации. Они делятся на ППП обработки растровой графики и изображений и векторной графики.
ППП первого типа предназначены для работы с фотографиями и включают в себя набор средств по кодированию фотоизображений в цифровую форму. Признанный лидер – Adobe Photoshop. Другие - Aldus Phоto Styler, Phto Works Plus и др. Все программы ориентированы на работу в среде Windows. Растровые графические редакторы позволяют пользователю рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах, таких как, например, JPEG и TIFF, позволяющих сохранять растровую графику с незначительным снижением качества за счёт использования алгоритмов сжатия с потерями, PNG и GIF, поддерживающими хорошее сжатие без потерь, и BMP, также поддерживающем сжатие (RLE), но в общем случае представляющем собой несжатое «попиксельное» описание изображения
Пакеты для работы с векторной графикой предназначены для профессиональной работы, связанной с художественной и технической иллюстрацией с последующей цветной печатью (дизайнеры), занимают промежуточное положение между пакетами для систем автоматизированного проектирования САПР и настольными издательскими системами. Пакеты данного класса в настоящее время обладают достаточно широкими набором функциональных средств для осуществления сложной точной обработки графических изображений.
Своеобразным стандартом в этом классе является пакет Corel Draw. Можно отметить также Adobe Illustrator, Aldus Free Hand и др.
Свободное ПО (растровые)
GIMP — самый популярный свободный бесплатный редактор.
Krita — свободный растровый редактор из пакетов KOffice и KAtelier.
mtPaint — редактор для ОС Linux и Windows.
Paint.NET.
Tux Paint — ориентирован на детей от 3-х лет.
Системы искусственного интеллекта - раздел информатики, занимающийся вопросами имитации мышления человека с помощью компьютера. Проблемы искусственного интеллекта:
способы формального описания знания и хранения их в компьютере;
строение моделей умозаключений человека в процессе решения им практических и теоретических задач;
возможность общения "человек - компьютер" на естественном языке;
возможность самоорганизации и самообучения систем искусственного интеллекта.
Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например диагностика заболеваний, поиск полезных ископаемых, педагогика, психология, политика.
В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.
Похожие действия выполняет такой программный инструмент как Мастер (Wizard). Мастера применяются как в системных программах так и в прикладных для упрощения интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО). Главное отличие мастеров от ЭС — отсутствие базы знаний — все действия жестко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем.
Другие подобные программы — поисковые или справочные (энциклопедические) системы. По запросу пользователя они предоставляют наиболее подходящие (релевантные) разделы базы статей (представления об объектах областей знаний, их виртуальную модель).