Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям
Москва 2004
УДК 004.78:338.24(075.8) ББК 65.050.2с51я73 И74
Рецензенты:
кафедра экономических информационных систем и информационных технологий Московского университета статистики, экономики, информатики (зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. В.Л. Божко);
д-р экон. наук, проф. С.А. Харитонов (Финансовая академия при Правительстве РФ)
Главный редактор издательства доктор экономических наук
Н.Д. Эриашвили
Информационные технологии управления: Учеб. пособие
для вузов Под ред. проф. ГА Титоренко. - 2-е ИЗД., доп. _ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 439 с.
ISBN 5-238-00416-8
Цель учебного пособия 1-е издание -ЮНИТИ-ДАНА, 2002) - дать будущим специалистам-менеджерам теоретические знания и сформировать у них практические навыки в создании и применении информационных технологии для решения задач управления и принятия решений Рассматриваются методические основы создания информационных систем и технологии, а также процедуры проектирования и применения важнейших видов технологического обеспечения. Опыт создания информационных технологий управления экономическими объектами показывается на примерах стратегического, производственного, финансового менеджмента, управления персоналом, логистическими исследованиями в организациях, а также органов государственного и муниципального управления.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, а также для специалистов-менеджеров и руководителей организации и органов государственного и муниципального управления.
Последнее десятилетие характеризуется несколько радикальным изменением социально-экономической среды, в которой функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.
Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обусловливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальными становятся учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.
Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Исследовательский подход, лежащий в основе менеджмента, одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам, корпорациям, которые проводят инжиниринговые исследования и реинжиниринг организационных структур, тесно увязывая их с проектируемыми бизнес-процессами и добиваясь при этом реального выигрыша во времени и экономического эффекта.
Подготовка в высшей школе должна предусматривать овладение специалистом-менеджером фундаментальными знаниями теории и практики управления, а также умением активно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Широкое применение персональных компьютеров, средств коммуникаций, облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем обеспечивают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.
Учитывая актуальность и необходимость применения информационных технологий в деятельности менеджеров, дисциплина «Информационные технологии управления» включена в блоки специальных дисциплина государственных образовательных стандартов Министерства образования Российской Федерации по специальностям: 06.11.00 «Менеджмент I организации», 06.10.00 «Государственное и Муниципальное управление».
Дисциплина «Информационные технологии управления» предназначена для формирования у будущих специалистов-менеджеров теоретических знаний и практических навыков в области создания функционирования и применения информационных технологий для решения Функциональных задач управления и организации системы поддержки Принятия решений.
Предлагаемое учебное пособие посвящено методическим вопросам информатизации управления. В первой части рассматриваются информационные процессы управления организацией, методические основы создания информационных систем и технологий, информационно-технологические процедуры проектирования важнейших ВИДОВ технологического обеспечения и применения их в системах управления организацией и уделяется внимание Условиям интеграции информационных технологии и построению систем информационной безопасности накопления, хранения, Использования информации для подготовки и принятию решений.
Во второй части учебного пособия систематизируется накопленный опыт создания информационных технологий управления экономическими объектами на примере управления фирмой, рассматривается организация обработки информации в корпоративных информационно-вычислительных сетях административного управления органами федерального, регионального и Муниципального уровней.
Перед Вами, уважаемый читатель, дополненное издание учебного пособия «Информационные технологии управления».
Необходимость его подготовки продиктована постоянным повышением требований к знанию экономистами основ компьютерных систем и технологий, умению взаимодействовать со специалистами консалтинговых и специализированных фирм по производству. И продаже программных продуктов и технологий. Знание реальных возможностей и особенностей применения информационных технологий, тенденций их развития и совершенствования, умение четко и предметно формулировать свои пользовательские требования к такому сложному инструментарию, каким являются компьютерные технологии, должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности менеджера новой формации.
Второе издание учебного пособия, как и первое, включает два раздела. Первый раздел «Методические аспекты информатизации в управленческой деятельности» сохранил свою методическую направленность. Он остается основополагающим для освоения дисциплины «Информационные технологии управления» и с него рекомендуется начинать изучение предмета.
Второй раздел «Информационные технологии решения задач управления» с учетом дидактических позиций новых образовательных стандартов Министерства образования Российской Федерации применительно к названным специальностям в значительной степени изменен и дополнен. Кроме особенностей функционирования информационных технологий, используемых для управления фирмой, в государственном и муниципальном управлении, раздел содержит примеры построения и использования информационных технологий решения функциональных задач в таких аспектах управленческой деятельности, как стратегический менеджмент, управление персоналом, производственный менеджмент. По каждому из названных направлений (главы 7-13) студенты могут получить знания о сущности, содержании и практических способах решения задач управления с использованием новых информационных технологий.
Учебное пособие может быть полезно при изучении дисциплины «Информационные системы маркетинга» (специальность 06.15.00 «Маркетинг»), а также дисциплин специализаций: «Информационные системы предприятия» (специализация «Производственный менеджмент» специальности 06.11.00 «Менеджмент организации») и «Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте» (специализация «Финансовый менеджмент» специальности 06.04.00. «Финансы и кредит»).
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом под руководством и под редакцией проф. Г.А Титоренко в составе:
предисловие, гл. 1 - проф. ГА. Титоренко и доц. ИА. Коноплева;
гл. 2 (кроме п. 2.4) - проф. ГА. Титоренко и доц. Гл. Макарова;
гл. 3 - проф. ВЗФЭИ в.в. Брага и доц. Е.Г Соловьева;
гл. 4 и гл. 5 (кроме п. 5.5) - проф. ВЗФЭИ ГД. Савичев и проф.
ВЗФЭИ В.И. Суворова;
п. 2.4; 5.5 - проф. Б. Е. Одинцов;
гл. 6 - проф. ВЗФЭИ в.и Суворова;
гл. 7 и гл. 11 - проф. Л.А. Вдовенко;
гл. 8 - доц. Л.Г. Лысенко;
гл. 9 - проф. Ия. Лукасевич;
гл. 10 - доц. в.и Гусев;
гл. 12 - доц. И.А. Коноплева;
гл. 13 (кроме п. 13.4, 13.5) - проф. ГА. Титоренко;
п. 13.4, 13.5 - канд. экон. наук Е.Ф. Казакова.
Авторский коллектив выражает глубокую признательность Д-ру экон. наук, проф. ММ Maксимцoвy, д-ру экон. наук, проф. В.Л Божко, д-ру экон. наук, проф. С.А. Харитонову за конструктивные замечания, которые были учтены в процессе доработки учебного пособия.
Благодарим также Сотрудников кафедры АОЭИ ВЗФЭИ с.Е. Кулагину и Е.Л Леонову за большой труд по оформлению материалов рукописи.