3 Социокультурные факторы развития графического дизайна
4 Социокультурные функции графического дизайна ДОПИСАТЬ
1 Трактовка понятия «дизайн»
Дизайнерская деятельность направлена достижение красоты, удобства, комфорта и пользы человека Традиционно объектом ее является среда, предметного обитания человека.
В 1969 г. Конгресс Международного совета дизайнерских организаций определил дизайн как творческую деятельность, цель которой – определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью.
Выделяют несколько смысловых трактовок этого понятия:
- декоративную,
- проектно-графическую,
- предвосхищающую,
- драматическую.
Если характеризовать дизайн как декоративный», то это - узор, орнамент, декор, украшение, убранство; «проектно-графический» - набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция; «предвосхищающий» - план, предположение, замысел, намерение; «драматический» - затея, ухищрение, умысел, интрига.
В широком смысле слова дизайн - это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Объектом дизайна является предметно -вещественная среда обитания людей, а также он считается практикой, имеющей социально-культурное значение.
Какую бы область дизайна мы ни взяли, всюду сталкиваемся с необходимостью констатации его многогранности. Многие из общекультурных ценностей, которыми в настоящее время располагает человечество, учитываются в дизайн-проектной деятельности. Нельзя не признать органическую связь дизайна с различными формами научного знания: эстетикой, экономикой, психологией, социологией, культурологией и т.д. Показателем того, что дизайн сфокусировал на себе многие вопросы из этих областей знания, является применение этих областей знания в дизайн-проектировании.
Приведем несколько примеров. Так, знание особенностей человеческого восприятия позволяет создавать простые и быстрые для понимания визуальные сообщения в графическом дизайне. Знание психологии восприятия облегчает выбор выразительных средств, с помощью которых можно наиболее точно выполнить поставленную задачу. Такая экономическая наука, как маркетинг, необходима для успешного дизайн-проектирования, так как позволяет изучить потребителя, выявить его предпочтения к тому или иному объекту. Полученные и проанализированные данные будут оказывать влияние на создание образа проектируемого объекта, а также выступать критерием успешности дизайнерской деятельности.
Характеризуя дизайн, мы должны учитывать его различные грани. Дизайн следует рассматривать как:
- феномен визуальной культуры
- фактор развития потребительского рынка;
- фактор направления развития предметного мира.
С помощью средств дизайна возможно не только изменять характеристики материального мира человека. Дизайн выступает также инструментом сохранения и развития культуры, с одной стороны, объединяющим в себе различные сферы общественной жизни (научную, техническую, философскую, экологическую и пр.), а с другой — способствующим обмену между различными региональными и национальными культурами.
2 Становление графического дизайна
Современный дизайн представлен различными его видами, среди которых особое место занимает графический дизайн.
Длительное время развитие практики графического дизайна происходило в рамках дизайна при отсутствии специализации проектировщиков. Такие объекты, как бланки, печати, меню, указы и т.п., реализующие утилитарное назначение, имели разработанные графические решения еще до начала возникновения массового промышленного производства.
Понятие «дизайн» начали использовать еще в эпоху итальянского Возрождения, а в Англии оно получает распространение в XVI в. Истоки становления дизайн-графики восходят к этому периоду. В России в XVIII в. уже можно встретить использование данного понятия. «В фондах государственного архива Российской академии наук хранится гравированный оттиск с подписью: "Dessein Thermometres", датируемый 1732 г., выполненный в Гравировальной палате Академии наук. Еще один документ был опубликован в сборнике материалов истории Академии наук в 1880-х годах. В письме Иоганна Вильгельмина Люрсениуса, "именованного рисовального мастера", в прошении на имя Екатерины II писалось: "в 1746 году без всякого моего происку взят из академии наук указом Вашего И.В. в кабинет для рисования дезейнов или образцов, на утверждаемую штофную фабрику и для прочих рисунков...
Особой динамикой становление графического дизайна характеризуется с конца XIX в., что связано с изменением хозяйственно-экономического уклада общественной жизни в разных странах. Развитие торговли между странами и, следовательно, рост товарно-денежных отношений способствовали возникновению потребности в таких графических объектах, как этикетки, бланки, товарные знаки и прочее.
В XIX столетии широко использовался термин «афиша», что также свидетельствует о нарастании темпов производства массовой печатной продукции. В России афиша обозначала объявление, вывешиваемое на открытом месте, и использовалась в то время для описания «любой массовой печатной продукции».
Особую роль в становлении графического дизайна в нашей стране играл плакат. Возникновение термина «плакат» имеет много общего с термином «афиша». Возникнув от позднелат. placatum (в переводе означало объявление), плакат становится средством наглядной рекламы, агитации, пропаганды обучения, инструктажа и т.д.
Распространение в начале XX в. образно-выразительного объекта — плаката имело большое значение для самоопределения графического дизайна. Плакаты предназначаются для всеобщего обозрения и, как правило, размножаются полиграфическим способом. Это обеспечило плакату наибольшую привлекательность из-за своей доступности. Более того, плакат оказался востребованным и благодаря тому, что позволял выразить эмоциональное обращение к массовому зрителю.
Таким образом, становление графического дизайна в нашей стране связано, прежде всего, с профессиональным творчеством художников в сфере плаката.
С начала 1920-х годов в обиход вошли такие термины, как «полиграфия», «рекламная графика», «индустриальная графика», «массовая графика», «прикладная графика». Все они имеют отношение к области художественных предметов обихода, выполняющих декоративные и утилитарные функции.
В этот период были предложены различного рода типологии графических объектов. Типология прикладной графики включала:
- официальную графику (разработка денежных знаков, гербов, эмблем, почтовых марок, печатей и т.п.);
- промышленную графику (упаковка, этикетка и т.п.);
- справочно-мемориальную графику (наглядные пособия, сопроводительный инструктивный материал к изделиям).
