русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Историко–культурный духовный каркас Великого Новгорода как ключ к цветовому образу


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1402; Нарушение авторских прав


Дизайн и колористика в системе архитектурно-градостроительного проектирования. Принципы сочетания на контрасте

(спор цвета с геометрией формы)

 

· тектонический строй поверхности (керамика, мозаика, витражи)

· поверх побелки – растительные орнаменты, которые переходят с плоскостей стен на профилированные детали

· роспись «под бриллиантовый руст» - ощущение ирреальности архитектурной формы

 

«Линия цвета не должна дублировать линии звука» - необходим параллелизм (контрапункт).

 

«СУПЕРГРАФИКА» (Ч.Мур – ам. архитектор) – активность взаимодействия с формой, обусловленная самостоятельностью цветографики относительно структурно-морфологической основы архитектурной формы.

Суперграфика динамично изменяет характер формы, которая по-новому организует пространство, придаёт ему и новое смысловое содержание.

Суперграфика может вступить в конфликт с отдельными элементами целого визуальное разрушение отдельного здания оправдано зрительным преобразования объекта не только более крупного, но и гораздо более емкого по художественному содержанию – комплекса зданий, фрагмента здания.

 

Объёмно-пространственные формы различных уровней – здания, комплекс зданий, гор в целом – предполагают различную меру самостоятельной полихромии. Эта мера может быть достаточно большой у полихромии здания, меньшей у полихромии комплекса, и ещё меньшей у полихромии города.

 

Восприятие архитектурной формы не сама по себе, а в окружении других форм – природных ли искусственных: форма производит то или иное впечатление лишь по отношению к чему-то, что существует, некая внутренняя связь и зависимость между характером зданий и окружающей средой.

 


Проблему регенерации, в том числе цветовую концепцию, исторического ядра Великого Новгорода в пределах земляного вала Окольного города возможно решать, ориентируясь на историко-культурный потенциал города, где деление городской территории по концам, как символ знакового периода для Новгорода – средневековья, и информационно-эстетическая ценность культовой, фортификационной и гражданской архитектуры, могут стать образным «ключом».



«Обозначение «Новгород», - по Янину, - «на первых порах применялось исключительно к Детинцу, то есть к общему укреплению трёх древнейших посёлков, … которые стали известны в результате раскопок, и были основой позднейших Людина, Неревского и Славенского концов». - 859 г.

«…около середины Х века Новгород впервые обретает устойчивую усадебную застройку и системы уличного благоустройства, то есть возникают черты, делающие его городом».

«в 1044 году по велению князя Ярослава начали строительство оборонительных сооружений кремля» – крепость, состоящую «из валов и деревянных сооружений … и водной преграды». Площадь была примерно в пять раз меньше современного, который «существует в тех формах, которые возникли в 1484 – 1499 годах в результате строительства Ивана III», однако длина стены – 1350 метров не менялась с 1116 года, с тех пор, когда сын Владимира Мономаха, новгородский князь Мстислав Владимирович.

Кремль сконцентрировал в себе «дух» разных времён, выраженный в архитектурных памятниках:

· храм Святой Софии 1045 – 1050 гг.

· церкви: Входа в Иерусалим (1759 г.),

· Андрея Стратилата (XVII в.),

· Покрова (XVII в.),

· Сергия Радонежского (1463 г.)

· часозвоня (XVII в.)

· звонница Софийского собора (XVII в.),

· Судный и Духовный приказы (1670 г.),

· Лихудов корпус (1706 г.) – школа, названная так в честь братьев Лихудов, «греков по происхождения, много сделавших для единения двух культур православного мира»,

· духовное училище (1870 г.),

· митрополичьи покои (XVIII в.)

· епархиальный дом (XX в.).

· здание Присутственных мест (1783 – 1786 г.) по проекту архитектора В.С.Поливанова

Фортификационные сооружения представлены пряслами и башнями кремлёвской стены –

· Владимировская,

· Дворцовая,

· Златоустовская,

· Княжья,

· Кокуй,

· Митрополичья,

· Покровская,

· Спасская

· Фёдоровская, возведённые в XV - XVI веках.

