русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Понятия системного архетипа


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 5741; Нарушение авторских прав


Взаимовлияние системы и личности

Тема 5. Модели поведения человека и обществ

Любая экономическая система создается для реализации интересов различных заинтересованных сторон и выступает интегратором социально-экономических интересов индивидов и общества.

Личность – это сознательный и активный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным

видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

С одной стороны, личность является структурным элементом системы (социальной, экономической, политической, идеологической и др.)

и обладает свойствами этих систем. С другой стороны личность проявляется как субъект, формирующий свойства этих систем.

Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

 

Архетип (греч. arche -начало и typos -образ; первообраз, проформа) -первообраз, оригинал.

Архетип – формализованная и многократно используемая модель некоторого понятия предметной области.

Архетипы предлагают структуру и основу, на которой модель может быть разработана и изготовлена.

Архетипов в системном экономическом анализе достаточно мало. Их строение имеет общий характер.



Направления применения архетипов

 диагностический;

 в перспективе.

Диагностический подход помогает менеджерам изучить модели поведения, которые уже присутствуют в их организации (системе).

Эффективный инструмент для ответа на вопрос, «Почему возникают одни и те же проблемы?»

В перспективе помогают определить что можно сделать для улучшения состояния организации (системы); помогают подготовить менеджеров, к тем или иным изменениям.

Архетип 1. Уравновешивание с задержкой

Человек, группа или организация, продвигаясь к цели, изменяют поведение в ответ на запаздывающие сигналы обратной связи. Если они их не учитывают, то начинают использовать более сильные корректирующие действия, чем требуется, либо (порой) вообще отказываются от корректировок.

Архетип 2. Пределы роста:

- рост не может неограниченно продолжаться с усиливающейся динамикой,

- всегда существует предел, который со временем даст знать о себе.

Поведение во времени:

- приложение усилий даёт результат лишь на начальных стадиях;

- с достижением пределов «двигатель» роста начинает терять обороты;

- в конце темп роста меняет своё направление.

____производительность

-------усилия

Рис. 5. Пример предела роста

Для возврата утраченной доли рынка компания America On Line

проводит агрессивную маркетинговую политику. Кампания оказалась настолько успешной, что спрос превзошёл технические возможности компании в результате были потеряны не только потенциальные клиенты, но и постоянные абоненты.

Выводы по архетипу «пределы роста»:

Своевременное выявление пределов роста позволяет менеджерам разрабатывать стратегию поведения в долгосрочном периоде, позволяющую расширить их или отодвигать момент их достижения.

Архетип 3. Подмена проблемы Возникнувшая проблема может быть решена симптоматическим методом, что смягчает её и в некоторой степени уменьшает необходимость проведения долгосрочной политики.

Описание архетипа «Подмена проблемы» иллюстрирует некое «противоборство», склонность к проектированию симптоматических методов решений видимых проблем, воздействие в долгосрочном периоде таких решений на возможности реализации основных решений.

Поведение во времени:

Своевременное вмешательство менеджера в процесс решение проблемы определяет некоторые периоды улучшения;

Основные проблемы сохраняются, но возможно и повторное появление симптомов, что неизменно случается

______Проблемные симптомы

--------- Основные решения

.……… Симптоматические решения

Пример архетипа «Подмена проблемы».

Долгосрочная цель - построение заповедника для сохранения вымирающих видов животных Симптоматическое решение – построение зоопарка Побочный эффект – сокращение финансирования

Выводы

- Необходимо использовать симптоматические решения только для того, чтобы выиграть время, пока ведутся работы над реализацией основных планов;

- Сочетать симптоматические решения с долгосрочной стратегией компании.

Архетип 4. Размывание целей

Вариант структуры с подменой проблемы, в которой использование симптоматических решений сопровождается размыванием стратегически важных критериев.

Поведение во времени:

Корректирующие действия улучшают некоторые аспекты деятельности компании, но при этом не влияют на стратегические цели компании.

В результате этого разрыв между целями и реальной ситуацией остаётся практически неизменным.

Пример архетипа «Размывание целей»

Компания теряет свою долю рынка, т.к. игнорирует проблему задержки поставок, и занимается только разработкой своих «гениальных продуктов».

Когда случаются перегрузки, компания удлиняет плановые сроки.

Выводы:

- Нужно сохранять верность выбранным целям и критериям;

- Использовать бенчмаркинг (процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного ункционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление).

Архетип 5. Эскалация (расширение)

Два человека или две организации считают, что их благополучие зависит от относительных преимуществ над другим человеком или другой организацией. Когда одна сторона выходит вперед, вторая чувствует угрозу и умножает усилия для восстановления преимущества, что создает угрозу для первой стороны и вынуждает ее действовать с большей агрессивностью, и т.д.

