o С начала 60-ых годов. Характеризуется эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров
o С середины 70-ых годов. Связан с появлением ПК. На этом этапе изменяется подход к созданию информационных систем, ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений
o С начала 90-ых годов. Связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной обработки распределённых информационных систем. На этом этапе информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных, но и помощь в управлении.
· Виды инструментария:
o До второй половины XIX века. Ручная информационная технология (инструментарий - перо, чернильница и книга). Коммуникации осуществлялись ручным способом путём переправки через почту писем, пакетов и т.д.
o С конца XIX века. Механическая технология. Инструментарий – пишущая машинка, телефон, и оснащённая более совершенными средствами доставка почты.
o 40-60 гг. XX века. Электрическая технология. Инструментарием являются большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, а также электрические пишущие машинки.
o С начала 70-ых годов. Электронная технология. Основным инструментарием являются большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно поисковые системы, оснащённые базовыми и специализированными программными комплексами
o С середины 80-ых годов по настоящее время. Компьютерная или новая технология. Основным инструментарием является ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определёнными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления
Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационных технологий и как следствие – изменение её названия, то есть «новая», «компьютерная» или «современная». Эта приставка подчёркивает новаторский, а не эволюционный характер ИТ, то есть она позволяет изменять содержание различных видов деятельности в организациях. Новая ИТ то ИТ с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая ПК и телекоммуникационные средства.
Три основных принципа новой ИТ:
· Интерактивный или диалоговый режим работы с ПК
· Интегрированность с другими программными продуктами
· Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Для эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной системой новые ИТ опираются на следующую организацию интерфейса пользователей с вычислительной системой:
· Обеспечение прав пользователя на ошибку, благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий
· Наличие широкого набора иерархических меню, системы подсказок и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК
· Наличие системы «отката», позволяющей при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким- либо причинам не удовлетворяют пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы.