русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Распределение памяти

Главной операцией управления памятью является размещение программы в основной памяти для ее выполнения процессором. Практически во всех современных многозадачных системах эта задача предполагает использование сложной схемы, известной как виртуальная память. Виртуальная память, в свою очередь, основана на использовании одной или обеих базовых технологий — сегментов и страниц. Перед тем как перейти к рассмотрению этих методов организации виртуальной памяти, мы должны сперва познакомиться с более простыми методами (табл. 7.1)- Одна из приведенных в таблице технологий - распределение памяти - использовалась в различных вариациях в некоторых уже подзабытых к настоящему времени операционных системах. Две другие технологии — простая страничная организация и сегментация - сами по себе не используются, однако их рассмотрение в отрыве от виртуальной памяти упростит дальнейшее понимание предлагаемого материала.
Таблица 7.1. Технология управления памятью


Технология

Описание

Сильные стороны

Слабые стороны

Фиксированное распределение

Основная память разделяется на ряд статических разделов во время генерации системы. Процесс может быть загружен в раздел равного или большего размера.

Простота реализации, малые системные накладные расходы.

Неэффективное использование памяти из-за внутренней фрагментации, фиксированное максимальное количество активных процессов

Динамическое распределение

Разделы создаются динамически; каждый процесс загружается в раздел строго необходимого размера

Отсутствует внутренняя фрагментация, более эффективное использование основной памяти

Неэффективное использование процессора из-за необходимости уплотнения для противодействия внешней фрагментации

Простая   страничная организация

Основная память распределена на ряд кадров равного размера. Каждый процесс распределен на некоторое количество страниц равного размера и той же длины, что и кадры. Процесс загружается путем загрузки всех его страниц в доступные, но не обязательно последовательные, кадры

Отсутствует внешняя фрагментация

Наличие небольшой внутренней фрагментации

Простая сегментация

Каждый процесс распределен на ряд сегментов. Процесс загружается (путем загрузки всех своих сегментов в динамические (же обязательно смежные) разделы

Отсутствует внутренняя фрагментация

Улучшенное использование памяти и сниженные накладные  расходы по сравнению с динамическим распределением

Страничная организация виртуальной памяти

Все, как при простой страничной организации, с тем исключением, что не требуется одновременно загружать все страницы процесса. Необходимые нерезидентные страницы автоматически загружаются в память

Нет внешней фрагментации; более высокая степень многозадачности; большое виртуальное адресное пространство

Накладные расходы из-за сложности системы управления памятью

Сегментация  виртуальной памяти

Все, как при простой сегментации, с тем исключением, что не требуется одновременно загружать все сегменты процесса. Необходимые нерезидентные сегменты автоматически загружаются в память

Нет внутренней фрагментации; более высокая степень многозадачности; большое виртуальное адресное пространство; поддержка защиты и совместного использования

Накладные расходы из-за сложности системы управления памятью

Фиксированное распределение

В большинстве схем управления памятью мы будем полагать, что операционная система занимает некоторую фиксированную часть основной памяти и что остальная часть основной памяти доступна для использования многочисленным процессам. Простейшая схема управления этой доступной памятью — ее распределение на области с фиксированными границами.

Размеры разделов

На рис. 7.2 показаны два примера фиксированного распределения. Одна возможность состоит в использовании разделов одинакового размера. В этом случае любой процесс, размер которого не превышает размер раздела, может быть загружен в любой доступный раздел. Если все разделы заняты и нет ни одного процесса в состоянии готовности или работы, операционная система может выгрузить процесс из любого раздела и загрузить другой процесс, обеспечивая тем самым процессор работой.
При использовании разделов с одинаковым размером имеются две трудности.
Программа может быть слишком велика для размещения в разделе. В этом случае   программист   должен   разрабатывать   программу,   использующую оверлеи, с тем чтобы в любой момент времени ей требовался только один раздел основной памяти. Когда требуется модуль, который в настоящий момент отсутствует в основной памяти, пользовательская программа должна сама загрузить этот модуль в раздел памяти программы (независимо от того, является ли этот модуль кодом или данными).
Использование основной памяти при этом крайне неэффективно. Любая программа, независимо от ее размера, занимает раздел целиком. Так, в нашем примере программа размером менее мегабайта все равно будет занимать целиком раздел в 8 Мбайт; при этом остаются неиспользованными 7 Мбайт блока. Этот феномен появления неиспользованной памяти из-за того, что загружаемый блок по размеру меньше раздела, называется внутренней фрагментацией (internal fragmentation).

