русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Информация и коммуникация.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2097; Нарушение авторских прав


Лекция № 8

 

В прошлых лекциях мы рассматривали понятие информации как базовое метанаучное понятие и категорию информационной психологии, используемую наряду с категориями материи, энергии. Перейдя к рассмотрению понятию информационных процессов, мы использовали такие понятие.как продуцирование, передача, хранение, защита информации. Отсюда главные свойства информационных процессов:

-запоминаемость;

- передаваемость

- преобразуемость

- воспроизводимость

- стираемость

- безопасность.

С современных позиций информация понимается и как особый вид ресурса. Ресурс традиционно трактуется как запас материальных, энергетических, структурных или других характеристик объекта (гидроэнергия рек, лесные запасы, системные свойства). В отличие от этих ресурсов (материальных, энергетических) информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают иные методы воспроизведения, обновления, чем материальные ресурсы.

Тем не менее, полноценной теории информации еще не существует несмотря на многочисленные усилия ученых. Но с момента появления кибернетики И. рассматривается применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим.

Высшая форма И. – знания. Знание – категория адисциплинарная или метадисциплнарная, в информатике широко использующаяся в направлении исследований, ставящих целью создание искусственного интеллекта, при создании автоматизированных экспертных систем (там произошел переход от создания базы данных к созданию базы знаний), педагогики, психологии.

В философии познания и кибернетике знание – это один из функциональных аспектов управления. Чтобы управлять, надо знать управляемую систему, знать ее язык, посылать сигналы на доступном и понятном ей языке, т.е. вступать с ней в коммуникацию. Процесс передачи информации – это коммуникациия, в ней есть технический и гуманитарный аспекты, межчеловеческая коммуникация часто именуют общением.



Для нас (психологов) особенно важен процесс передачи информации в самоорганизующихся системах. Самоорганизующаяся система – система, способная поддерживать свою качественную определенность, целенаправленное функционирование и саморазвитие, совершенствование в плане видоизменения своих программ и способов функционирования. Самоорганизующиеся системы возникли исторически, знаменуя новый

этап становления жизни. Все они обладают генетическим единством и в совокупности образуют колоссальную самоорганизующуюся суперсистему из биологических и социальных объектов.

Ученые, прежде всего философы, психологи, социологи, не устают подчеркивать, что коммуникация, как обмен информацией (передача И) является необходимой и неотъемлемой частью существования человека в целом, удовлетворения его духовных и материальных потребностей. К. является важнейшей частью таких сфер жизнедеятельности, как экономика, наука, искусство, политика, приватная сфера. Совсем недавно умерший крупнейший антрополог и философ (отец структурной антропологии) Клод Леви-Стросс писал, что культура немыслима без коммуникации. Что касается точки зрения современных психологов, назовем на выбор, А.В. Петровский пишет, что человек становится личностью в процессе общения, вхождения в общество, с которым он непрерывно контактирует. В процессе обмена информацией каждый человек познает окружающий его социальный, природный и предметный мир, развивает и углубляет свои отношения с ним, познавательные, этические и эстетические. Вспомним концепцию М.Мамардашвили о сознании как трансперсональном явлении, существующем в условном (коммуникативном) пространстве, где обсуждались различные, в том числе и бихевиоральный и близкий к нему деятельностный подход к проблеме «психика и мозг».

В общении раскрывается внутренний мир одного человека для другого.

Даже процесс самопознания – также диалогический, коммуникативный, информационный процесс, приводящий не только к углублению понимания наличествующих черт, но к развитию, к самореализации личности. Человек, лишенный с младенчества общения с социумом не становится полноценной личностью. И, наконец, духовное богатство человека зависит от многообразия межличностных взаимоотношений и коммуникативной культуры общающихся.

Что же такое коммуникация как явление и какие существуют основные теории коммуникации? В словаре коммуникация (от лат. Сommunicatio -сообщение, передача) – это передача информации от одной системы к другой посредством материальных носителей – сигналов. Коммуникация между людьми происходит как обмен сообщениями, в которых отображены идеи, знания, мысли, мнения, оценки, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. К. обеспечивает существования социума, т.к. делает возможными накопление и передачу социального опыта, разделение труда, организацию совместной деятельности, управление, усвоение культуры. Коммуникация многопланова, специфична в разных сторонах жизнедеятельности, она имеет разные формы, структуры содержания и сходства.

