Тип нумерации:
• нумерация арабскими цифрами (по умолчанию);
• нумерация прописными буквами (А, В, ...);
• нумерация строчными буквами (а, b,…);
• нумерация «прописными» римскими цифрами (I, II, …);
• нумерация «строчными» римскими цифрами (i, ii, ...)
<dl>
<dt>элемент списка
1-го уровня</dt>
<dd>первый элемент списка 2-го уровня</dd>
<dt>второй элемент 2-го уровня</dt> </dl>
Teг<dl>— задает многоуровневый список
(списки определений, «глоссарии»).Конечный
тег </dl> обязателен.
При этом не предусматривается никаких визуальных выделений, кроме левого отступа
для текста «определений».
Тег<dt> —элемент списка первого уровня.
Конечный тег </dt> не обязателен.
Тег <dd>— элемент списка второго уровня.
Конечный тег </dd> не обязателен
<liskip=число>
Параметрskip —позволяет в середине нумерованного списка пропустить заданное количество пунктов нумерации
<ol type=a start=5>
Параметр start — используется для указания нового начала нумерации и ее типа. В данном примере нумерация начнется с буквы «Е» (пятая буква в латинском алфавите)и продолжается далее по алфавиту
<table>...</table>
Создание таблицы
<tr>...</tr>
Задание строки
<table align=left l right l center>
<tr align=left l right l center>
<td align=left l right l center>
Параметр align — выравнивание содержимого всей таблицы, всей отдельной ее строки или отдельной ячейки по горизонтали. Возможные значения: по левому, по правому краю» по центру
<table width=значение в пикселях или процентах>
<tr width=значение в пикселях или процентах>
<td width=значение в пикселях или процентах>
Параметр width — ширина всей таблицы, ее строки или ячейки
Параметр valign — выравнивание содержимого ячеек по вертикали строки или ячейки. Возможные значения: по середине (по умолчанию), по верху, по низу, по базовой линии
<tr height=значение в пикселях или процентах>
Параметр height — высота строки
таблицы
<table cellpadding=значение в пикселях или процентах>
Параметр cellpadding — расстояние
между содержимым ячейки и ее обрамлением
<table сеllsрасing=значение в в пикселях>
Параметр cellspacing — расстояние между ячейками таблицы
• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);
• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);
• опрос (анкетирование, беседа, интервью);
• математическое моделирование и статистический анализ.
Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.
Эксперимент – один из основных методов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.
Лабораторный эксперимент проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.
Идея проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, методы обучения в параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.
Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.
Тестирование– метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов.
Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определять психологические характеристики автора.
Опрос используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д. При анкетировании опрос проводится письменно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.
Математический метод используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.