ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В РФ сформулированы и продолжают формулироваться правовые механизмы, способствующие созданию целостной системы ограничения на доступ к информации. В нашей стране законодательством охраняется значительное количество видов тайн, основным из которых является государственная тайна.
Основные понятия:
· государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;
· носители сведений,составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов сигналов, технических решений и процессов;
· система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
· допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;
· доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
· гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
· средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
· перечень сведений,составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
· специальные объекты – пункты управления государством и Вооруженными силами РФ, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в военное время;
· военные объекты – боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;
· режимные объекты – военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;
· инфраструктура экономики РФ – отрасли экономики РФ, используемые в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
· о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», их боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;
· планах строительства Вооруженных сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
· разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалах, используемых в ядерных боеприпасах, технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
· тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
· дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
· дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
· о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также размещении, фактических размерах и использовании государственных материальных резервов;
· использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
· силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;
· объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;
· достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
· объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому правительством РФ);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
· о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
· финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
· о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
· лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
· организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
· системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, информационно-аналитических системах специального назначения;
· методах и средствах защиты секретной информации;
· организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;
· защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
· расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;
· подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
· о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
· состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
· привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
· фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
· размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
· состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
· фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
К органам защиты государственной тайны относятся:
1) межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
2) органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ и их органы на местах;
3) органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым президентом РФ.
Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ.
При этом Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты информации некриптографическими методами, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Она организует деятельность государственной системы защиты информации от технических разведок на территории РФ и от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования. Она проводит единую государственную научно-техническую политику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ.
Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. При этом в целях повышения защищенности информационно-телекоммуникационных систем органов государственной власти, кредитно-финансовых структур президент РФ Указом от 3 апреля 1995 г. № 334 запретил использование государственными организациями и предприятиями шифровальных средств: криптографических средств обеспечения подлинности информации, в том числе электронной подписи, и защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, не имеющих сертификата ФСБ. Запрещено также размещать государственные заказы на предприятиях и в организациях, использующих указанные технические и шифровальные средства, не имеющие сертификата ФСБ. Этим же указом запрещена деятельность юридических и физических лиц, связанная с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией шифровальных средств, а также защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, предоставлением услуг в области шифрования информации без лицензий выданных ФСБ.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют президент РФ, правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.
Органы государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, аппаратах палат Федерального собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.
Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.