При классификации рекламы используется много критериев.
1. По типу инициатора выделяют:
- рекламу от имени производителей и торговых посредников – осуществляется, как правило, параллельно и носит в основном коммерческий характер. При этом рекламная деятельность может осуществляться рекламодателями самостоятельно или сообща, для достижения общих целей. В соответствии с этим бывает товарной или корпоративной.
- рекламу от имени правительства – осуществляется в целях популяризации определенных общегосударственных программ. Все большую рекламную активность проявляют налоговые службы.
- рекламу от имени частных лиц – в большинстве случаев представляет собой объявления (о купле-продаже, обмене, о знаменательных событиях и т.д.)
- социальную рекламу – также носит некоммерческий характер и способствует утверждению социально значимых принципов и достижению определённых целей в сфере общественной жизни (охраны природы, борьба с бедностью, защита прав потребителей и т.п.)
- политическую рекламу – используется как инструмент пропаганды определенных политических идей, партий и т.п. В конечном итоге она призвана способствовать достижению целей в борьбе за политическую власть.
2. По направленности на аудиторию:
- рекламу потребительских товаров
- бизнес-рекламу
3. По концентрированности на определенном сегменты аудитории различают рекламу:
- селективную (избирательную), четко адресованную определенной группе покупателей
- массовую
4. По широте охвата аудитории:
- локальную (рассчитана на потребителей, проживающих в данном городе или районе)
- региональную (охватывает определенную часть страны)
- общенациональную (в масштабах всего государства)
- международную (на территории нескольких государств)
- глобальную (охватывает весь мир)
- товарная реклама, которая направлена на сбыт товаров. И бывает 3 видов:
а) Информативная. Используется на этапе внедрения товара на рынок, сообщает потребителям о том, что представляет собой товар, для чего он предназначен и где его можно купить.
Цель – оповестить целевой рынок о товаре.
б) Убеждающая реклама используется для повышения популярности конкретных свойств и выгод товара.
Цель - убедить целевой рынок выбрать именно ту марку, а не её конкурентов. Распространенной формой убеждающей рекламы становится сравнительная реклама, которая демонстрирует преимущества одной товарной марки над другой (рекламные ролики Procter & Gambel)
в) Напоминающая товарная реклама используется для подкрепления предыдущей информации о товаре. Она эффективна для товаров, которые уже хорошо известны, находятся на этапе зрелости своего жизненного цикла.
- престижная, корпоративная реклама. Её цель сформировать благоприятное мнение о компании.
а) Разъяснительно - пропагандистская реклама заявляет о позиции по контрольным проблемам
б) Информационно-корпоративная реклама используется для информирования потребителей о том, что именно представляет разъяснительно - пропагандистская реклама заявляет о позиции по глобальным проблемам
в) Информационно-корпоративная реклама используется для информирования потребителей о том, что именно представляет, каковы её возможности и ценности
г) Убеждающая корпоративная реклама демонстрирует преимущества одного товарного класса над другим и используется на тех рынках, где разные классы товаров борются за одних и тех же покупателей
д) Напоминающая корпоративная реклама как и соответствующая товарная
- реклама идей
- реклама личности
- реклама территории
6. По способу воздействия:
- зрительная (наружная транзитная, печатная и т.п.)
- слуховая (радиореклама, реклама по телефону и т.п.)
- зрительно-слуховая (теле-, кино-, видеореклама)
7. По характеру воздействия на аудиторию:
- жесткую рекламу – по характеру она близка к средствам стимулирования сбыта и используется в комплексе с ними, по форме представляет собой агрессивный нажим на покупателя с целью заставить его купить рекламируемый товар и рассчитана на краткосрочную перспективу.
- мягкую рекламу – она не только сообщает о товаре, но и формирует вокруг него благоприятную атмосферу, рассчитана на среднесрочную и длительную перспективу.
8. В зависимости от используемых средств распространения рекламного обращения выделяют:
- печатную (полиграфическую)
- в газетах и журналах
- радио- и телерекламу
- наружную
- сувенирную
и т.д.
9. В зависимости от размещения рекламы и использования творческого подхода выделяют ATL и BTL – рекламу.
- ATL – above the line (англ. «над чертой») – реклама, публикуемая в таких средствах распространения, как пресса, радио, телевидение, кино, наружная реклама и реклама на транспорте
- BTL – below the line (англ. «под чертой») – творческая реклама, предполагающая создание оригинального рекламного продукта, а не его простого размещения в СМИ.
BTL - это и бесплатная раздача образцов товара, и дегустации, конкурсы и лотереи, городские праздники и специальные клубные вечеринки.