Бороться с этими трудностями (хотя и не устранить полностью) можно посредством использования разделов разных размеров (см. рис. 7.2,б). В этом случае программа размером 16 Мбайт может обойтись без оверлеев, а разделы малого размера позволяют уменьшить внутреннюю фрагментацию при загрузке программ малого размера.

Алгоритм размещения

В том случае, когда разделы имеют одинаковый размер, размещениепроцессов в памяти представляет собой тривиальную задачу. Не имеет значения, в каком из свободных разделов будет размещен процесс. Если все разделы заняты процессами, которые не готовы к немедленной работе, любой из них может быть выгружен для освобождения памяти для нового процесса. Принятие решения о том, какой именно процесс следует выгрузить - задача планировщика (об этом мы поговорим в части 4, "Планирование").
Когда разделы имеют разные размеры, есть два возможных подхода к назначению процессоров разделам памяти. Простейший путь состоит в том, чтобы каждый процесс размещался в наименьшем разделе, способном полностью вместить данный процесс.1 В таком случае для каждого раздела требуется очередь планировщика, в которой хранятся выгруженные из памяти процессы, предназначенные для данного раздела памяти (см. рис. 7.3,а). Достоинство такого подхода заключается в том, что процессы могут быть распределены между разделами памяти так, чтобы минимизировать внутреннюю фрагментацию.

Хотя этот метод представляется оптимальным с точки зрения отдельного раздела, он не оптимален с точки зрения системы в целом. Представим, что в системе, изображенной на рис. 7.2,6, в некоторый момент времени нет ни одного процесса размером от 12 до 16 Мбайт. В результате раздел размером 16 Мбайт будет пустовать, в то время как он мог бы с успехом использоваться меньшими процессами. Таким образом, более предпочтительным подходом является использование одной очереди для всех, процессов (см. рис. 7.3,б). В момент, когда требуется загрузить процесс в основную память, для этого выбирается наименьший доступный раздел, способный вместить данный процесс. Если все разделы заняты, следует принять решение об освобождении одного из них. По-видимому, следует отдать предпочтение процессу, занимающему наименьший раздел, способный вместить загружаемый процесс. Можно учесть и другие факторы, такие, как приоритет процесса или его состояние (заблокирован он или активен).
Использование разделов разного размера по сравнению с использованием разделов одинакового размера придает дополнительную гибкость данному методу. Кроме того, схемы с фиксированными разделами относительно просты, предъявляют минимальные требования к операционной системе; накладные расходы работы процессора невелики. Однако у этих схем имеются серьезные недостатки.
Количество разделов, определенное в момент генерации системы, ограничивает количество активных (не приостановленных) процессов.
Поскольку размеры разделов устанавливаются заранее, в момент генерации системы, небольшие процессы приводит к неэффективному использованию памяти. В средах, где заранее известны потребности в памяти всех задач, применение описанной схемы может быть оправдано, но в большинстве случаев эффективность этой технологии крайне низка.
Фиксированное распределение в настоящее время практически не используется. Примером успешной операционной системы с использованием данной технологии может служить ранняя операционная система IBM для мейнфреймов OS/MFT (многозадачная с фиксированным количеством задач— Multiprogramming with a Fixed number of Tasks).