Вторым по значимости местом в древнем Новгороде - правый берег реки Волхов, – Ярославово дворище (название связано с возникновением здесь, в XI веке, «городской княжеской резиденции при Ярославе Мудром, куда был перенесён центр административной деятельности князя»). Здесь располагалась

· главная вечевая площадь XIII – XV веков,

· стояли дворы иностранных купцов,

· на пересечении улиц Б. Московской и Нутной (Боровической) «…археологическая экспедиция 1968 – 1969 годов обнаружила фундаменты хозяйственных построек знаменитого Готского двора», ведь «…немцы и шведы открыли свои гостиные дворы в Новгороде ещё в XIII веке».

Здесь находятся:

· собор Николая Чудотворца «заложил в 1113 году сын Мономаха князь Мстислав Владимирович».

· церковь Параскевы Пятницы «поставили в 1207 году новгородские «западные» купцы».

· церковь Успения на Торгу, «выстроенная…князем Всеволодом в 1135 году»

· церкви Георгия (XVII – XVIII вв.),

· Жён-мироносиц (1510 г.),

· Прокопия (1529г.).

· Предтеченская церковь XV века.

· храм св. Иоанна на Опоках, где «в дни проведения ярмарок собиралось великое множество торгового люда». Поэтому и эта часть города стала носить название – Торговая сторона.

· В 1721 году на средства, пожалованные купцам Петром I, был построен Гостиный двор

· В 1771 году близ Вечевой площади был выстроен путевой дворец, для «остановок императрицы при её поездках из Петербурга в Москву и обратно». (В.И.Баженов, В.П.Стасов).

Ярославов двор находился в Славенском конце.

 

Но что же представляли собой концы древнего Новгорода?

Янин, считает, что «…конец, как административная структура Новгорода, является системой связи боярских патронимий в пределах посёлка. Население конца состояло из бояр и непосредственно зависимых от них людей, живущих в боярских усадьбах – вотчинников - ремесленников, челяди, клириков…». Объединяли жителей в пределах посёлка либо родственные узы, либо этническая принадлежность. Ведь новгородцы ещё «в начале XII века…воспринимались как некий союз разноэтнических общностей…», а Новгород - как столица громадной разноэтнической федерации нашего Северо – Запада, состоявшей из племён западных и восточных славян и аборигентских племён финно–угорского происхождения».

По Янину

· : Славенский конец соответствует племенному союзу Словен,

· Неревский – союзу Неревы (Норомы, Мери), то есть финно-угорскими племенами.

· Людин конец был местом проживания Кривичей, хотя термин «Люди» применялся как самоназвание этносов.

· «Кремлёвский холм был облюбован прибалтийскими словенами».

 

Ячейками, составляющими городскую ткань средневекового города, были боярские усадьбы – «громадные дворы площадью от 1200 до 1500 кв. м, включавшие

· жилые и хозяйственные постройки – амбар, баню

· мастерские ремесленников, загоны для скота…»

· хоромы знати «…включали несколько жилых построек, нередко повышенной этажности, с крупнообъёмным господским домом…».

Усадьбы были частью «более крупной структуры – патронимии боярского рода как совокупности многих усадеб, владельцы которых находились в родственной связи между собой, восходя к общему предку». Соединялись они улочками, являющимися осями и связями в композиции города, а роль акцентов выполняли общегородские центры, помимо которых «имелись…местные подцентры…- площади, которые служили местом собрания жителей конца... Такие площади вносили разнообразие в архитектурно-планировочную среду».

 

Итак, к XIV веку Новгород представлял собой структуру, состоящую из главного композиционного центра – Детинца и пяти концов (Славенский и Плотницкий концы с границей по улице Лубяница, между Гончарским /Людиным/ и Загородским концами граница по улице Прусская, южная граница Неревского конца - между Чудинцевой и Людогощей улицами). Территория всей этой структуры была обнесена земляным валом и рвом – т.е. «Окольным городом» длинной почти девять километров в границах XIV века.

 

Интересно, что местопроживание определяло и род занятий древних новгородцев. Так,

· Славенский конец - купцы, иноземные торговые люди, мастеровые – сапожники.

· В Людином (Гончарском) конце на улице Большая Пробойная - гончары (поэтому, видимо, и назван этот конец Гончарским) и льнянщики.

· В Неревском конце на Ново-Лучанской - оружейники, делавшие лучникам оружие. На Конюшенной улице - постоялые дворы и конюшни, дома ямщиков. На Людогощей - останавливались гости, а на улице Забавской - шумные гульбища.

· Плотницкий конец - мастеровые люди – на Оловянке – купцы, мастера по изготовлению щитов и изделий из бронзы, красильщики, волочильщицы, оловянщики, суконщики. На Щитной улице мастерили щиты и шлемы для рыцарей и войска; на Молотковской - кузнецы – молотобойцы, ювелиры (кресты, серьги, кольца).

