русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Предмет и метод статистики

1. Статистика как наука.
2. Предмет статистики.
3. Методология статистики.
4. Основные категории статистики.

 

 

Статистика как наука

Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Аванхелем, и означал он тогда «государствоведение».

Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. За 5 тыс. лет до н. э. проводился подсчет населения в Китае, велся учет имущества в Древнем Риме, в средние века проводились переписи населения, домашнего имущества, земель. Все эти эпизодические учеты носили примитивный характер и использовались в основном в военных целях и при налогообложении.

По мере развития производительных сил расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений. Производство требовало информации об источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции, международная торговля - информации об иностранных государствах, их городах, населения, ремеслах, торговле, ценах и т.д. Начиная с 16 века в Италии, Голландия и других странах создаются сборники, посвященные разным странам, их политическому устройству, населению, промышленности, с\х, торговле, путям сообщения. В странах начинают регулярно проводится статистические работы по рождаемости и смертности населения, по учету явлений хозяйственной жизни. Накапливается опыт, появляются рекомендации о том, как организовать учет и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их, проанализировать и выявить различные закономерности. Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная в последствии «статистикой». Ее возникновение связано с потребностями общества в различного рода информации, без которой невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни и сферах деятельности. Развитие статистики как науки шло по трем направлениям.

Первое направление возникло в Германии и известно как описательная школа. Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, торговли, вероисповедания, благосостояния и т. д. – без анализа закономерностей и связи между явлениями.

Основатель этой школы – немецкий ученый Герман Конринг (17 в.). Он ввел преподавание «Государствоведения» как учебной дисциплины в университетах, название которой его последователь Готфрид Ахенваль (18 в.) предложил заменить на «Статистику», положив тем самым начало развития статистики как науки.

В России последователями государствоведения были И.К. Кирилов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, К.Ф. Герман, К.и. Арсеньев и др.

{Иван Кириллович Кирилов более 20 лет служил в Сенате, проявлял большой интерес к учетным данным, поступающим в Сенат. В 1727 г. по материалам 1 петровской ревизии закончил работу под названием «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия, император и самодержец Всероссийский и проч.». Это было первое систематизированное статистическое и экономико-географическое описание России. Предметом описания служили города России: их расположение, население, строения, фабрики и заводы, промысел, торговля, расходы и доходы, монастыри, церкви и пр.

Такого детального и систематизированного описания не было прежде в Европе. Особенно ценным было использование в этой работе таблиц. Кирилова считают первооткрывателем табличного метода в статистике.

Историк, географ и государственный деятель Вас. Ник. Татищев разработал специальную анкету для сбора информации для составления по заданию Петра 1 экономико-географического описания России. Она содержала 198 вопросов по истории, географии, этнографии, экономике и пр. Подверг критическому анализу предыдущие переписи населения. Его работа «Рассуждения о ревизии поголовной и касаюсчемся до оной» посвящена вопросам организации и усовершенствования учета населения. Продолжателем дела Татищева в области сбора информации для всестороннего описания России продолжил Мих. Вас. Ломоносов. Кал Федорович Герман – первый руководитель статистического комитета созданного при Министерстве полиции (1811 г.)., преподавал статистику в учебных заведениях, автор многих работ.}

Второе направление развития статистики как науки возникло в Англии и известно под названием «политическая арифметика». Основатели этой школы Уильям Петти и Джон Граунт (17 в.). Политические арифметики в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений, что гораздо ближе к современному пониманию статистики. {Дж. Граунт исследовал главным образом закономерности воспроизводства населения, изучая в течение многих лет бюллетени смертности, в которых еженедельно публиковались сведения о числе родившихся и умерших в Лондоне, и сумел выявить ряд закономерностей. Например, он установил, что соотношение численности родившихся мальчиков и девочек составляло 14:13, что из числа родившихся до 6 лет доживало в то время 64 % лондонцев, до 16 лет – 40 %, что на 63 умерших приходилось 52 новорожденных и т. д.} Д.Граунт составил первую таблицу смертности, это был первый труд политических арифметиков.

У.Петти занимался хозяйственными процессами, закономерностями в общественной и хозяйственной деятельности. Он первым попытался оценить национальное богатство и национальный доход. У.Петти по праву считается основателем экономической статистики.

В первой половине 19 века возникло третье направление статистической науки –статистико-математическое. Среди представителей этого направления: А.Кетле – основоположник учения о средних величинах, К.Пирсон, В. Госсет, известный под псевдонимом Стъюдент, Р.Фишер, Д.Н. Журавский, С.Г. Струмилин и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятности, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

В 20 веке содержание статистики, как науки, пополнилось применением экономико-математических методов, использование ЭВМ.

Т.о., история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством трудового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего потребностями управления производством и жизнью общества В настоящее время термин статистика употребляться в трех значениях:

  • отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о различных явлениях и процессах общественной деятельности, например, статистика населения, статистика труда, статистика уровня жизни, промышленности финансов и т. д.; эту деятельность осуществляет Госкомстат Украины;
  • cовокупность цифровых сведений: статистические данные представляемые в отчетности предприятия, отраслей, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической печати, которые являются результатом статистической работы (то есть первого случая);
  • специальная научная дисциплина, изучающая с количественной стороны массовые явления и их закономерности.