Динамическое распределение

Для преодоления сложностей, связанных с фиксированным распределением, был разработан альтернативный подход, известный как динамическое распределение. Этот подход в настоящее время также вытеснен более сложными и эффективными технологиями управления памятью. В свое время динамическое распределение использовала операционная система IBM для мейнфреймов OS/MVT (многозадачная с переменным количеством задач — Multiprogramming with a Variable number of Tasks).
При динамическом распределении образуется переменное количество разделов переменной длины. При размещении процесса в основной памяти для него выделяется строго необходимое количество памяти, и не более. В качестве примера рассмотрим использование 6.4 Мбайт основной памяти (рис. 7.4). Изначально вся память пуста, за исключением области, используемой операционной системой (рис. 7.4,а). Первые три процесса загружаются в память, начиная с адреса, которым заканчивается операционная система, и используя ровно столько памяти, сколько требуется данному процессу (рис. 7.4,б-г). После этого в конце основной памяти остается "дыра", слишком малая для размещения четвертого процесса. В некоторый момент все процессы в памяти оказываются неактивными, и операционная система выгружает второй процесс (рис. 7.4,д), после которого остается достаточно памяти для загрузки нового, четвертого процесса (рис. 7.4,е). Поскольку процесс 4 меньше процесса 2, создается еще одна небольшая "дыра" в памяти. После того как в некоторый момент времени все процессы в памяти оказываются неактивными, но зато готов к работе процесс 2, свободного места в памяти для него не находится, и операционная система вынуждена выгрузить процесс 1, чтобы освободить необходимое место (рис. 7.4,ж) и разместить процесс 2 в основной памяти (рис. 7.4,з).

Как показывает данный пример, этот метод хорошо начинает работу, но плохо продолжает — в конечном счете он приводит к наличию множества мелких дыр в памяти. Со временем память становится все более и более фрагментированной, и снижается эффективность ее использования. Это явление называется внешней фрагментацией (external fragmentation), что отражает тот факт, что сильно фрагментированной становится память, внешняя по отношению ко всем разделам (в отличие от рассмотренной ранее внутренней фрагментации).
Один из методов преодоления этого явления сострит в уплотнении (compaction): время от времени операционная система перемещает процессы в памяти так, чтобы они занимали смежные области памяти; свободная память при этом собирается в один блок. Например, на рис. 7.4,з после уплотнения памяти мы получим блок свободной памяти размером 16 Мбайт, чего может оказаться вполне достаточно для загрузки нового процесса. Сложность применения уплотнения состоит в том, что при этом расходуется дополнительное время; кроме того, уплотнение требует динамического перемещения процессов в памяти, т.е. должна быть обеспечена возможность перемещения программы из одной области основной памяти в другую без потери корректности ее обращений к памяти (см. приложение к данной главе).

Алгоритм размещения

Поскольку уплотнение памяти вызывает дополнительные расходы времени процессора, разработчик операционной системы должен принять разумное решение о том, каким образом размещать процессы в памяти (образно говоря, каким образом затыкать дыры). Когда наступает момент загрузки процесса восновную память и имеется несколько блоков свободной памяти достаточного размера, операционная система должна принять решение о том, какой именно свободный блок использовать.
Можно рассматривать три основных алгоритма — наилучший подходящий, первый подходящий, следующий подходящий. Все они, само собой разумеется, ограничены выбором среди свободных блоков размера, достаточно большого для размещения процесса. Метод наилучшего подходящего выбирает блок, размер которого наиболее близок к требуемому; метод первого подходящего проверяет все свободные блоки с начала памяти и выбирает первый достаточный по размеру для размещения процесса. Метод следующего подходящего работает так же, как и метод первого подходящего, однако начинает проверку с того места, где был выделен блок в последний раз (по достижении конца памяти он продолжает работу с ее начала).
На рис. 7.5,а показан пример конфигурации памяти после ряда размещений и выгрузки процессов из памяти. Последним использованным блоком был Мок размером 22 Мбайт, в котором был создан раздел в 14 Мбайт. На рис. 7,5,6 показано различие в технологии наилучшего, первого и следующего подходящего при выполнении запроса на выделение блока размером 16 Мбайт. Метод наилучшего подходящего просматривает все свободные блоки и выбирает наиболее близкий по размеру блок в 18 Мбайт, оставляя фрагмент размером 2 Мбайт. Метод первого подходящего в данной ситуации оставляет фрагмент свободной памяти размером б Мбайт, а метод следующего подходящего — 20 Мбайт.

