Знание теории восприятия и особенностей зрения привело к созданию очень важных фундаментальных рекомендаций по использованию цвета вне зависимости от средств представления информации. Данные рекомендации применимы к использованию цвета в печатных материалах, широковещательных средствах, а также на компьютерных дисплеях.
Мерч, автор широко известных исследований в области психологических и физиологических аспектов цвета, предлагает три основные группы рекомендаций: с точки зрения физиологии, восприятия и познавательности.
1. Не применяйте одновременно высоконасыщенные и спектрально-интенсивные цвета.
2. Избегайте насыщенно-синего цвета для текстов, тонких линий и малых форм.
3. Не используйте близкие цвета, отличающиеся только количеством синего.
4. Для четкого различения цветов старшим по возрасту операторам назначайте более высокие уровни яркости.
5. Не забывайте о том, что цвета меняют свои оттенки в зависимости от цвета окружения.
6. Помните: величина заметного изменения оттенка варьируется в диапазоне спектра.
7. Старайтесь выделять края не только цветом.
8. Избегайте красного и зеленого цветов на периферии.
9. Сочетайте противоположные цвета (красный – зеленый или синий - желтый).
10. Для пользователей с дефектами зрения в различении цветов не применяйте близких цветов.
1. Не все цвета одинаково хорошо различаемы.
2. Освещенность не равна яркости.
3. Различные оттенки, по существу, имеют различные уровни насыщенности.
4. Освещенность и яркость различимы на отпечатанном документе, но не на цветном дисплее.
5. Не все цвета одинаково разборчивы и читаемы.
6. Оттенки изменяются при перемене интенсивности и цвета фона.
7. На малых поверхностях цветовые различия плохо заметны.
1. Не злоупотребляйте цветом.
2. Учитывайте, что цвета на экране и печатных копиях различаются.
3. Группируйте взаимосвязанные элементы с помощью общего фона.
4. Помните: аналогичным значениям соответствуют аналогичные цвета.
5. Не забывайте: яркость и насыщенность привлекают внимание.
6. Свяжите степень изменения цвета с важностью события.
7. Размещайте цвета в соответствии с их спектральным расположением.
8. Теплые и холодные цвета должны указывать на уровень действия.
Существуют дополнительные рекомендации по использованию цвета. Арон Маркус – известный разработчик интерфейсов и консультант в области компьютерной индустрии применяет следующие принципы использования цвета: организация, экономия, выделение, взаимодействие, символизм и коммуникация. Его «10 заповедей по использованию цвета» являются хорошим добавлением к рекомендациям Мерча:
1. Используйте от трех до семи цветов.
2. Применяйте цвета, расположенные в центре и на периферии, следующим образом: красный и зеленый – в центре визуального поля; синий – для слайдов, фона и выделения границ экрана.
3. При модификации размеров и изобразительного ряда выбирайте цвета, которые изменяются минимально от кадра к кадру.
4. Не используйте одновременно цвета высокой интенсивности и спектрально-экстремальные.
5. Применяйте соответствующее кодирование для стандартных элементов.
6. Для элементов, принадлежащих к одной группе, назначайте один и тот же цвет.
7. Выбирайте один и тот же цветовой код, для тренинга, тестирования, приложений и публикаций.
8. Для привлечения внимания пользуйтесь интенсивными и насыщенными цветами.
9. По возможности обращайтесь к избыточному кодированию форм с помощью цвета.
10. За счет добавления цвета улучшайте восприятие информации.
Цвет в интерфейсе необходимо применять осторожно и экономно, чтобы каждое дополнение было оправдано с точки зрения затрат. Дисплей может показывать огромное количество цветов одновременно, однако не увлекайтесь. Основной принцип: разработайте пользовательский интерфейс сначала в черно-белом варианте и позже, при необходимости, добавьте цвет.
В лекции использованы материалы книг
А. Гультяев, В. Машин. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса.
Тео Мандел. Дизайн Интерфейсов.
Статья Дмитрия Сатина о психологии человеко-машинного взаимодействия.