Технология (греч.) – искусство, мастерство, умение, то есть процессы. Под процессом понимают определённую совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.
Одним из ценнейших ресурсов является, конечно же, информация.
Информационная технология – совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичная информация) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационный продукт). Цель информационной технологии это производство информации для её анализа человеком и принятия на её основе решения по выполнению какого-либо действия.
Информационные технологии бывают:
· Глобальная ИТ. Включает в себя модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.
· Базовая ИТ. Предназначена для определённой области применения.
· Конкретные ИТ. Реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователя.
ИТ находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепций, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.
База знаний – выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа различных ситуаций и принятия управленческих решений.
Основные направления развития ИТ:
· Активизация роли специалистов управления в подготовке и решение задач экономического управления;
· Совершенствование систем интеллектуального интерфейса конечных пользователей различных уровней;
· Объединение информационно-вычислительных ресурсов с помощью вычислительных сетей различных уровней;
· Разработка комплексных мер обеспечения защиты информации.
Инструментарий информационной технологии
Техническими средствами производства информации являются аппаратное, программное и математическое обеспечение процесса. Из этого перечня отдельно выделяют программные продукты и называют их инструментарием или программным инструментарием информационной технологии.
Инструментарий ИТ – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определённого типа ПК, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
В качестве инструментария можно использовать следующие виды программных продуктов:
· Текстовый процессор;
· Настольные издательские системы;
· Электронные календари;
· Информационные системы функционального назначения;
· Экспертные системы и т. д.
Информационная технология и информационная система
Информационная технология тесно связана с информационной системой, которая является для неё основной средой. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются ПК, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, пользователи, технические и программные средства и т. д. Основная цель информационной системы – организация, хранение и передача информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на неё информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы, наоборот – нет. Поэтому понятие «информационная технология» более ёмкое.
Обобщая вышесказанное, сформулируем более точные определения:
Информационная технология – совокупность чётко определённых целенаправленных действий персонала по переработке информации на ПК
Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
Этапы развития информационных технологий
Основной целью развития информационных технологий является удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как в профессиональной деятельности, так и в бытовой. Этапы развития информационных технологий рассматривают по следующим признакам:
· Вид задач и процессов обработки информации
o 60-70 гг. Обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационных технологий являлась автоматизация операционных рутинных действий человека
o 80-… гг. Создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
· Проблемы, стоящие на пути информатизации общества
o До конца 60-ых годов. Характеризуется проблемой обработки больших объёмов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
o До конца 70-ых годов. Связывается с распространением ЭВМ серии IBM 360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
o С начала 80-ых годов. ПК становится инструментом непрофессионального пользователя для поддержки принятия его решений. Проблемой этого этапа является максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
o С начала 90-ых. Создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы: выработка соглашений и установление стандартов, протоколов компьютерной связи; организация доступа к стратегической информации; организации защиты, безопасности информации.