Книжная интернет-торговля в России в начале своего становления в основном опиралась на опыт зарубежных интернет-магазинов, которые появились на несколько лет раньше и органично вписались в систему розничной книжной торговли. Среди наиболее известных интернет-магазинов можно выделить американские Amazon.com, Barnsandnoble.com, европейский BertelsmannOnLine, Adlibris, Ibs,it, Fnac.com, китайский Joyo.com и др. Флагманом зарубежной книжной интернет-торговли является Amazon.com, созданный в 1994 году.
Подтверждением постоянного развития интернет-торговли является и то, что эти магазины продают все больше и больше новинок, бестселлеров, «раскрученных» произведений. Покупки в сети, в отличие от того, что было несколько лет назад, становятся все более спонтанными. В то же время наблюдается и другая, совершенно противоположная тенденция: через Интернет все больше заказывается редких книг, тех, которые сложно достать в традиционных магазинах. Это относится как к изданием из издательских фондов, так и к специальной литературе.
Виртуальная торговля книжной продукцией в России спала развиваться во второй половине 1990-х гг. Первый полноценный книжный интернет-магазин в России появился в конце августа 1996 г. Санкт-петербургское издательство «Символ-Плюс», специализировавшееся на выпуске компьютерной литературы, открыло сайт www.simbol.ru, где можно было получить информацию обо всех новинках с возможностью их заказа. Позднее адрес изменился на более «говорящий» Books.ru, а вместе с ним и название интернет-магазина - «Books.ru - Книги России». Все эти годы магазин успешно развивался и сегодня уверенно занимает третье место по популярности среди ведущих российских книжных интернет-магазинов, правда, заметно уступая лидерам.
Одной из важнейших вех в истории развития российской книжной интернет-торговли стал апрель 1998 г., когда был открыт Интернет-магазин «Озон» (Ozon.ru), на сегодняшний день крупнейший в нашей стране. По замыслу создателей он должен был стать российским эквивалентом Amazon.com, то есть магазином, который не только предлагает купить книгу или видеофильм, но и представляет собой онлайновую энциклопедию, содержащую информацию о книгах, фильмах, писателях, фестивалях и т.д. На сегодня «Озон» - один из немногих книжных интернет-магазинов в России, приносящих прибыль.
Главный конкурент «Озона», интернет-магазин «Болеро» (Bolero.ru) был запущен в июле 1999 года.
Подводя итоги 2004 г., НАУЭТ сообщила, что в текущем году оборот рынка электронной коммерции в области продаж книг и музыкальных компакт-дисков составил 26,5 млн дол. Подобный рост объемов электронной коммерции потребовал законодательного урегулирования данной отрасли. В ноябре 2004 г. Госдума одобрила во втором чтении поправки к закону «О защите прав потребителей», согласно которому потребительские права интернет-покупателей защищаются вводимой в закон статьей «дистанционный способ продажи товара».
По данным маркетингового агентства Step by step до 12% книжной розницы в нашей стране приходится сегодня на интернет-магазины, и, учитывая темпы роста российского рынка электронной торговли, эта цифра не выглядит завышенной, зато напрямую свидетельствует о большом интересе потребителей к поиску и приобретению книжной продукции через Интернет.
Вместе с тем российская действительность вынуждает интернет-магазины учитывать ряд специфических факторов, не характерных, например, для западных электронных магазинов. Среди них низкая платежеспособность населения, несовершенство компьютерной техники, отсутствие законодательства, регулирующего область электронной торговли, общее недоверие потребителей к нетрадиционным формам торговли и т.д.
Однако несмотря на эти отличия крупнейшие российские книжные интернет-магазины активно перенимают у зарубежных магазинов и, прежде всего, у Amazon.com, такие черты как:
1) постоянное увеличение ассортимента, в том числе и за счет добавления новых категорий товаров;
2) географическое расширение - усиление присутствия в максимально большом количестве стран и регионов;
3) разнообразие форм взаимодействия с покупателями в области оплаты и доставки товара;
4) индивидуальный подход к каждому посетителю, наличие «обратной связи», личного профиля клиента;
5)создание определенной репутации, проведение рекламных акций, участие в общественной жизни страны.
Среди многообразия представленных в русскоязычном Интернете форм электронной торговли книгами можно выделить два основных типа книжных интернет-магазинов:
1) самостоятельные книжные интернет-магазины;
2) профильные книжные интернет-магазины, которые в свою очередь можно разделить на интернет-магазины при издательствах и интернет-магазины при оптовых или розничных книготорговых фирмах.
