русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Художественные вопросы конструирования ЭС 13.3.1. Композиция

<== предыдущая статья | следующая статья ==>

 

Художественное конструирование представляет не­отъемлемую составную часть процесса проектирования изделий, предназначенных для непосредственного ис­пользования человеком.

Целью художественного конструирования изделий является создание эстетических свойств, способных обеспечить удовлетворение эстетических требований людей, для которых предназначены данные изделия.

Непосредственным предметом художественного кон­струирования как процесса является формообразование промышленных изделий, осуществляемое по специфиче­ским законам проектирования промышленного изделия.

При этом художественное конструирование исполь­зует наряду с понятиями эстетических свойств специфи­ческий аппарат понятий: композиция, объемно-простран­ственная структура, средства композиции. Перечислен­ные понятия отражают объективные признаки, свойст­ва, соотношения, присущие форме изделия и обнаружи­ваемые практически при зрительном восприятии.

Построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве, определяется понятием композиции. Ос­нову композиции в художественном конструировании составляют объемно-пространственная структура изде­лия, отвечающая его назначению. Объёмно-пространст­венная структура обусловлена назначением изделия, выполняемой им функцией и выражается в характере взаимосвязи элементов формы изделия, во взаимном расположении частей изделия, его пропорциях, в рит­мическом строе элементов формы и т. п.

Композиционная организация формы изделия дости­гается путем установления общественно целесообразной взаимосвязи и соподчинения образующих ее элементов. При этом главные и подчиненные элементы, взаимно усиливая друг друга, образуют в целом единство.

При неоднородности формы или неравных соотноше­ниях величин элементов композиционное единство формы возникает, если средствами композиции обеспечива­ется соподчинение одних элементов другим.

 
 

Это положение можно пояснить примерами. На рис.13.1,а пря­моугольник разделен на три равные части. Средняя часть прямо­угольника из-за своего центрального положения доминирует, под­чиняет себе обе боковые части. Это неравенство восприятия обус­ловлено соответствующим расположением частей. Усилить это со­подчинение можно путем увеличения средней части (рис. 13.1,б) или даже путем уменьшения ее (рис. 13.1,в), но сохраняя ее централь­ное положение.

Рис. 13.1. Примеры статического подчинения.

Кроме разобранного примера статического соподчинения эле­ментов, композиционными средствами можно создать динамическое соподчинение, показанное на рис. 13.2,а и б, которые создают впе­чатление движения слева направо, в направлении подчинения. Ди­намичность движения глаза определяется ритмом членения. На рис. 13.2,в обе части симметричны, и движение здесь имеет цент­ростремительный характер.

Рис. 13.2. Примеры динамического подчинения.

 

 

Одним из основных условий целостности формы яв­ляется зрительное влияние главного функционального элемента, совмещение его с композиционным центром. Главный элемент выделяют из подчиненных элементов размерами (рис. 13.3,а), особым расположением прибо­ров и органов управления (рис. 13.3,б), цветом, харак­тером членения (рис. 13.3, в) и т. д.

Рис. 13.3. Примеры выделения главной ячейки комп­лектного распределительного устройства.

В качестве примера, характеризующего это положе­ние, можно привести художественно-конструкторский проект высокочастотной установки для выращивания монокристаллов «кристалл юн» (рис. 13.4). Характер членения элементов формы, компоновка элементов уп­равления, проработанная схема зрительных маршрутов позволили художникам-конструкторам создать компози­ционно стройное изделие, выделив при этом композици­онный центр, совмещенный с главным функциональным элементом - плавильной камерой (рис. 13.4, б).

Основными средствами композиции, придающими изделию соразмерность и гармонию, являются пропорции, масштаб, ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Пропорции выражают соразмерность частей формы между собой и с целым. Пропорции служат средством гармонизации формы.

Масштабность - установленное соотношение величины создаваемого предмета с определенной мерой. Масштаб - это мера соответствия одного предмета дру­гому или нескольким предметам при их сопоставлении.

Рис. 13.4. Пример композиционного решения высокочастотной уста­новки для выращивания монокристаллов.

а - упрощенное изображение установки; б - схема зрительных марш­рутов.

Ритм - средство композиции, обеспечивающее вы­деление и связь элементов формы путем их повторения, чередования, нарастания, убывания.

