ü Перемещающиеся части сборочной единицы изображают в крайних или промежуточных положениях.
ü На сборочном чертеже условно изображают: а) клапаны вентилей, насосов, двигателей, диски (клинья) задвижек – в положении «закрыто» для перемещения движущейся среды; б) пробки пробковых кранов – в положении «открыто»; в) домкраты в положении начала подъема груза;
ü Сварные, паяные, клееные и другие изделия из однородного материала в сборке с другими изделиями в разрезах и сечениях штрихуют как монолитный предмет (в одну сторону) с изображением границ между частями такого изделия сплошными основными линиями (pис.9).
ü На изображениях сборочной единицы допускается не показывать:
Рисунок 9.УСЛОВHОСТИ И УПРОЩЕHИЯ НА СБОРОЧHЫХ ЧЕРТЕЖАХ.
а) мелкие конструктивные элементы на поверхностях деталей: фаски, кольцевые проточки для выхода режущего инструмента, накатки и т.п. (pис.9); б) крышки, щитки, маховики и другие детали, если необходимо показать на чертеже закрытые или составные части сборочной единицы. В таких случаях над изображениями деталей делают надпись,
например: «Крышка поз. 3 не показана», «Маховик поз. 12 снят» и другие.
v В разрезах, согласно правилам ГОСТ 2.305 – 68:
а) болты, винты, шпильки, шпонки, заклепки, не пустотелые валы, шпиндели, шатуны, рукоятки и т.п. пpи продольном разрезе показываются неразмеченными (pис.9); б) спицы маховиков, шкивов, зубчатых колес, тонкие стенки типа рёбер жесткости и т.п. показываются незаштрихованными, если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны такого элемента.
13.ДЕТАЛИРОВАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ.
13.1. Чтение чертежа «клапан напорный». 13.2. Последовательность выполнения чертежа корпуса.
13.1 ЧТЕHИЕ ЧЕРТЕЖА «КЛАПАH HАПОРHЫЙ»
Прочитать сборочный чертеж – это значит понять назначение сборочной единицы, ее устройство, принцип работы, способы соединения и взаимодействия составных частей.
Порядок чтения сборочного чертежа:
v При чтении сборочных чертежей по основной надписи, спецификации и
чертежу определяют:
ü наименование изделий и его составных частей,
ü какие виды, разрезы и сечения даны на чертеже,
ü назначение, устройство и принцип действия изображенного изделия,
ü взаимное расположение и размеры деталей,
ü способы соединения составных частей, порядок сборки и разборки,
ü по номерам позиций, имеющимся на чертеже и в спецификации, отыскивают на чертеже изображение каждой детали, выявляя их по форме,
Пример чтения сборочного чертежа:
v Клапан напорный применяется для создания необходимых давлений масла в гидравлических системах металлорежущих станков (pис.10)
Рисунок 10.Чтение сборочного чертежа.
v Клапан состоит из корпуса 1, двух крышек 3 и 8, золотника 2, пружины 11, регулировочного винта 4, колпачка 7 и фиксирующей гайки 5 (pис.10,11).
v Под давлением пружины 11 золотник 2 закрывает проход масла из полости высокого давления (в нижней части корпуса), сообщающейся с трубопроводом гидросистемы, в полость (расположенную в средней части корпуса), сообщающуюся с трубопроводом сливного резервуара. Для создания сопротивления проникновению масла из одной полости в другую на поверхности золотника 2 обработаны кольцевые канавки. Регулирование давления производится винтом 4. Для предупреждения просачивания масла через резьбовое соединение винта 4 предусмотрены медные шайбы 6. Крышки 3 и 8 могут устанавливаться в различное положение относительно корпуса 1 и прикреплены к нему винтами 9.
Рисунок 11.Спецификация.
v Рассмотрим чертёж напорного клапана (pис.10), который содержит три основных изображения: фронтальный разрез на месте главного вида, соединение половины вида сверху с половиной горизонтального разреза и соединение части вида слева с двумя местными разрезами: один - для показа глубины завинчивания винтов 9, другой - для выявления взаимосвязи каналов с полостью крышки 8. Форма выточек на поверхности золотника 2 пояснена на выносном элементе 1.
v Ознакомившись со сборочным чертежом, спецификацией (pис.11), и описанием работы клапана, приступают к изучению формы деталей. Изучим, например, форму корпуса 1. Чтобы представить форму корпуса 1, находим его на всех изображениях и зрительно обходим по внешнему и внутреннему контурам, выясняя пpи этом форму корпуса и его элементы.