Новой социально-экономической реальностью было обусловлено появление новых проблемных областей в графическом дизайне:
- концентрация производства и сбыта, ведущая к конкурентной борьбе концернов и «конгломератов», определила задачу создания фирменного стиля;
- широкое распространение системы самообслуживания в торговле, свободный выбор товара покупателем, предложение товара по почте определили рост требований к упаковке и системе рекламных проспектов и каталогов;
- • перенасыщение рынка товарами поставило перед рекламой задачу не столько заставить покупателя приобрести новый товар, сколько заменить уже имеющийся.
Официальной датой рождения графического дизайна является 1964 г., когда состоялся первый конгресс ICOGRADA (Международное общество организаций графического дизайна) в Цюрихе. На нем обсуждалась специфика профессии графического дизайнера, а также ее место среди других дизайнерских специальностей. Определение статуса профессии и ее задач играет важную роль в развитии графического дизайна.
3 Социокультурные факторы развития графического дизайна
Обратимся теперь к социокультурным факторам развития графического дизайна.
Потребительский фактор
Коммерческие объекты графического дизайна, в большей степени реклама, представляют собой наиболее сильное средство манипулирования массовым сознанием. Успешность в создании рекламы, стремление «продвинуть» что-либо на рынке: фирму, услугу или продукцию, наделить индивидуальными свойствами, повышающими конкурентную способность, привлекательность, узнаваемость и спрос, зависят от создания комплексного рекламного проекта, в котором одним из составляющих элементов является его визуальное решение. Реклама как объект графического дизайна в первую очередь ориентирована на достижение рыночного успеха, определяющегося количественными показателями продаж. Дизайнер ориентирован на прибыль, поскольку его объекты становятся средствами стимулирования продаж и выполняют знаково-символическую функцию. Человек в массовой культуре предстает прежде всего как потребитель, потребление становится ключевой формой деятельности.
Таким образом, графический дизайн, следуя финансово-экономической стратегии развития дизайна (ориентация на прибыль, активное использование маркетинговых исследований, установление идеологии модного потребления, массовое применение рекламы, направленность стратегии на ценности экономики), ориентируясь на достижение коммерческого успеха и обогащение производителя, опирается на определенные психологические установки, скрытые потребности массового потребителя.
Культурно-символический фактор
Этот аспект представляется значимым доя осмысления современного визуального языка в связи с тем, что «графический дизайн имеет дело с миром информации, которой придает визуальную форму»3.
С гигантским развитием графического дизайна визуальные объекты становятся доступны человеку, а точнее, окружают его повсеместно. Графический дизайн занимает достаточно крепкие позиции в сфере массовой информации. Его объекты используются в рекламе, кино, телевидении, издательской деятельности и т.п. Количество и частота смены визуальных объектов, воспринимаемых человеком посредством телевидения, наружной рекламы, печатной продукции и пр., имеют высокие показатели.
Развитие компьютерной графики, создание рекламных роликов способствуют появлению новых выразительных форм и имеют большое значение для развития визуальной культуры.
Графический дизайн использует повышенное стремление людей к обладанию объектами, которые являются символами социального статуса, а также психологическую зависимость человека от наличия или отсутствия у него модных вещей. Ценность объекта может быть также связана с личностными характеристиками дизайнера (индивидуальный стиль, престижное имя и т.п.) или потребителя (индивидуальность, статус, социальная группа и т.п.). Вещь выступает прежде всего в своей знаковой функции.
Рекламный дизайн, ориентируясь на «показное потребление», руководствуется таким принципом в разработке образа объекта, как его «знаковость», представляющую собой индикатор социального и финансового положения. Культурные предпочтения потребителей могут опираться на удовлетворение потребности в престиже, финансовом успехе, в обозначении финансового статуса, т.е. отнюдь не насущные (витальные) потребности.
Информационный фактор
Значительная часть населения, являющаяся потребителем рекламной информации (прежде всего телевизионной), получает е^ в часы своего досуга. Несмотря на различные способы проведе]
отрицать наличие у них при этом единого информационной] пространства.
XXI век характеризуется увеличением свободного времен!) граждан во всех развитых индустриальных странах. Это происходит за счет машин, которые используются не только в производстве, но и в быту, а также в связи с мощным развитием сферы услуг. Современное техническое оснащение жизни распространяется на свободное время, создавая эффект «полной занятости человека». Потребность в отдыхе присуща всем людям, Люди, освобождаясь от своих дел, каждодневных тягот, стремятся заполнить его не столько путешествиями, посещением театров, чтением книг и т.п., сколько просмотром телепередач и ресурсов Интернета.
Средства массовой информации массифицируют людей, одно-!
временно — разобщая их, поскольку вытесняют традиционные' непосредственные контакты, собрания, встречи, заменяя личное общение телевидением или компьютером.
Развитое информационное общество обеспечивает возможности коммуникации без образования толп, транспортных проблем. Современные информационные технологии позволяю сводить все каналы информации (текст, изображение, анимация, звук) в интерактивном режиме, открывая новые возможности хранения, трансляции, тиражирования информации и превращая Интернет в единую информационную среду.
Графический дизайн становится неотъемлемой составляющей современной информационной среды, реализуя ее потребность в визуализации культуры.
Именно с графическим дизайном связаны в настоящее время процессы визуализации, занимающие доминирующие позиции в массовой культуре. Ориентация на быстрое восприятие, наглядность, доходчивость визуального языка обеспечивает привлечение внимания потребителя и позволяет более компактно передавать информацию, ускоряя процесс ее восприятия и сохранения.