Еще Аристотель описал структуру основные составляющие (в его Риторике) - это отправитель сообщения – сообщение – получатель (адресат) сообщения. Но на самом деле полное описание коммуникации включает и докоммуникативную фазу. Например, подготовка к К. означает обдумывание мысли, побуждение ее высказать, интенцию. В теории речевой коммуникации интенция – побуждение – это подготовка к К.

В технических науках, прежде всего в теории связи, разработана техническая модель коммуникации, потом перешедшая в гуманитарные науки. Ее основные компоненты: субъекты К. (коммуникатор – реципиент), средства К. (код коммуникации в знаковой форме, канал К., предмет К. или тема и отображение его в сообщение. Лингвистика и психология добавили в эту модель эффекты К. – т.е. выраженные или в поведении или изменении внутреннего состояния или отношения или ментальные эффекты.

Итак, базовая модель коммуникации коммуникатор, реципиент, канал связи, сообщение, код.В это модели подчеркивается важность приема хранения и преобразования сообщения и несомой им информации человеком, роль памяти человека – как хранителя информации.

Сообщение в технике рассматривается как сигнал, в котором есть два аспекта – материальный носитель, позволяющий передавать информацию по каналу связи, и информационное содержание. С точки зрения научной передача содержания или информации невозможна на нематериальной основе, хотя в оккультных науках (телепатия), иногда в религии это явление признается и эта проблема обсуждается.

 

Технические модели коммуникации созданы в конце 40-х годов американскими учеными Клодом Шенноном и Уорленом Вейвером.

 

Канал связи (среда) Источник информации à сообщение à передатчик - сигнал à приемник à получатель И.

По сути, такая модель К. это модель телефонной связи. В ней присутствут:

- источник информации;

- сообщение;

- передатчик, преобразующий сообщение в сигнал, для его передачи по каналу связи (среда);

- приемник (декодирующее устройство, преобразующее сигнал в сообщение);

- получатель (адресат, реципиент).

Эта схема предусматривала относительно простые и малочисленные проблемы. "Вопросы, которые необходимо разрешить в системе коммуникации, - отмечал Вейвер, - связаны с объемом информации, мощностью коммуникационного канала, процессом кодирования, используемым для преобразования сообщения в сигнал, и воздействием помех" (Weaver Warren. The Mathematics of Communication // Communication and Culture: Reading in the Codes of Human Interaction Ed. by Alfred G.Smith. -N.Y., 1966.- P. 17).
Есть и более психологизированные модели коммуникации. такова модель Ласуэлла, известная как линейная (классическая) модель коммуникации

Г. Лассуэла (1948), задающую определенный формат описания коммуника-ции: «Кто и что говорит, по какому каналу, кому и с какими эффектами?» (Who says what to whom in which channel with what effect?)

Данная модель включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор; что? (передаётся) – сообщение; как? (осуществляется передача) – канал; кому? (направлено сообщение) – аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) – результат.

Эта схема даже сегодня широко используемой в изучении коммуникации в СМИ является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит компоненты между собой, а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в её русле. «Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникативного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов. В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

анализ управления процессами коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иных фактов и событий;

анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения; выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;

анализ получателей, являющийся жизненно важным для результативной коммуникации;

анализ результатов («эффекта»)коммуникативного воздействия; в целом результативность коммуникации оценивается на основании возникшего интереса к содержанию сообщения, а не ответная реакция получателя.

Если основные четыре компонента понятны и не вызывают у исследователей никаких разногласий, то последний, пятый компонент, интерпретируется по-разному. Вопрос: «С каким эффектом», соответствующий компоненту результат, имеет основу для ответной реакции субъекта-получателя. Но данная схема не предполагает наличия обратной связи, а только подготавливает ее, благодаря определению результативности полученной реципиентом информации. Поэтому предпосылки для двухсторонней модели были, однако, в связи с начальным этапом развития средств коммуникаций, Г. Лассуэлл оставил ее односторонней (линейной). «Формула» Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, коммуникация рассматривается как монолог и а трактуется как процесс убеждения.

