Обмен информацией между пользователем и компьютером (точнее, его программным обеспечением) по всем формальным признакам соответствует понятию «диалог». Для того чтобы диалог был конструктивным, должны соблюдаться следующие правила:
- участники диалога должны понимать язык друг друга;
- участники диалога не должны говорить одновременно;
- очередное высказывание должно учитывать как общий контекст диалога, так и последнюю информацию, полученную от собеседника.
Если собеседники обсуждают вопросы, относящиеся к какой-либо специальной области, они должны придерживаться единой терминологии; при объяснении следует сначала пояснить основные термины и понятия.
Очень краткие ответы и слишком большие паузы могут сбить собеседника с толку, а злоупотребление специальными терминами или жаргонизмами вообще может привести к преждевременному завершению беседы.
Перечисленные выше факторы существенно влияют на структуру диалога, т.е. на форму общения.
Т.о. при проектировании диалога, необходимо определить:
- структуру диалога;
- возможный сценарий развития диалога;
- содержание управляющих сообщений и данных, которыми могут обмениваться человек и приложение (семантику сообщений);
- визуальные атрибуты отображаемой информации (синтаксис сообщений).
Рассмотренные ниже четыре варианта структуры диалога являются разновидностями структуры типа «вопрос-ответ», тем не менее, каждая из них имеет свои особенности и наиболее удобна для определенного класса задач.
Диалог типа «вопрос-ответ».
Структура диалога типа «вопрос-ответ» (Q&A) основана на аналогии с обычным интервью. Система берет на себя роль интервьюера и получает информацию от пользователя в виде ответов на вопросы. Это наиболее известная структура диалога; все диалоги, управляемые компьютером, в той или иной степени состоят из вопросов, на которые пользователь отвечает, однако в структуре Q&A этот процесс выражен явно.
В каждой точке диалога система выводит в качестве подсказки один вопрос, на который пользователь дает один ответ. В зависимости от полученного ответа система может решить, какой следующий вопрос задавать.
Структура Q&A предоставляет естественный механизм ввода как управляющих сообщений (команд), так и данных. Никаких ограничений на диапазон или тип входных данных, которые могут обрабатываться, не накладывается.
Эта структура может удовлетворить требования различных пользователей и типов данных. Такая структура особенно уместна при реализации диалога с множеством ответвлений (в тех случаях, когда на каждый вопрос предусматривается большое число ответов, каждый из которых влияет на то, какой вопрос будет задан следующим). По этой причине, структура Q&A часто используется в экспертных системах.
Данная структура имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, не гарантирует минимального объема ввода, оцениваемого по количеству нажатий клавиш; во-вторых, возможны проблемы с анализом и интерпретацией вводимых данных; в-третьих, процедура ввода ответов набором их с клавиатуры достаточно утомительна для пользователя.