Кулачково-дисковая муфта (рис.4) состоит из двух полумуфт 1 и 2 и промежуточного диска 3. На внутреннем торце каждой полумуфты образовано по одному диаметрально расположенному пазу, в которые входят взаимно перпендикулярные выступы промежуточного плавающего диска.
Перпендикулярное расположение пазов позволяет муфте компенсировать эксцентриситет и перекос валов. При этом выступы диска скользят в пазах полумуфты. Для уменьшения трения и износа муфту необходимо периодически смазывать (отверстие 4 на рис. 4).
Рис. 4
Кулачково-дисковая муфта применяется для соединения валов диаметром от 16 до 150 мм, при номинальных вращающих моментах от 16 до 16000 Нм. Обычно детали кулачково-дисковых муфт изготовляют из сталей Ст5 (поковка) или 25Л (литье). Для тяжелонагруженных муфт применяют легированные стали 15Х, 20Х с цементацией рабочих поверхностей.
Состоит из полумуфт 1 и 2 с наружными зубьями и разъемной обоймы 3 с внутренними зубчатыми венцами (рис.5).
Рис.5
Муфта компенсирует все виды несоос6ности валов, для чего имеются торцевые зазоры и увеличенные зазоры в зацеплении. Кроме того зуб продольном сечении имеет бочкообразную форму. Для зубчатых муфт износ является основным критерием работоспособности. Для уменьшения износа в обойму заливают жидкую смазку. Допускаемые зубчатой муфтой смещения валов определяются из условия, чтобы углы между осью обоймы и осью вала не превышала 0030’.
Зубчатые муфты имеют широкое применение, особенно в тяжелом машиностроении. Они имеют малые габариты и хорошие компенсирующие свойства.
Упругие муфты обладают двумя важными свойствами: демпфирующей способностью, снижающей динамические нагрузки и способностью компенсировать несоосности валов. На рис .6 изображена принципиальная схема, общая для всех упругих муфт.
Рис. 6
Здесь полумуфты 1 2 связаны упругим элементом 3.
В машиностроении применяют большое количество разнообразных по конструкции упругих муфт. По материалу упругих элементов эти муфты делят на две группы: с металлическими и неметаллическими упругими элементами. Муфты с металлическими упругими элементами обладают большой нагрузочной способностью и применяются для передачи больших крутящих моментов. Основным материалом неметаллических упругих элементов является резина.
Муфты с резиновыми упругими элементами широко распространены во всех областях машиностроения для передачи малых и средних крутящих моментов.
На рис. 7 изображена муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП).
Рис.7
Упругими элементами здесь служат гофрированные резиновые втулки (1 вариант) или кольца трапецидального сечения (11 вариант). Муфты нормализованы для диаметров валов до 150мм и соответственно крутящих моментов до 15000 Нм и имеют широкое применение для компенсации несоосности валов в пределах (мм; мм; до .
Для проверки прочности рассчитывают пальцы на изгиб, а резину – по напряжениям смятия на поверхности соприкасания втулок с пальцами: