Лекция № 8. Объектно-ориентированный подход к проектированию интерфейса
Проект.
Проект реализует еще один альтернативный способ управления окном, который предусматривает возможность отображения в одном окне взаимосвязанных объектов, представленных их пиктограммами. В этом смысле Проект подобен каталогу: для выбранного объекта открывается окно, которое относится к тому же уровню, что и родительское окно. В результате, каждое дочернее окно проекта может также иметь собственную кнопку входа на панели задач.
В отличие от каталога, проект обеспечивает управление из родительского окна окнами входящих в него объектов (если открыт документ, пользователь может закрыть окно каталога; при закрытии проекта – закрываются все окна проекта).
Для различных окон проекта возможен различный набор элементов управления.
По аналогии с Рабочей областью и Рабочей книгой, Проект должен иметь команды для создания новых объектов, для их пересылки в Проект и из него, а также для сохранения любых изменений объектов, входящих в проект. Окно проекта должно содержать средства для работы с самим проектом как с объектом (в т.ч. для изменения его свойств).
Разработка, управляемая данными (DCD – Data-centered Design) означает, что проектирование интерфейса поддерживает такую модель взаимодействия пользователя с системой, при которой первичными являются обрабатываемые данные, а не требуемые для этого программные средства. Другими словами, при таком подходе основное внимание пользователя концентрируется на тех данных, с которыми он работает, а не на поиске и загрузке необходимого приложения.
При использовании DCD-технологии основным программным объектом является документ, который представляет собой некоторое абстрактное устройство хранения данных, используемых для выполнения заданий пользователей и для их взаимодействия. Документ должен быть доступен как различным приложениям, используемым для его обработки, так и всем взаимодействующим пользователям.
Основная характеристика ООПИ состоит в том, что они стараются преодолеть существенный недостаток ГПИ – ориентирование на приложения.
Работа с ООПИ основана на прямом манипулировании. У этого метода есть один недостаток – пользователи не видят на экране никаких указаний на то, какие прямые действия они могут совершить с тем или иным объектом. Действия и пункты, осуществляемые с помощью клавиатуры, перечислены на панели меню и в контекстном меню. Следовательно, для работы с ООПИ пользователи должны научиться пользоваться мышью и контекстным меню.
Самым распространенным стилем взаимодействия в ООПИ является последовательность «объект-действие», большинство ГПИ использует стиль взаимодействия типа «действие-объект».
Переход к ООПИ вносит изменения в управляющие элементы. Панель меню ГПИ носит название FEVH (File, Edit, View, Help) – проблемно ориентированная панель. Смысл такой панели определяется моделью «приложение-данные». В ООПИ первый раздел меню File теряет свое значение. Здесь появляется новая структура меню – WOSH (Window, Object, Selected objects, Help).