Какой из этих методов окажется наилучшим, будет зависеть от точной последовательности загрузки и выгрузки процессов и их размеров. Однако можно говорить о некоторых обобщенных выводах (см. [BREN89], [SHOR75], [BAYS77]). Обычно алгоритм первого подходящего не только проще, но и быстрее и дает лучшие результаты. Алгоритм следующего подходящего, как правило, дает немного худшее результаты. Это связано с тем, что алгоритм следующего подходящего проявляет склонность к более частому выделению памяти из свободных блоков в конце памяти. В результате самые большие блоки свободной памяти (которые обычно располагаются в конце памяти) быстро разбиваются на меньшие фрагменты и, следовательно, при использовании метода следующего подходящего уплотнение должно выполняться чаще. С другой стороны, алгоритм первого подходящего обычно засоряет начало памяти небольшими свободными блоками, что приводит к увеличению времени поиска подходящего блока в последующем. Метод наилучшего подходящего, вопреки своему названию, оказывается, как правило, наихудшим. Так как он ищет блоки, наиболее близкие по размеру к требуемому, он оставляет после себя множество очень маленьких блоков. В результате, хотя при каждом выделении впустую тратится наименьшее возможное количество памяти, основная память очень быстро засоряется множеством мелких блоков, неспособных удовлетворить ни один запрос (так что при этом алгоритме уплотнение памяти должно выполняться значительно чаще).

Алгоритм замещения

В многозадачной системе с использованием динамического распределения наступает момент, когда все процессы в основной памяти находятся в заблокированном состоянии, а памяти для дополнительного процесса недостаточно даже после уплотнения. Чтобы избежать потерь процессорного времени на ожидание деблокирования активного процесса, операционная система может выгрузить один из процессов из основной памяти, и, таким образом, освободить место для нового процесса, или процесса в состоянии готовности. Задача операционной системы — определить, какой именно процесс должен быть выгружен из памяти. Поскольку тема алгоритма замещения будет детально рассматриваться в связи с различными схемами виртуальной памяти, пока что мы отложим обсуждение этого вопроса.

Система двойников

Как фиксированное, так и динамическое распределение памяти имеют свои недостатки. Фиксированное распределение ограничивает количество активных процессов и  неэффективно использует память при несоответствии между размерами разделов и процессов. Динамическое распределение реализуется более сложно и включает накладные расходы по уплотнению памяти. Интересным компромиссом в этом плане является система двойников ([KNUT97], [РБТЕ77]).
В системе двойников память распределяется блоками размером 2,к < К < U ,
где
21 — минимальный размер выделяемого блока памяти;
— наибольший распределяемый блок; вообще говоря, представляет собой размер всей доступной для распределения памяти.
Вначале все доступное для распределения пространство рассматривается как единый блок размера 2u. При запросе размером s, таким, что 2u-l< s <2и, выделяется весь блок. В противном случае блок разделяется на два эквивалентных двойника с размерами 2u-1. Если 2U-2 <s<2u-l, то по запросу выделяется один из двух двойников; в противном случае один из двойников вновь делится пополам. Этот процесс продолжается до тех пору пока не будет сгенерирован наименьший блок, размер которого не меньше 8. Система двойников постоянно ведет список "дыр" (доступных блоков) для каждого размера 2l. Дыра может быть удалена из списка (i+1) разделением ее пополам и внесением двух новых дыр размера 2l в список i. Когда пара двойников в списке i оказывается освобожденной, они удаляются из списка и объединяются в единый блок в списке (i+1). Ниже приведен рекурсивный алгоритм ([LIST93]) для удовлетворения запроса размера 2i-l <k< 2', в котором осуществляется поиск дыры размером 2i.
void get_hole(int i)
{
if (i = = (U+1))
<  Ошибка >;     
if   (< Список 1 пуст >)
{
get_hоle(i+l);
<   Разделить дыру на двойники >;
<  Поместить двойники в список i >;
}
< Взять первую дыру из списка i >;
}
На рис. 7.6 приведен пример использования блока с начальным размером 1 Мбайт. Первый запрос А - на 100 Кбайт (для него требуется блок размером 128 Кбайт); Для этого начальный блок делится на два двойника по 512 Кбайт. Первый из них делится на двойники размером 256 Кбайт, и, в свою очередь, первый из получившихся при этом разделении двойников также делится пополам. Один из получившихся двойников размером 128 Кбайт выделяется запросу А. Следующий запрос В требует 256 Кбайт. Такой блок имеется в наличии и выделяется. Процесс продолжается с разделением и слиянием двойников при необходимости. Обратите внимание, что после освобождения блока Е происходит слияние двойников по 128 Кбайт в один блок размером 256 Кбайт, который, в свою очередь, тут же сливается со своим двойником.

