Список команд |
Назад | Оглавление | Вперед |
Строки, начинающиеся с #, трактуются как комментарии.
Выражения можно заключать в обратные кавычки (`). Такие выражения вычисляются в месте использования. Они могут быть, например, частью строк. Пример. Пусть параметром макрокоманды является имя файла с расширением .for. Требуется удалить одноименный файл с расширением .err.
name=`ena -n $1` rm -f ${name}.errЗначение, полученное в результате выполнения команды
ena -n $1присваивается переменной name. Фигурные скобки использованы для выделения аргумента операции перехода от имени к значению. Без них .err приклеилась бы к имени.
Все переменные в языке shell - текстовые. Их имена должны начинаться с буквы и состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания (_). Чтобы воспользоваться значением переменной, надо перед ней поставить символ $. Использование значения переменной называется подстановкой.
Различается два класса переменных: позиционные и с именем. Позиционные переменные - это аргументы командных файлов, их именами служат цифры: $0 - имя команды, $1 - первый аргумент и т.д. Значения позиционным переменным могут быть присвоены и командой set (см. Специальные команды). Пример. После вызова программы на shellе, хранящейся в файле ficofl:
ficofl -d / \*.forзначением $0 будет ficofl, $1 - -d, $2 - /, $3 - *.for, значения остальных позиционных переменных будут пустыми строками. Заметим, что если бы символ * при вызове ficofl не был экранирован, в качестве аргументов передались бы имена всех фортранных файлов текущей директории.
Еще две переменные хранят командную строку за исключением имени команды: $@ эквивалентно $1 $2 ..., а $* - "$1 $2 ...". Начальные значения переменным с именем могут быть установлены следующим образом:
<имя>=<значение> [ <имя>=<значение> ] ...
Не может быть одновременно функции (см. Управляющие конструкции) и переменной с одинаковыми именами. Для подстановки значений переменных возможны также следующие конструкции:
${<переменная>}
если значение <переменной> определено, то оно подставляется. Скобки применяются лишь если за <переменной> следует символ, который без скобок приклеится к имени.
${<переменная>:-<слово>}
если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется ее значение; иначе подставляется <слово>.
${<переменная>:=<слово>}
если <переменная> не определена или является пустой строкой, ей присваивается значение <слово>; после этого подставляется ее значение.
${<переменная>:?<слово>}
если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется ее значение; иначе на стандартный вывод выводится <слово> и выполнение shellа завершается. Если <слово> опущено, то выдается сообщение "parameter null or not set".
${<переменная>:+<слово>}
если <переменная> определена и не является пустой строкой, то подставляется <слово>; иначе подставляется пустая строка.
Пример: если переменная d не определена или является пустой строкой, то выполняется команда pwd
echo ${d:-`pwd`}Следующие переменные автоматически устанавливаются shell'ом:
# | количество позиционных параметров (десятичное) |
- | флаги, указанные при запуске shellа или командой set |
? | десятичное значение, возвращенное предыдущей синхронно выполненной командой |
$ | номер текущего процесса |
! | номер последнего асинхронного процесса |
@ | эквивалентно $1 $2 $3 ... |
* | эквивалентно "$1 $2 $3 ..." |
Напомним: чтобы получить значения этих переменных, перед ними нужно поставить знак $. Пример: выдать номер текущего процесса:
echo $$
Shell'ом используются следующие специальные переменные:
HOME | директория, в которую пользователь попадает при входе в систему или при выполнении команды cd без аргументов |
PATH | список полных имен каталогов, в которых ищется файл при указании его неполного имени. |
PS1 | основная строка приглашения (по умолчанию $) |
PS2 | дополнительная строка приглашения (по умолчанию >); в интерактивном режиме перед вводом команды shell'ом выводится основная строка приглашения. Если нажата клавиша new_line, но для завершения команды требуется дальнейший ввод, то выводится дополнительная строка приглашения |
IFS | последовательность символов, являющихся разделителями в командной строке (по умолчанию это <пробел>, <табуляция> и <возврат_каретки>) |
Список команд |
Назад | Оглавление | Вперед |