русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Государственный язык


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1255; Нарушение авторских прав


Территория Российской Федерации

Состав субъектов Федерации

Российской Федерации

Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности, скатиться к унитаризму и распасться на

независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда

имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов

которых возможно только в четких правовых установлениях как в

отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и

решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) 348 Раздел V. Федеративное устройство

федерации и ее субъектов, т. е. основы их взаимоотношений между собой.

В мире нет «легких» федераций, все федеративные государства

сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то,

что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических

условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость

норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов.

Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные

Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о

компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной

власти.

 

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государства и государственные образования, которые в совокупности

составили Федерацию и являются равноправными участниками



соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда

же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов

Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было

субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое

официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установленных субъектами

норм о государственной целостности Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и суверенитета.

В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает возможности расширения со-

става субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а

во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из

названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 349

осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон

«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в

ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 декабря 2001 г. (ныне действует в редакции от 31 октября 2005 г.).

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию

и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться

государственные интересы Российской Федерации, принципы

федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся

исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ,

их социально-экономические возможности.

Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по

взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятия в качестве нового

субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или

области.

Международным договором регулируются наименование и

статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства

Российской Федерации, правопреемство в отношении членства

иностранного государства в международных организациях, его

имущественных активов и пассивов, действие законодательства

Российской Федерации на территории нового субъекта РФ,

функционирование органов государственной власти и органов

местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ. Международным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый

субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а

также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

После подписания международного договора Президент РФ

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке

соответствия Конституции РФ данного международного договора, а затем международный договор вносится в Государственную

Думу на ратификацию.

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в

Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а

также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую

системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Инициатива образования в составе Российской Федерации

нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в

составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после

проведения консультаций с Президентом РФ. В случае неодобрения вопроса об образовании нового субъекта на референдуме хотя бы одного из заинтересованных субъектов РФ инициатива об этом может быть выдвинута не ранее чем через год. Если же затрагивается статус какого-то субъекта Федерации, то следует

помнить, что его изменение возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и

тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.

В соответствии с указанными нормами 25 марта 2004 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в со-

ставе Российской Федерации нового субъекта Российской Феде рации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».

Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г.

образован новый субъект Российской Федерации — в результате

объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского

автономного округа. Федеральным конституционным законом от

14 октября 2005 г. образован новый субъект Российской Федерации — Красноярский край — в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Федеральным конституционным законом от 12 июля 2006 г. образован новый субъект

Российской Федерации — Камчатский край — в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа.

Большое число коренных малочисленных народов, населяющих территорию России, не позволяет предоставить каждому из

них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако

эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые

и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус коренных малочисленных народов закреплен в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных на-

родов Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.).

В Законе закреплены общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири

и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов этих народов, а также определены правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Действует также ряд специальных законов. Так,

Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения

лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон РФ

«О недрах» предусматривает отчисления на нужды их социально-

экономического развития при пользовании недрами в районах их

проживания. Определенные льготы введены законами о налогообложении, о приватизации государственных и муниципальных

предприятий и др. Основы законодательства Российской Федерации о культуре гарантируют поддержку в отношении сохранения

культурно-национальной стабильности малочисленных народов.

В защиту прав и интересов народов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей принят ряд актов Президента, Правительства России, законов субъектов Федерации.

 

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в

ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а

порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только

международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, т. е. поле действия федерального законодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.

В конституционном праве России есть понятия «территория

Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». От-

ношение между ними самое простое: первая включает в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы

между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть,

но также внутренние воды, территориальное море, воздушное

пространство над территориями субъектов. Внутренние воды со-

стоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное мо-

ре — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс

шириной до J2 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о

которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной

территории.

Закон РФ «О недрах» устанавливает, что недра в границах

территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные

ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы

владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр

полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии мо-

гут находиться в федеральной государственной собственности,

собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных

формах собственности.

К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключи-

тельная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в от-

ношении их свои суверенные права и юрисдикцию, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только

внутренним законом, но и международным правом.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в

себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за

пределами территориального моря Российской Федерации, на

всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно

бывает богат запасами нефти и других неживых, а также живых

ресурсов. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе

регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе

Российской Федерации» (в редакции от 4 ноября 2006 г.). Интересы субъектов Федерации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и разработку этих ресурсов.

Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и

сооружения, осуществлять рыболовство, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

(в редакции от 4 ноября 2006 г.).

Охрана территории, континентального шельфа и исключи-

тельной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность

Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), а также

рядом других нормативных актов и международных договоров с

сопредельными государствами. Этими актами закрепляется процедура разрешения территориальных споров. По специальным

соглашениям российские пограничные войска несут охрану

внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Не-

зависимых Государств.

Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в редакции от 2 декабря 2004 г.) регулируется прилежащая зона — морской пояс, который расположен за пределами территориального

моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на

расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от

которых отмеряется ширина территориального моря. Закон регулирует порядок проведения морских научных исследований.

 

На всей территории Российской Федерации государственным

языком является русский язык. Эта норма Конституции (ч. 1

ст. 68) очень важна в государстве, в котором проживают лица более 100 национальностей. И это не искусственное навязывание,

поскольку 85% населения составляют русские, а подавляющее

большинство лиц других национальностей считают русский язык

своим родным языком.

Признание русского языка государственным означает, что он

изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, судах. В то же время

Законом РФ «О языках народов Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, не владеющие русским языком, могут

использовать в государственных органах, организациях и учреждениях родной язык, а в определенных случаях (например, в су-

де) им обеспечивается соответствующий перевод.

Установление русского языка в качестве государственного не

исключает права определенных субъектов Федерации устанавливать свои государственные языки. Такое право предоставлено

(ч. 2 ст. 68 Конституции РФ) республикам. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с

государственным языком Российской Федерации.

Однако республик, входящих в Российскую Федерацию, толь-

ко 21, а народов, населяющих страну, намного больше. Их языки

признаются в России национальным достоянием государства, а

Конституция РФ закрепила за всеми народами право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Граждане России имеют право получать основное общее образование на родном языке, они вправе создавать национальные

клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, обще-

российские, республиканские и иные ассоциации. В местах компактного проживания национальных групп допускается использование их языка в местном официальном делопроизводстве.

Государственные программы предусматривают финансовые и

другие меры, направленные на сохранение и развитие языков на-

родов России.

Федеральным законом «О языках народов Российской Феде-

рации» установлено, что «в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных

языков республик строятся на графической основе кириллицы.

Иные графические основы алфавитов государственного языка

Российской Федерации и государственных языков республик мо-

гут устанавливаться федеральными законами».

Конституционный Суд РФ (постановление от 16 ноября 2004 г.),

признав эти положения Закона не противоречащими Конституции РФ, отметил, что изменение графической основы алфавита допустимо, «если только оно преследует конституционно значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим

реалиям, а также интересам многонационального народа Российской

Федерации. Решение же этого вопроса республикой в одностороннем

порядке, без учета вытекающих из Конституции РФ требований и гарантий в языковой сфере, могло бы привести не только к ослаблению федеративного единства, нарушению полномочий Российской

Федерации в языковой сфере, но и к ограничению конституционных

прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, многие из которых созданы на основе

исторически сложившейся письменности».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовой статус | Таможенная, денежная и налоговая системы


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.