Самостоятельные книжные интернет-магазины -это сайты, которые не входят в состав издательских или книготорговых предприятий; розничная торговля через Интернет для них является основным видом деятельности и дает наибольшую долю прибыли. Обычно они не имеют других торговых площадей, кроме виртуальных. В России в настоящее время действует несколько десятков стабильно работающих самостоятельных книжных Интернет-магазинов.
Профильные книжные интернет-магазины являются частью более крупных предприятий – издательств или книготорговых фирм, для которых розничная торговля через Интернет является лишь одним из нескольких каналов реализации продукции.
Очень распространенная группа магазинов – интернет-магазины при издательствах. Точное их количество установить сложно. Многие издательства открывают собственную web-страницу в Интернете, хотя далеко не все используют ее потенциал на 100%. Ассортимент таких магазинов обычно составляет продукция данного издательства. Количество названий обычно не превышает нескольких сотен. Одним из преимуществ в данном случае является связь магазина с издательским процессом. Клиент может узнать информацию об интересующем его издании еще до сдачи книги в типографию, заранее сделать заказ и получить свою книгу сразу по выходу тиража в свет.
Интернет-магазины при книготорговых фирмах – вторая группа профильных интернет-магазинов. Она встречается гораздо реже первой, так как оптовые магазины предпочитают иметь дело с самостоятельными интернет-магазинами, довольствуясь ролью поставщика, а розничные книжные магазины уделяют больше внимания оффлайновой торговле. За рубежом такие интернет-магазины более распространены. Такой интернет-магазин также представляет собой часть корпоративного сайта, отведенную для работы с розничными покупателями.
Несмотря на бурное развитие Интернета в нашей стране темпы роста российской электронной торговли заметно уступают западным. Если товарооборот отечественных интернет-магазинов составляет менее 1% от общего розничного товарооборота России, то, например, в США эта цифра равна 14-15%. В Европе и Америке книжные интернет-магазины не только вполне определившаяся самостоятельная форма торговли, но и самая динамично развивающаяся во всей книжной отрасли.
Тем не менее в последние годы в нашей стране все больше книжных интернет-магазинов выходит на уровень самоокупаемости, начинает приносить прибыль. Интернет-магазины, проникая на книжный рынок, проводят активную маркетинговую политику, используя как традиционные для отрасли средства, так и возможности, предоставляемые им виртуальным пространством. А торговля в регионах открывает для них перспективы, недоступные обычным фирмам оптово-розничной книжной торговли.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое дистанционная торговля? Когда она появилась в России?
2) Какой книжный интернет-магазин сегодня является лидером продаж в мире? В России?
3) Когда в России появился первый книжный интернет-магазин?
4) Какова структура стандартного книжного интернет-магазина?
5) Какие особенности в работе книжного интернет-магазина вы можете назвать (по сравнению с традиционными магазинами)?
6) Что такое «личный профиль» клиента?
7) В чем специфика российской книжной интернет-торговли?
9) Какие интернет-магазины наиболее распространены в России – самостоятельные или профильные?
10) Какой процент розничного товарооборота в России приходится на виртуальную торговлю?
11) Какой процент книжной розничной торговли в России приходится на интернет-магазины?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
МУДРОВ А.Н. Основы рекламы. – М. : Экономистъ, 2005.
ФЭЙ М.Д. Реклама, маркетинг и дизайн в Интернете/Пер. с англ. – М.: Ченнел Трейдинг Лимитед, 2004
ФОЕФАНОВ О.А. Реклама: новые технологии в России: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2004
БЭЙВЕРСТОК Э. Книжный маркетинг /Пер. с англ. – СПб. и др.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999
ЧУМИКОВ А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пос. – М.: Дело, 2002
БЛЭК С. Паблик рилейшнз. Что это такое? /Пер. с англ. – М.: Новости, 1999
Дополнительная литература:
Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистяков И.М. Экономика и организация издательского дела: Краткий курс, - М. 2008 (Эл. учебник: www.hi-edu.ru)
ОГИЛВИ Д. Огилви о рекламе. – М. ЭСМО, 2003
РОМАНЫЧЕВА Э.Т. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство/ Э.Т. Романычева, О.Г. Яцюк. – М.: ЛАЙТ Лтд, 2005
РОМАТ Е.В. Реклама: Учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Киев, Харьков, 2006
УЭЛЛС У. Реклама: теория и практика / У.Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти /Пер. М. Артюх и др. – 2-е изд., доп. – СПб и др.: Питер Паблишинг, 2007 (Теория и практика менеджмента)
ЗАВЬЯЛОВ П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособ. – М., 2006 (Высшее образование)
КОТЛЕР Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль / Пер. с англ. – Спб. и др.: Питер Ком, 2005. – (Теория и практика менеджмента)