· В Загородье, ещё до образования здесь пятого конца, находилась скудельница – кладбище, где хоронили умерших от чумы, оспы и многих других эпидемических заболеваний - Пропастенки, где в 1455 году была построена церковь Двенадцати апостолов.

 

В целом Новгород имел холмистый рельеф. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьёв, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам посёлки, улицы которых шли перпендикулярно берегу реки Волхов. При увеличении посёлков такие улицы были соединены четырьмя «пробойными», шедшими параллельно реке. Такая планировочная структура, условно (так как улицы были не прямыми, а «прихотливо кривыми»), параллельно-перпендикулярная, образовалась на Торговой стороне.

На Софийской стороне «пробойные» улицы были ориентированы на проездные башни кремля, мимо которого, огибая его, проходила улица Разважа, по которой «от пристани развозили грузы и товары». Таким образом, на Софийской стороне начинала формироваться радиально-лучевая система.

 

В середине XVI столетия Новгород был «по числу жителей одним из крупнейших городов России: их было около 32 тысяч». Однако большие несчастья – пожары и иноземные набеги, привели к тому, что в начале XVII века, после ухода шведов, «в Новгороде проживало немногим более восьмисот человек мужского населения и оставалось около пятисот жилых домов».

В конце 70 годов XVIII века по новому плану реконструкции Новгорода «Софийская сторона приобретает радиально – полукольцевую планировку. Улицы лучами сходятся к кремлю, ориентируясь на кремлёвские башни. Планировка же Торговой стороны имеет прямоугольно прямолинейную форму (вместо старой рядовой системы)». В настоящее время Новгород сохранил в своей основе план 1778 года.

С тех пор главной улицей Неревского конца стала Большая Санкт – Петербургская, где в XIX веке располагалась застава, от которой в настоящее время сохранилась кордегардия (караульное помещение) – памятник архитектуры первой половины XIX века. На Торговой стороне, на улице Большая Московская, у земляного вала Окольного города, в 1837 году была поставлена московская застава, состоящая из двух павильонов (восточного и западного) с проходной аркой и колонной каждый.

В начале XX века в Новгороде «насчитывалось до 2 тысяч жилых строений, в том числе 300 каменных. Новгородцы имели водопровод (протяженность сети 23 версты)…Главные улицы, частично замощенные, с каменными и деревянными тротуарами, освещались керосинно – кадильными фонарями системы «Люкс». Но в это время Новгород вконец утратил своё прежнее величие, став уездным «тихим, уединённым городком, сплошь утонувшим в благоухании яблоневых садов». Истомина приводит пример восприятия города академиком Фальком, ссылаясь на его «Полное собрание учёных путешествий по России» (СПБ, 1824, с.4 – 7), проезжавшим через Новгород в 1768 году, который писал, что Новгород «…знаменит, велик, довольно заселён и в продовольствии недостатка не имеет».

 

Историческая архитектурно - пространственная среда Великого Новгорода, в основе своей имеет сложившуюся в средневековье планировочную структуру, а городская ткань несёт в себе информационно - эстетическую ценность памятников архитектуры X - XIX веков.

Но какая связь между архитектурой и административной, структурной единицей городской территории - концом? Эта взаимосвязь была отмечена Арциховским при изучении им городских концов в Древней Руси. В «Диалоге о жизни Оттона» автора XII века Герборда описывается город славен – поморян Щетин, в начале XII века, накануне христианизации, что дало возможность составить следующую семантическую цепочку: храм – контина («continere» – содержать, заключать) – «кут» (угол) – конец – «острый верх» – островерхие здания – общественные здания концов, где собирались граждане или старейшины для празднеств и заседаний. То есть, явно видна связь – конец – общественные здания концов.

Каждый конец древнего Новгорода имел свою символику - в специальных кончанских печатях.

Городская структура сейчас мало чем похожа на средневековое деление города, однако она сохранила в своей основе характеристики древнего города – кремль и земляной вал Окольного города. Кроме того, мы считаем, что и история образования Новгорода «по-концам» достойна быть выражена в архитектурно-пространственной среде города, хотя бы на уровне символическогозонирования.

 


7. Комплексный подход к формированию колористики города

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цвет в формировании архитектурной среды. Цветовая культура | Колористика города — звено эволюции цветовой среды


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.