Основными задачами динамического исследования машин и механизмов являются две задачи, сформулированные в курсе теоретической механики:
а) определение сил, действующих на звенья механизма, если задан закон движения механизма;
б) определение закона движения механизма, если заданы силы, действующие на его звенья.
Наряду с этими задачами в динамике машин и механизмов рассматриваются следующие вопросы:
определение сил трения в кинематических парах;
определение коэффициента полезного действия машин;
регулирование хода машин;
уравновешивание сил инерции звеньев машин и др.
Все силы и пары сил, действующие на звенья механизма, делятся на:
а) движущие силы;
б) силы сопротивления;
в) пассивные силы.
Движущими считаются силы и пары сил (моменты сил), работа которых положительна:
.
Движущие силы – это силы, развиваемые двигателем и стремящиеся ускорить движение механизма. Эти силы приложены, как правило, к ведущему звену механизма. Направление их совпадает с направлением скорости точек их приложения или образуют с ней острый угол (рисунок 1). Следовательно движущие силы совершают положительную работу. Работа некоторой силы это скалярное произведение силы на перемещение:
или ,
где - угол между направлением силы и направлением перемещения (). Если <90° (острый угол), то работа силы – положительная величина.
Если к материальному телу приложена пара сил (момент), то работа пары сил (момента) определяется как произведение момента на угол поворота:
.
При этом работа пары сил положительна, если направление момента сил совпадает с угловой скоростью (направлением перемещения), отрицательна – если направление момента сил не совпадает с направлением угловой скорости материального тела (звена).
Примером движущей силы является сила давления расширяющегося газа на поршень в двигателе внутреннего сгорания, движущего момента – момент на валу электродвигателя привода любой машины.
Силами сопротивления называются силы (пары сил), работа которых отрицательна:
.
Силы сопротивления стремятся замедлить движение механизма. Их направление противоположно направлениям скоростей точек их приложения или составляет с ними тупые углы (рисунок 1). Таким образом силы сопротивления совершают отрицательную работу.
Силы сопротивления делятся на:
а) силы полезного сопротивления (производственных или технологических сопротивлений);
б) силы вредного сопротивления (непроизводственных сопротивлений).
Силами полезного сопротивления называют те силы, для преодоления которых создан данный механизм.
Силы полезных сопротивлений приложены, как правило, к ведомому звену механизма и совершают работу, необходимую для выполнения требуемого технологического процесса (силы сопротивления, возникающие при резании металла в металлорежущих станках, вес груза в грузоподъемных машинах и т. п.).
Силы вредного сопротивления – это силы внутреннего трения и силы сопротивления внешней среды. Они выражают влияние среды, в которой происходит движение звеньев механизма. Сюда же относятся силы трения в кинематических парах, силы сопротивления, обусловленные жесткостью гибких связей (ремней в ременных передачах). Силы вредных сопротивлений стараются по возможности уменьшить.
Пассивные силы – это силы, работа которых равна нулю:
.
При этом угол между вектором скорости и вектором силы равен 90° (рисунок 1).
Силы веса звеньев, приложенные в их центрах тяжести, производят положительную работу, когда центры тяжести опускаются; отрицательную – когда центры тяжести звеньев поднимаются. При горизонтальном перемещении центра тяжести сила веса является пассивной силой.
Уравнение движения машины под действием заданных сил может быть представлено в двух видах:
а) в форме закона изменения кинетической энергии системы материальных тел;
б) в виде дифференциального уравнения движения машины.
Рассмотрим уравнение движения машины в форме закона изменения кинетической энергии. Уравнение движения машины выражает связь работы сил, действующих на звенья механизма, с их кинетической энергией.