Защита компьютерных систем подразделяется на: законодательные (правовые), административные (организационные), процедурные и программно-технические.
К законодательным мерам защиты относятся действующие в стране нормативно-правовые акты, регламентирующие правила обращения с информацией, закрепляющие права и обязанности участников информационных отношений в процессе ее обработки и использования, а также устанавливающие ответственность за нарушения этих правил. Важное значение имеют стандарты «Оранжевая книга», рекомендации X.800 и «Общие критерии оценки безопасности информационных технологий» (Common Criteria for IT Security Evaluation).
Осенью 2006 года в России был принят национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 «Информационная технология — Практические правила управления информационной безопасностью», соответствующий международному стандарту ИСО 17799. Стандарт представляет собой перечень мер, необходимых для обеспечения информационной безопасности организации, включая действия по созданию и внедрению системы управления информационной безопасности, которая строится таким же образом и на тех же принципах, что и система менеджмента качества, и совместима с ней.
Административные меры защиты – меры организационного характера, регламентирующие процессы функционирования АИС, деятельность персонала, а также порядок взаимодействия пользователей с системой таким образом, чтобы в наибольшей степени затруднить или исключить возможность реализации угроз безопасности. Они включают:
1. Подбор и подготовку персонала системы.
2. Организацию охраны и пропускного режима.
3. Организацию учета, хранения, использования и уничтожения документов и носителей с информацией.
4. Распределение реквизитов разграничения доступа (паролей, ключей шифрования и т.д.).
В составе административных мер защиты важную роль играет формирование программы работ в области информационной безопасности и обеспечение ее выполнения (для этого необходимо выделять необходимые ресурсы и контролировать состояние дел). Основой программы является политика безопасности организации – совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Разработка политики безопасности включает определение следующих основных моментов:
1) какие данные и насколько серьезно необходимо защищать;
2) кто и какой ущерб может нанести организации в информационном аспекте;
3) основные риски и способы их уменьшения до приемлемой величины.
Политику безопасности условно делят на три уровня: верхний, средний и нижний.
К верхнему уровню относятся решения, затрагивающие организацию в целом (как правило, носят общий характер и исходят от руководства). Например, цели организации в области информационной безопасности, программа работ в области информационной безопасности (с назначением ответственных за ее реализацию).
К среднему уровню относятся вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных систем, эксплуатируемых организацией (например, использование на работе персональных ноутбуков, установка непроверенного программного обеспечения, работа с Интернетом и т.д.).
Политика безопасности нижнего уровня касается конкретных сервисов и должна быть наиболее детальной. Часто правила достижения целей политики безопасности нижнего уровня заложены в эти сервисы на уровне реализации.
Меры процедурного уровня – отдельные мероприятия, выполняемые на протяжении всего жизненного цикла АИС. Они ориентированы на людей (а не на технические средства) и подразделяются на:
1) управление персоналом;
2) физическая защита;
3) поддержание работоспособности;
4) реагирование на нарушения режима безопасности;
5) планирование восстановительных работ.
Программно-технические меры защиты основаны на использовании специальных аппаратных средств и программного обеспечения, входящих в состав АИС и выполняющих функции защиты: шифрование, аутентификацию, разграничение доступа к ресурсам, регистрацию событий, поиск и удаление вирусов и т.д.