ФУНЮ-Lионирование системы автоматизации логистики возможно лишь при параллельном функционировании информационной системы логистики предприятия (далее ИСЛП) и физической логистической системы.
ИСЛ П - это совокупность персонала, оборудования, интерактивных процедур обработки информации, объединенных общим информационным потоком, отражающим физические материальные потоки на предприятии. ИСЛП используется для контроля, аналюа и в конечном счете управления логистической системой.
Информационные потоки в современной логистике формируются по следующим направлениям:
· информация о наличии и местонахождении товаров, сроках, категории заказа, способах отправки, отгрузочных документах, ЯВляющаяся необходимым элементом потребительского сервиса;
· оперативная, полная и достоверная информация о запасах в логистической цепи, позволяющая уменьшить потребность в запасах, финансах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса.
Наличие информации обеспечивает гибкость логистической системы, указывая, где, когда и как нужно использовать ресурсы фирмы для получения конкурентных преимуществ.
Основные nринципы построения нелп · Полнота информации и пригодность ее для использования.
Менеджер-логистик должен получать информацию в том виде, месте и с той полнотой, которые необходимы для обеспечения управления логистической системой.
· Точность представления данных. При предельно низких уровнях рентабельности (единицы процента), обусловленных высокой конкурентностью, даже погрешность 1 % в оценке уровня запасов может иметь серьезные последствия.
· Своевременность информации. Как правИJIО, в современных системах управления используется режим оп Нпе.
· Проблемная ориентация. ИСЛП ориентируется именно на выявление и уменьшение логистических издержек, экономию ресурсов, улучшение качества. Затраты на нее должны быть необходимы и достаточны именно для поставленных целей, не более того.
· Адекватность и адаптируемость. Циркулирующая в ИСЛП информация, выходные формы должны полностью удовлетворять потребности персонала и иметь возможность оперативно модифицироваться в случае необходимости.
. Совместимость по форматам данных. Это совершенно естественное общее требование, так как ИСЛП является частью общей информационной системы предприятия. .
в последнее время для разработки информационную систему ПРИ~1 нято представлять в виде иерархической совокупности бизнес-процессов. ИС разбивается на крупные бизнес-процессы, которые JI свою очередь делятся на более мелкие и Т.д. Обычно разработчиЮ):.1 сопоставляют бизнес-процессы информационной системы с подсистемами проектируемой системы автоматизации.
В ИСЛП такими основными бизнес-процессами являются управление закупками, управление запасами, управление физическим распределением.
В горизонтальном направлении изображены бизнес-процессы, в вертикальном - виды менеджмента: логистический, финансовый, маркетинговый.
EI Управление закупками - это сбор, учет, обработка заказов на материальные ресурсы, выбор поставщиков, размещение заказов, оплата и контроль оплаты. В случае необходимости - возврат товаров поставщикам.
Процесс подразделяетсн на ряд этапов.
· Обработка и учет заявок на материальные ресурсы от внутренних подразделений, в процессе чего заявки, поступающие от подразделений, группируютсн по типам и видам материальных ресурсов, срокам исполнения, потенциальным поставщикам и Т.д.
Формирован,ие заявок выполняется в тесном контакте с финансовым менеджментом, в компетенцию которого входит согласование объемов и сроков исполненин с финансовыми планами предприятия.
· Выбор выгодных поставщиков для размещения заказов на ма-териальные ресурсы. Основными критериями здесь являются, вопервых, цена и качество продукции, во-вторых, длительность отношений с поставщиком, в-третьих - географическое расположение.
Последний критерий для логистического менеджмента очень важен, так как непосредственно влияет на транспортные издержки, а также на скорость и своевременность доставки груза. Для торговых предпpияTий (магазинов) ключевой показатель - продаваемость товаров данного поставщика. Продаваемость относится к компетенции маркетингового менеджмента.
· Учет договоров на поставку материальных ресурсов. В договорах определяются сроки поставок и платежей за ресурсы. Оговари ваются особые условия поставок и оплаты (транспорт, тара, вид отгрузки и оплаты) и Т.д.
· Учет и контроль исполнения поставок материальных ресурсов.
Этот этап предусматривает учет поступающих как приходных товарных, так и расходных финансовых документов, контроль их соответствия договорным условиям. Менеджер по закупкам дает распоряжение на оприходование товара на склад, если приходные документы выполнены в соответствии с действующими договорами.
· Учет возврата материальных ресурсов поставщикам. Этот этап выполняется в случае несоответствия поставленных ресурсов условиям договоров. На возвращаемые ресурсы оформлнются возвратные товарные документы.
EI Управление запасами - определение оптимальных структур и объемов запасов, оперативные учет и контроль уровня запасов на _ складах материальных ресурсов и готовой продукции.
· Осуществление складского учета. Регистрация карточек или записей складского учета, в которых фиксируются операции по оприходованию и списанию материалов и товаров.
· Учет и контроль внутреннего перемещения товар номатериальных ценностей по предприятию. Оформление внутренних приходно-расходных документов.
· Учет и контроль товарных запасов. Анализ динамики запасов товарно-материальных ценностей по их объему и структуре, определение как оптимальных, так и пороговых уровней запасов. Оперативная информация позволяет оценить объем замороженных в запасах финансовых средств. Снижение затрат на хранение товарных запасов объединяет усилия логистического, маркетингового и финансового менеджмента.
ВI Управление физическим распределением - выбор каналов распределения, контроль оплаты заказов и контроль исполнения заказов, обеспечение, в случае необходимости, возврата готовой продукции от потребителей.
. Учет заказов на товары от потребителей. Определяются размеры партий товаров, виды оплаты, виды отгрузки, каналы распределения (собственные склады, дилерская сеть, оптовые посредники). Здесь объединяются усилия логистического (выбор каналов распределения), маркетингового (ценообразование, упаковка) и финансового (план поступления денег) менеджмента.
· Учет договоров с потребителями на поставку товаров и оказание услуг. В договорах отражают план-графики отгрузки товаров и оказания услуг, графики поступления платежей, а также прочие условия отгрузки и оплаты (вид отгрузки, вид оплаты и т.п.).
· Учет и контроль исполнения договоров по поставкам готовых товаров. Менеджером по продажам учитываются и контролируются отгрузочные товарные и приходные финансовые документы на соответствие заключенным договорам (проверка соблюдения сроков, объемов, комплектности и т.д.).
Информационные потоки, детально иллюстрирующие основные бизнес-процессы логистики, а именно управление закупками, запасами и физическим распределением, приведены на рис. 8.2-8.4.