Поведение во времени

Действия одной стороны увеличиваются со временем. Пропорционально им подтягиваются действия второй стороны.

Пример. Компания разработала конструкцию детской коляски, куда можно одновременно усаживать трех малышей. При этом коляска была легкой и удобной для путешествий, так что она мгновенно приобрела популярность у семей с тройнями. Почти одновременно схожую модель выпустил на рынок и конкурент. Через несколько лет первая компания, желая расширить свою долю рынка, снизила цену на 20%. Вторая почувствовала сокращение сбыта и ответила аналогичным сокращением цен. Первая

компания еще больше снизила цену. Второй пришлось сделать то же самое, хотя это и вело к сокращению прибыли. Через несколько лет обе компании все еще вели эту бессмысленную гонку, а производство колясок для тройняшек оказалось под угрозой.

Выводы: Нужно найти путь, позволяющий обеим сторонам “победить” или достичь своих целей. Во многих случаях односторонние “мирные” действия могут разорвать порочный круг, поскольку при этом другая сторона избавляется от ощущения растущей угрозы.

Архетип 6. Деньги к деньгам

Пусть руководитель решает выделять больше ресурсов A, чем B. Причем разница отнимется от B. Дополнительные ресурсы A увеличивают его успех, что, в дальнейшем, опять вызовет перераспределение ресурсов в сторону A. Ресурсы B все еще дают ему успех, но он уже много меньше успеха A.

Поведение во времени:

«Успех успешному» поощряет победителя с целью его последующей победы; также он может штрафовать проигравших. В результате разрыв между ними быстро растет.

Выводы: Как можно решить проблему?

1. Найти ресурсы, которые распределяются неэффективно и перераспределить их.

2. Разделить две конкурирующие структуры, так чтобы они не зависели от общих ресурсов.

Прежде чем принимать решение надо собрать информацию, иначе есть шанс ошибиться. Возможно, разрыв появился неслучайно.

Архетип 7. Трагедия общих ресурсов

Трагедия общих ресурсов – описание.

Деятельность A, напрямую связанная с доступностью ресурса, повышает результат A. Результат A стимулирует увеличивать деятельность. Такая же последовательность и для B. Деятельность A и B в сумме отнимает какое-то количество ограниченного ресурса. Общая активность растет до истощения ресурса.

Поведение во времени

Когда каждое подразделение увеличивает спрос на общий ресурс, есть вероятность «Трагедии общего ресурса». Со временем спрос подразделений перестанет удовлетворяться, тем не менее, продолжая расти. Это продолжится до разрушения общего ресурса.

Выводы:

Существуют две основные стратегии, проводимые в такой ситуации, причем первая сильно эффективнее:

Связать результаты подразделения с лимитом ресурса, для создания дополнительных ресурсов.

Добавить еще один ресурс, который будет отслеживать использование ресурсов A и B.

Архетип 8. Неработающее решение

Решение, эффективное в краткосрочной перспективе, в долгосрочном плане вызывает непредвиденные последствия, которые требуют наращивать «дозу» того же самого решения.

Поведение во времени. Решения приводят к снижению проявления проблемы, но не решают саму проблему. В результате наличие проблемы растет вместе с неожиданными последствиями.

Пример.

Проблема: недостаточная производительность труда. Принимаемое решение: набор новых сотрудников. Последствия: рост производительности, спроса, прибыли в краткосрочном периоде. Большая текучка кадров, уход ведущих специалистов, падение производительности и спроса в долгосрочном периоде. «Петля» замыкается, выйти все труднее.

Выводы:

- Необходимо уделить больше внимания долговременным перспективам.

Симптоматические меры – только средство выиграть время.

- В случае, если необходимо принять решение для краткосрочного периода, рассмотреть все варианты развития событий, чтобы свести риски к минимуму.

- Стоит проверить, какие побочные эффекты могут возникнуть.

Архетип 9. Рост и недоинвестирование

Поведение во времени: на этапе начальных инвестиций компания растет, но сталкиваясь с недоинвестированием не может поддерживать достаточный объем продукции и качество. В результате качество падает и рост прекращается.

Пример: компании People Express Airlines не хватало производственных мощностей для удовлетворения спроса. Принимаемое решение: ускоренный рост. Последствия: снижение качества обслуживания, падение трудовой этики, обострение ценовой политики.

Выводы: Ограничения роста можно снять или отодвинуть на будущее при достаточных вложениях в дополнительные «мощности». Но вкладывать деньги нужно быстро и решительно, либо эти вложения так и не будут сделаны.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Игровые модели | Поведение систем на всех этапах жизненного цикла


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.