 

 

Предмет статистики

В определении статистики как науки присутствует несколько характерных особенностей. Статистика изучает:

  • массовые явления при помощи статистических показателей (численность населения, кол-во произведенной продукции в стране промышленной, с/х, строительной и др. за определенный период) и их динамику;
  • количественную сторону массовых явлений и дает количественную, цифровую сторону явлений;
  • количественную сторону общественных явлений в конкретных условиях места и времени (динамику численности населения и занятости его по секторам экономики, распределения доходов, объемам производства и т.д.).

 

 

Основные разделы статистической науки

Теория статистики – рассматривает общие принципы и методы изучения социально-экономических явлений и процессов. Социально-экономическая статистика – изучает методологию построения макроэкономических показателей и их анализ, а также социальных условий жизни и труда населения, потребления им материальных благ и услуг.

Отраслевая статистика – изучает отдельные отрасли н\х или общественной жизни.

 

 

Методология статистики

Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики (метод массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей и т.д.)

Экономико-статистическое исследование состоит из трех основных стадий:

  • сбор первичной статистической информации;
  • статистическая сводка и обработка первичной информации;
  • анализ статистической информации.

Основной задачей первого этапа является учет каждого единичного факта и индивидуальных значений его признаков. Применяется для этого метод массовых наблюдений. Требования массовости объясняется тем, что статистические закономерности проявляются только в достаточно большом массиве данных благодаря действию закона больших чисел. Суть его заключается в том, что в обобщающих статистических показателях, рассчитанных на основе массового наблюдения, взаимно погашаются следствия, порожденные случайными причинами, и остаются следствия, обусловленные общими для всех фактов причинами. Другими словами совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая.

{Например: большое число наблюдений за рождаемостью показывает соотношение, довольно устойчивое для конкретных исторических условий, между числом родившихся мальчиков и девочек (из 100 – 51, 49 девочек), отражающее определенный биологический закон, но в отдельной семье (род доме) это состояние может быть различно: одни девочки, мальчики, другое их сочетание.}

Вторая стадия заключается в том, что собранные факты классифицируются, систематизируются, группируются по определенным признакам, подсчитываются различные показатели, проектируются и заполняются таблицы, совершается переход от характеристик единичных фактов к характеристике данных, объединенных в группы. Информация на этой стадии обрабатывались методом статистических группировок.

На третьей стадии приводится анализ статистический информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, индексов и др.

 

 

Основные категории статистики

Статистика оперирует категориями, т.е. понятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности.

Статистика изучает закономерности массовых явлений. Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью.

Статистическая совокупность – это множество объектов, явлений, объединенных единой закономерностью и изменяющихся в пределах общего качества. Например: совокупность предприятий, производимых однотипную продукцию, но различающихся объемами производства и реализации продукции, численностью работников, доходами, прибылью и т.д. (Например, совокупность студентов, различающихся чем?).

При организации статистического наблюдения различают генеральную и выборочную совокупность.

Генеральная совокупность – это вся совокупность реально существующих статистических объектов. Генеральная совокупность может быть конечная или бесконечная. Выборочная совокупность – это совокупность единиц, отобранных из генеральной совокупности по определенным правилам, признакам.

Статистическая совокупность может быть однородной и неоднородной.

Однородная – это совокупность, в которой ее элементы сходны между собой по каким-то существенным признакам, но различаются по каким-либо другим признакам. Отдельные объекты, составляющие статистическую совокупность, называются единицами совокупности. Например: отдельно взятое предприятие, работник предприятия, автомобиль, станок и др.

Единицы статистической совокупности обладают множеством качеств, свойств, по которым устанавливается их сходство или различие и которые называются признаками. Например: единица статистической совокупности – «предприятие» - имеет след признаки: объемы произведенной и реализованной продукции, издержки производства, соотношение собственных и заемных средств и т.д. Значение каждого признака отдельной единицы совокупности называется вариантой. А различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц статистической совокупности вариацией. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом конкретном случае. Например: успеваемость определенного студента зависит от базового образования, способностей, желания, затрат времени на подготовку, умение организовать свой рабочий день и отдых, стимула и других факторов.

Варьирующие признаки могут быть количественными, если их варианты выражаются числовыми значениями (возраст, стаж работы, зарплата) и неколичественными (атрибутивными, качественными) не имеющими числового значения и представляющими собой смысловые понятия (профессия, социальная принадлежность).

В случае, когда варианты признака могут принимать одно из двух противоположных значений говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например: продукция может быть годной или бракованной.

Признаки подразделяются на существенные или главные, выражающие существенную сторону явлений, и несущественные. Статистическому изучению подлежат существенные признаки. Признаки, характеризующие статистическую совокупность, взаимосвязаны между собой, поэтому следует различать факторные (признаки-факторы) и результативные признаки. Факторные – это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаками.

Результативные – это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков. Так, квалификация, стаж работы – факторные признаки, производительность труда – результативный.

Просмотров: 32470

Вернуться в оглавление:Статистика




Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Полезен материал? Поделись:

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.