Контраст - средство композиции, используемое для выражения противопоставления элементов (по объ­ему, цвету и т. п.), которое позволяет активнее выра­зить функциональные и конструктивные особенности сопоставляемых элементов и содействует обострению восприятия целого.

Нюанс - средство композиции, противоположное контрасту, незначительное различие элементов по фор­ме, размерам и цвету и т. д.

Симметрия - принцип организации элементов композиции, основанный на правильном их размещении вокруг центра или оси. Симметричная композиция применяется обычно для подчеркивания статичности изделия (гидрогенератор, электроплитка, пульт управления), асимметричная композиция - для подчеркивания динамичности изделия (электротранспорт).

В художественном конструировании сформулированы основные требования к форме изделия, как к целому:

- форма всякого изделия должна быть законченным целым, упорядоченной и не содержащей элементов или частей, противоречащих функциональному назначению и технико-экономической основе изделия;

- система построения формы изделия как завершенного целого должна основываться на взаимоотношении главных и второстепенных элементов; создать форму изделия как подлинно гармоничное художественно-техническое произведение - значит найти единство между главным и второстепенным, между целым и частью, между различными частями изделия, а также внутри каждой части;

- форма изделия как отдельного объекта должна образовать единство с формами окружающей среды.

Следуя отмеченным положениям, художественную форму изделия нужно строить так, чтобы в процессе восприятия раскрывалась ее внутренняя логика, т.е. следует учитывать особенности зрительного восприятия формы предметов.

Процесс становления зрительного образа формы изделия, как показывают экспериментальные исследования, имеет несколько фаз. На первой фазе происходит грубое различие общих пропорций машины и ее положения в окружающем пространстве. Затем следует грубое различие основных узлов и деталей, при этом вычленяются более крупные формы независимо от места их расположения и т.д. Фазность восприятия отвечает в значительной степени складывающимся методам архитектурно-художественного анализа форм машины: от общего к частному. Отсутствие внутренней логики, четкости и ясности распределения масс препятствует построению целостного образа, снижает точность восприятия частей и элементов, а также всего изделия в целом.

Для того чтобы у человека могло сложиться определенное мнение о целостности формы изделия, необходимо, образная информация о внешнем виде изделия была согласована с возможностями ее восприятия и оценки. Если количество основных объемов, из которых сложена форма изделия, относительно невелико, то связь между отдельными частями формы, как функциональная, так и композиционная, может быть легко обнаружена наблюдателем. При небольшом количестве основных объектов человек быстро и легко осмысливает композицию изделия, ее завершенность, функциональную целесообразность, гармоничность его формы.

Исходя из того, что целостная оценка формы изделия связана на первых фазах восприятия с мгновенным «схватыванием» совокупности частей формы в целом, количество ее основных частей не должно превышать определенную величину. Ориентировочно можно считать, что если количество основных объемов изделия будет в пределах 5-7, то оценка частей его формы как визуально связанного целого возможна и оправдана. Если количество основных объемов возрастает (более 7-9), то мгновенная оценка становиться затруднительной. При очень большом количестве объемов взгляд схватывает попеременно только часть формы; целостный охват, восприятие и оценка художественных форм изделия становятся затруднительными, а при значительном числе основных объемов (25-30) практически невозможным. В этом случае весьма трудно признавать за изделием серьезные художественные достоинства.

Высказанные соображения о целостности справедливы для многоэлементных форм ЭС или для форм, состоящих из малого количества (3-5) элементов, блоков, узлов.

Значение целостности в изложенном аспекте сохраняет свою силу для мелких и большинства средних ЭС: аппараты низкого напряжения, электродвигатели, электротранспорт, большинство пультов, панелей и щитов управления и т.д.

Просмотров: 1207

<== предыдущая статья | следующая статья ==>

Это будем вам полезно:

Компоновочные схемы модулей СВЧ и АФАР

Разъемы в ЭС

Масштабность

Стилизация и Стилист

Компоновочные схемы ФЯ цифровой МЭА III поколения

Влияние облучения на электровакуумные приборы иинтегральные схемы

Эстетика - наука, изучающая прекрасное в действительности

Отделка изделия

Факторы, определяющие компоновку РЭА

Выбор типа индикаторных приборов

Выбор метода конструирования ЭС

Композиция:

Наиболее вероятные источники и приемники наводимых напряжений (наводок)

Вернуться в оглавление:Основы проектирования электронных средств




Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Полезен материал? Поделись:

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.