Коммуникативная «формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия – в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком – она монологична, в ней отсутствует обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не «саму по себе», а как двусторонний процесс.

В дальнейшем Г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопросы: Кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?[6]

1. Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть разные. Определение этого аспекта важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

2. Вопрос с каким намерением? – ключевой, поскольку уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств, о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.

3. Ответ на вопрос в какой ситуации? связан с определением того, при каких условиях – благоприятных, неблагоприятных или нейтральных – осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

4. Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

5. Ответить на вопрос используя какую стратегию? – значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения результативной коммуникации. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов.

6. Вопрос на какую аудиторию? связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективность коммуникации связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей).

7. Отвечая на вопрос с каким результатом?, подразумевается оценка итога совокупных усилий субъектов коммуникативного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками.

 

Более развернутые модели коммуникации рассмотрены в таком направлении психологической науки, как познание человека человеком (А.А. Бодалев) или социальная перцепция.

Рассмотрим первое направление, в рамках которого разделяется сообщение на вербальный и невербальный ег аспекты (голос и собственно речь). Какая информация может быть передана через звучащую (устную речь)?

В этом контексте полезно пpедставить точку зpения философа. Г.Шпет пишет, что пpоизнесенное и воспpинятое слово диффеpенциpуется слушающим при речевой коммуникации по многим категоpиям [59, с.384]:

- как слово человека, как общий пpизнак человека; - что звучит, речь человека или???

- как голос данного человека N, индивидуальный пpизнак N; - какой человек говорит (распознавание личности)

- как знак какого-то психофизического состояния N (уставший, здоровый,

- как пpизнак пpинадлежности к какой-то культуpе, этноса

- как обладатель фонетических, лексических свойств;

- как носитель понимаемого значения;

- как установленная на данной степени pазвития культуpы моpфологическая, синтаксическая, этимологическая фоpма;

- как носитель эмоционального тона N, свойств личности N, ее отношений (эмотивная и индикативная функции или, иначе. в терминологии старинной физиономики, патогномическая и физиономическая функции)

На самом деле этот перечень не перекрывает всей возможной информации в устном общении. Например, мы способны распознать стиль коммуникации, используемый собеседником. С.Л.Братченко предлагает дифференцировать такие стили общения, как:

1. Авторитарный - (АВ) - ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, это когнитивный эгоцентризм, требование быть понятым;

2. Манипулятивный (М) - ориентация на использование собеседника и общения в своих целях, для получения разно вида выгоды, отношение к собеседник у как к средству, стремление «вычислить» собеседника, увидеть его слабые места, чтобы получить нужную информацию, овладение хитростями в общении для получения нужной информации.

3. Альтероцентрический (АЛ) - "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели, потребности, бескорыстно жертвование своими интересами, стремление понять запросы другого, безразличие к понимания себя со стороны другого, стремление к развитию собеседника, жертвуя собственным развитием.

4. Конформный (К) - отказ от равноправия в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, соглашательство, отсутствие стремления к истинному пониманию, направленность на подражание, реактивное общение,

5. Индифферентный (И) - такое отношение к общению, при котором оно игнорируется как таковое со всеми его проблемами, доминирование ориентации на сугубо деловых вопросах, "уход" от общения как такового.

6. Диалогический (Д) – диалогический, ориентация на равноправное общение,, основанное на взаимном доверии и уважении, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению и сотворчеству.

Опросник НЛО, разработанный С.Братченко, служит для измерения выраженности указанных 6 направленностей личности в общенииу испытуемого. (С.Л. Братченко. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997.

Возможны и другие классификации направленности личности в общении, например. можно выделить игровой стиль, духовный характер общения и др.

Есть и другие психологизированные модели коммуникации.

Они могут включат ьв свое рассмотрение психические процессы и , например, психические образы коммуникантов, регулирующие процесс общения:

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Социальное окружение


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Полезен материал? Поделись:

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.088 сек.