Технологическая эффективность инвестиционного проекта выражается в изменении основных показателей деятельности предприятия, хозяйства или сети железных дорог в целом в результате его реализации. Перечень показателей определяется в зависимости от вида инвестиционного проекта с учетом задействованных в рамках инвестиционного проекта хозяйств.
Подраздел содержит описание социальных эффектов, получаемых в результате реализации проекта. Основными социальными эффектами от реализации проекта являются:
Для ОАО «РЖД»:
• Улучшение условий труда работников железных дорог
• Изменение состояния здоровья работников железных дорог и населения
• Изменение числа рабочих мест на предприятиях железнодорожного транспорта
• Обеспечение социальных гарантий работникам железнодорожной отрасли
Для региона, в котором реализуется проект:
• Повышение транспортной доступности;
• Изменение числа рабочих мест в регионе;
• Экономия свободного времени населения.
Социальная эффективность проекта описывается в текстовой форме.
Данный раздел формируется только для проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального и/ или регионального бюджетов.
Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней с добавлением подоходного налога на заработную плату. Расчет налогов по проекту приводится в приложении к обосновывающим материалам.
Для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно. Данные о бюджетной эффективности проекта представляются в формате таблицы. Дисконтирование денежных потоков при расчете бюджетной эффективности производится по ставкам дисконтирования, утвержденным федеральными и региональными органами власти.
Проект считается эффективным с точки зрения бюджетной эффективности, если чистый дисконтированный доход (NPV) по проекту не отрицателен.
Экологическая эффективность определяется как снижение ущерба, наносимого окружающей среде (воздуху, воде, земле, растительному и животному миру).
Расчет показателей экологической эффективности осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте», приложение к Указанию МПС России от 31.08.1998 № 1024-у.
Сокращение штрафов и выплат за счет снижения ущерба, наносимого окружающей среде, учитываются в финансовом плане проекта и при расчете экономической эффективности.
В материалах, предоставляемых для ОАО «РЖД», должно быть четко сформулировано – какую выгоду ОАО «РЖД» извлекает из реализации проекта. При этом выгоды, названные в данном разделе, должны быть:
§ измеряемыми – необходимо стремиться к указанию конкретной суммы прибыли, дополнительно извлекаемой ОАО «РЖД» за счет проекта;
§ доказанными – все положения данного раздела должны опираться на объективные источники, подтвержденные практикой и расчетами.
Выгоды, получаемые от реализации проекта, можно условно разделить на финансово-экономические и операционные.
В качестве финансово-экономических выгод, как правило, выступает:
Для ДЗО – поставщиков услуг для нужд ОАО «РЖД»:
§ приобретение услуг по более низким ценам – снижение текущих затрат ОАО «РЖД» (за счет рыночной конкуренции между поставщиками);
§ инвестиции за счет других инвесторов – сохранение надежного источника услуг при снижении инвестиционной нагрузки;
§ участие в прибылях ДЗО и возможность дальнейшей продажи.
Для ДЗО – потребителей услуг ОАО «РЖД»:
§ дополнительные доходы ОАО «РЖД» за счет предоставления услуг (от расширения деятельности ДЗО);
§ участие в прибылях ДЗО (в том числе за счет расширения рынка сбыта) и возможность дальнейшей продажи.
Выделение услуг филиала/структурного подразделения в ДЗО иногда формально ведет не к снижению, а к росту цены, по которой эти услуги получает ОАО «РЖД», т.к. теперь в стоимости услуг будет заложена не только себестоимость, но и рентабельность ДЗО, а также расходы социального характера. Однако, правильный учет всех реальных расходов ОАО «РЖД» (с учетом инвестиционной составляющей), повышение качества продукции, рыночная обоснованность цен и участие ОАО «РЖД» в прибылях ДЗО (в том числе за счет расширения рынка сбыта), могут значительно перевешивать эти негативные моменты.
Операционные выгоды редко удается выразить в конкретных денежных суммах, поэтому в обосновании создания ДЗО они обычно играют второстепенную роль. Тем не менее, их важность нельзя недооценивать и правильное раскрытие этих выгод существенно облегчит принятие решения о создании ДЗО.
Наиболее часто встречающиеся варианты операционных выгод:
§ Снижение организационной нагрузки – выведение филиала/подразделения в самостоятельный бизнес упрощает управленческую структуру ОАО «РЖД».
§ Расширение деятельности – увеличение мобильности ДЗО и активная рыночная позиция партнера позволят дочерней компании выходить на новые рынки и расширять присутствие на старых рынках.
§ Повышение качества услуг – усиление конкуренции, новые возможности для стимулирования менеджмента и работников ДЗО и другие факторы повлияют на качество услуг ДЗО.