На рис. 7.7 показано представление системы двойников в виде бинарного дерева, непосредственно после освобождения блока В. Листья представляют текущее распределение памяти. Если два двойника являются листьями, то по крайней мере один из них занят; в противном случае они должны слиться в блок большего размера.


Система двойников представляет собой разумный компромисс для преодоления недостатков схем фиксированного и динамического распределения, но в современных операционных системах ее превосходит виртуальная память, основанная на страничной организации и сегментации. Однако система двойников нашла применение в параллельных системах как эффективное средство распределения и освобождения параллельных программ (см., например, [JOHN92]). Модифицированная версия системы двойников используется для распределения памяти ядром UNIX (подробнее об этом вы узнаёте в главе 8, "Виртуальная память").

Перемещение

Перед тем как мы рассмотрим способы, с помощью которых можно избежать недостатков распределения, следует до конца разобраться в вопросах, связанных с размещением процессов в памяти. При использовании фиксированной схемы распределения, показанной на рис. 7.3,а, можно ожидать, что процесс всегда будет назначаться одному и тому же разделу памяти. Это означает, что какой бы раздел ни был выбран для нового процесса, для размещения этого процесса после выгрузки и последующей загрузки в память всегда будет использоваться именно этот раздел. В данном случае можно использовать простейший загрузчик, описанный в приложении к данной главе: при загрузке процесса все относительные ссылки в коде замещаются абсолютными адресами памяти, определенными на основе базового адреса загруженного процесса.
Если размеры разделов равны (рис. 7.2) и существует единая очередь процессов для разделов разного размера (рис. 7.3,б), процесс по ходу работы может занимать разные разделы. При первом создании образа процесса он загружается в некоторый раздел памяти; позже, после того как он был выгружен из памяти и вновь загружен, процесс может оказаться в другом разделе (не в том, в котором он размещался в последний раз). Та же ситуация возможна и при динамическом распределении. Так, на рис. 7.4,в и 3процесс 2 занимает при размещении в памяти различные места. Кроме того, при выполнении уплотнения процессы также перемещаются в основной памяти. Таким образом, расположение команд и данных, к которым обращается процесс, не является фиксированным и изменяется всякий раз при выгрузке и загрузке (или перемещении) процесса. Для решения этой проблемы следует различать типы адресов. Логический адрес представляет собой ссылку на ячейку памяти, не зависящую от текущего расположения данных в памяти; перед тем как получить доступ к этой ячейке памяти, необходимо транслировать логический адрес в физический. Относительный адрес представляет собой частный случай логического адреса, когда адрес определяется положением относительно некоторой известной точки (обычно — начала программы). Физический адрес (известный также как абсолютный) представляет собой действительное расположение интересующей нас ячейки основной памяти.
Если программа использует относительные адреса, это означает, что все ссылки на память в загружаемом процессе даны относительно начала этой программы. Таким образом, для корректной работы программы требуется аппаратный механизм, который бы транслировал относительные адреса в физические в процессе выполнения команды, которая обращается к памяти.
На рис. 7.8 показан обычно используемый способ трансляции адреса. Когда процесс переходит в состояние выполнения, в специальный регистр процессора, иногда называемый базовым, загружается начальный адрес процесса в основной памяти. Кроме того, используется "граничный" (bounds) регистр, в котором содержится адрес последней ячейки памяти программы. Эти значения заносятся в регистры при загрузке программы в основную память. При выполнении процесса встречающиеся в командах относительные адреса обрабатываются процессором в два этапа. Сначала к относительному адресу прибавляется значение базового регистра для получения абсолютного адреса. Затем полученный абсолютный адрес сравнивается со значением в граничном регистре. Если полученный абсолютный адрес принадлежит данному процессу, команда может быть выполнена; в противном случае генерируется соответствующее данной ошибке прерывание операционной системы.
Схема, представленная на рис. 7.8, обеспечивает возможность выгрузки и загрузки программ в основную память в процессе их выполнения; кроме того, образ каждого процесса ограничен адресами, содержащимися в базовом и граничном регистрах, и защищен от нежелательного доступа со стороны других процессов.

Просмотров:

Вернуться в оглавление:Операционные системы




Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Полезен материал? Поделись:

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.